Дело Номер
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата г. Октябрьский районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Антиповой Е.Л.,
при секретаре Рассказовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оганян Генади Грачевича о признании незаконным решения УФМС по ЛО,
У С Т А Н О В И Л:
Оганян Г.Г., являясь гражданином республики Армения, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС по Липецкой области об аннулировании разрешения на временное проживание, ссылаясь на то, что решением от 30.04.2009 г. ему было разрешено временное проживание в Российской Федерации.
23.06.2010 г. он обратился с заявлением и необходимым пакетом документов в отдел УФМС России по Липецкой области для подтверждения своего проживания в Российской Федерации. В нарушение административных процедур инспектором ему не была отдана отрывная часть уведомления, а было предложено прийти за ней на прием 29.06.2010 г. Когда он явился на прием за получением отрывной части уведомления о подтверждении своего проживания, ему без объяснения была дана для подписи бумага, в которой его уведомляли об аннулировании его разрешения на временное проживание, в паспорт был поставлен штамп об аннулировании и указана дата принятия решения - 23.06.2010 г.
Заявитель ссылается, что ему не было вручено уведомление об аннулировании разрешения на временное проживание, на его просьбу о необходимости вручить ему копию, было отказано. Считает, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание незаконно, т.к. не были соблюдены необходимые процедуры, а именно: не была проведена проверка подтверждения оснований наличия обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание; не было вынесено мотивированное заключение; решение не было объявлено под личную роспись в течение трех дней, не было вручено уведомление с разъяснением оснований аннулирования, не был разъяснен порядок обжалования решения и необходимость выезда из РФ в течение 15 дней со дня принятия решения. Действиями сотрудников отдела были причинены моральные страдания. Считает, что действиями сотрудников отдела ОВРП и РИГ УФМС по Липецкой области нарушено его право на проживание в РФ, право на объективное рассмотрение предоставляемых документов; отказ в получении уведомления и в консультации, нарушил его право на получение информации. Просил признать решение об аннулировании разрешения на временное проживание незаконным и обязать УФМС РФ по Липецкой области отменить его, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 25 000 руб.
В судебном заседании заявитель, его представитель, действующий по доверенности Коляженкова Е.А., заявление поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Требования о компенсации морального вреда не поддержали, заявитель не настаивал на рассмотрении этих требований, указав, что ошибочно указал фамилию начальника отдела Лобанову О.В. в заявлении, пояснил суду, что лично с ней он в указанные даты не общался.
В судебном заседании представитель УФМС по Липецкой области по доверенности Кислых С.Д. требования не признала, пояснив суду, что Оганян Г.Г. в установленный срок не предоставил в УФМС России по Липецкой области свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, ранее предупреждался об обязанности предоставить такой документ в течение года момента въезда в РФ, 23.06.2010 г. было принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание, 29.06.2010 г. лично ознакомлен с принятым решением. Кроме того, заявитель до 23.04.2009 г. был поставлен на миграционный учет по адресу: ..., ..., данный факт в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание он не отразил.
Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителя УФМС по ЛО, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.п. 14 п.1 ст. 7 ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае6, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в п. 5 ст. 6,1 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 6.1 вышеназванного закона, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:
2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.
В силу п.6, руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при наличии у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документально подтвержденных уважительных причин вправе принять решение о продлении ему срока представления документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Согласно п.7, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при получении заявления иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, налоговый орган, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Согласно Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29.02.2008 г. № 40( п.п 82 -88), Основанием для начала административной процедуры является получение территориальным органом ФМС России информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения (пункт 50 Административного регламента).
При выявлении указанных оснований уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица. Срок проведения проверки не должен превышать 1 месяца со дня выявления оснований аннулирования разрешения.
По результатам проведенной проверки уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение (приложение N5 к Административному регламенту), которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Принятое решение объявляется иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней и вручается уведомление (приложение N8 к Административному регламенту), в котором указываются основания аннулирования разрешения на временное проживание, разъясняется порядок обжалования решения и необходимость выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения.
Разрешение в виде отметки в паспорте иностранного гражданина, аннулируется путем простановки мастичного штампа "Аннулировано".
Разрешение на временное проживание, оформленное в виде документа, изымается и приобщается к учетному делу.
Лицу без гражданства выдается справка установленной формы с фотографией (приложение N9 к Административному регламенту).
В необходимых случаях иностранному гражданину в установленном порядке выдается транзитная виза с кодом ТР 1.
В случае невыезда иностранного гражданина из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения территориальный орган ФМС России организует в установленном порядке работу по подготовке материалов о депортации.
Заключение об аннулировании разрешения и иные материалы, послужившие основанием для принятия решения, приобщаются к учетному делу.
Судом установлено, что 30.04.2009 г. решением № 20062 УФМС России по Липецкой области Оганян Г.Г. было разрешено временное проживание в Российской Федерации, что подтверждается объяснениями сторон в судебном заседании, заявлением Оганян Г.Г. и письменными возражениями представителя УФМС России по Липецкой области.
23.06.2010 г. инспектором отдела ОВРП и РИГ УФМС России по Липецкой области Игнатцовой Л.А. было вынесено заключение об аннулировании разрешения на временное проживание, которым было постановлено: аннулировать на основании пп 14 п.1 ст. 7 ФЗ от 25.07.2002 № 115 - ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание в РФ, выданное решением УФМС России по Липецкой области гражданину Республики Армения Оганян Г.Г. Также постановлено произвести процедуру аннулирования в соответствии с п.п. 84 - 85 Административного регламента. Данное решение было согласовано с начальником отдела Лобановой О.В. 29.06.2010 г., однако утверждено заместителем начальника УФМС России по Липецкой области И.В. Селютиным 23.06.2010 г.
Свидетель ФИО1 не могла пояснить, почему дата согласования не соответствует дате вынесения мотивированного заключения.
Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что она не проводила проверку по факту выявления непредоставления заявителем свидетельства о постановке на учет, не предлагала Оганян Г.Н. объяснить причины непредоставления свидетельства, не делала запросы в налоговые органы. Также свидетель отрицала, что Оганян Г.Г. 23.06.2010 г. подавались какие- либо письменные заявления, уведомления, сдавались какие- либо документы, показала, что она не помнит факт обращения Оганян Г.Г. 23.06.2010 г. Также суду пояснила, что она не ведет журнал приема граждан.
Из объяснений заявителя следует, что он 23.06.2010 г. обратился с письменным уведомлением, представил все необходимые документы, также предоставил свидетельство о постановке его на налоговый учет в г. Липецке, объяснял, что должен находится на налоговом учете в ..., поскольку в 2005 году им была приобретена квартира, он делал запросы, но ему на его неоднократные запросы не ответили.
Из объяснений представителя УФМС России по Липецкой области следует, что проверка подтверждения оснований наличия обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования разрешения, сотрудниками не проводилась, поскольку очевидно было, что заявитель пропустил срок предъявления свидетельства о постановке на налоговый учет, однако не смогла назвать дату въезда.
При рассмотрении дела заявителем представлена копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на территории РФ, потверждающая постановку на учет 22.06.2010 г.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права УФРС по ... от 22.08.205 г. Оганян Г.Г. является собственником квартиры по адресу ...
Согласно представленной расписке уведомление получил Оганян Г.Г. 29.06.2010 г., однако какое уведомление было получено, из текста расписки не следует.
При рассмотрении заявления представителем УФМС по ЛО представлена первоначально копия образца уведомления, затем текст уведомления, которые отличаются по смысловому содержанию и не являются однотипными. Суду не представлено бесспорных доказательств вручения заявителю уведомления о принятом решении об аннулировании с указанием оснований аннулирования разрешения на временное проживание, порядка и сроков его обжалования, порядка и срока выезда из Российской Федерации при оспаривании этого обстоятельства заявителем.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что УФМС России по Липецкой области были нарушены административные процедуры, связанные с аннулированием ( выявление факта, проведение проверки, вынесении мотивированного заключения, вручения уведомления), которые привели к нарушению прав заявителя, а именно право на информацию об основаниях аннулирования разрешения на временное проживание, следовательно, решение от 23.06.2010 г. об аннулировании разрешения на временное проживание незаконно и необоснованно и оно подлежит отмене.
Довод о том, что Оганян Г.Г. был уведомлен по почте о принятом решении также не нашел своего подтверждения.
Первоначальный представленный суду текст уведомления, отправленный по адресу: ..., ..., ..., ... содержал в себе информацию о принятом решении, однако текст уведомления не соответствовал форме уведомления. Согласно журнала исходящей корреспонденции был отправлен простым письмом адресату Оганян Г.Г. Однако из журнала невозможно установить по какому адресу было направлено уведомление.
Представленная суду представителем УФМС по ЛО позднее копия уведомления от 23.06.2010 г. содержит другой адрес: ..., ..., ..., .... Объяснения представителя в этой части о направлении по двум адресам не подтверждаются представленной выпиской из журнала учета исходящей корреспонденции, поскольку в журнале за указанную дату имеется только одна запись об отправке почтового отправления.
Кроме того, отсутствуют доказательства о получении заявителем данных отправлений.
Также не может быть принят во внимание довод представителя УФМС по ЛО о том, что не было необходимости получать объяснения у заинтересованного лица по факту пропуска срока, поскольку законом предусмотрен срок предъявления свидетельства о постановке на учет, также предоставлено право руководителю продлевать указанные в законе сроки предоставления документов, а для того чтобы воспользоваться таким правом, необходимо в первую очередь выяснить причины непредоставления в указанные сроки, требуемых документов. Данный подход, по мнению суда является формальным, направленный на не выяснение обстоятельств, повлекших пропуск срока предоставления документов. Упростив процедуру аннулирования разрешения на временное проживание только вынесением заключения и вручением уведомления заявителю, орган, в чью компетенцию входит решать данные вопросы,нарушил основополагающие принципы - получить объяснения у заинтересованного лица и принять во внимание причины, которые могут быть признаны руководителем этого органа уважительными. В мотивированном заключении обязательно должны быть отражены обстоятельства пропуска указанного срока предоставления орган документов, в частности свидетельства о постановке на налоговый учет, приведены объяснения заинтересованного органа. При проведении процедур аннулирования разрешения на временное проживание, могли быть запрошены сведения из ИФНС по ..., поскольку обязанность произвести постановку на учет лежит на налоговом органе при приобретении объектов недвижимости при условии сообщения регистрирующих органов о совершенной сделке.
При рассмотрении заявления судом было учтено, что заявитель к моменту своего обращения 23.06.2010 г. уже стоял на налоговом учете ( 22.06.2010 г. - дата постановки по г. Липецку).
Довод о том, что были другие основания для аннулирования разрешения на временное проживание, не может повлечь признание решения законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Оганян Г.Г. удовлетворить.
Признать решение УФМС РФ по ЛО от 23.09.2010 об аннулировании разрешения на временное проживание незаконным в отношении Оганян Г.Г., отменив его.
На решение может быть подана жалоба в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Л.Антипова
Мотивированное решение изготовлено
Дата г. судья Е.Л.Антипова