о признании права собственности в порядке приватизации



Дело №

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) года

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Рябых Т.В.,

при секретаре Чекмаревой О.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Зайцевой А.А. к Администрации г. Липецка о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Зайцева А.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Липецка о признании права собственности на комнату № в ... по ул. ... микрорайон г. Липецка, ссылаясь на то, что ее матери Ткачевой И.В. была предоставлена данная комната на основании ордера № от (дата) года, выданного ОУБ и ЖКХ Главлипецкстроя. Она проживает в спорной комнате и была зарегистрирована в ней с момента рождения с (дата) г. Постоянно с мамой Ткачевой И.В. Они оплачивают коммунальные услуги и за жилое помещение за койко-место, в комнате находится все их личное имущество, имуществом общежития они не пользуются, в трудовых отношениях с ответчиком не состоят. Кроме того, они постоянно следят за санитарно-техническим состоянием своей комнаты, все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что они имеют права и исполняют обязанности нанимателя принадлежащего им помещения.. Желая реализовать свое право на приватизацию, она обратилась в департамент ЖКХ, однако, получила отказ, обоснованный тем, что она заселилась в общежитие на койко-места, на которые не распространяется о заключении договора социального найма. Ранее участия в приватизации она не принимала, и во внесудебном порядке решить данный вопрос не представляется возможным.

В судебное заседание истица Зайцева А.А. не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, ее интересы представляет пот доверенности представитель Коростелева С.П., которая в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик - представитель администрации г. Липецка в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в их отсутствие не просил, в связи с чем суд полагает, что имеется достаточно оснований для рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Третье лицо - Ткачева И.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, и отказа от приватизации в пользу дочери.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. ст. 8, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ст. 12 данного кодекса защита гражданских прав осуществляется путем прекращения или изменения правоотношений.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Судом установлено, что на основании ордера № от (дата) года, выданного ОУБ и ЖКХ Главлипецкстроя, Ткачевой И.В., работнику СМУ тр. «ЖС» была предоставлена комната в общежитии ... по ... микрорайону в г. Липецке. Копия ордера приобщена к материалам дела л.д. 10).

Согласно выпискам из домовой книги и финансово-лицевого счёта в общежитие ... по ул. ... микр. в г. Липецке зарегистрированы Ткачева И.В. с (дата) г. И Зайцева А.А. с (дата)г. л.д. 7,8)

Из сообщения Департамента ЖКХ администрации г. Липецка усматривается, что общежитие, расположено по адресу: г. Липецк, ... микрорайон, ... является муниципальной собственностью и имеет статус общежития л.д. 29). Данный факт также подтверждается сообщением ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» л.д. 28).

Согласно ответа МУП «РВЦЛ» г. Липецка от (дата)г. плата за жилищно-коммунальные услуги на ком. ... в ... по ул. ... микр. в г. Липецке начисляется на имя Ткачевой И.В. с ...., на имя Зайцевой А.А. с .... л.д.26). Жилищно-коммунальные платежи осуществляются своевременно, задолженность по квартплате отсутствует, что подтверждается справкой МУП «РВЦЛ» г. Липецка от (дата) г. л.д. 9).

Зайцева А.А. ранее участия в приватизации жилья в г. Липецке не принимала, что подтверждается справкой ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от (дата)г.

Согласно ст.7 Федерального закона Российской Федерации от (дата)г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от (дата)г., 30.06., (дата) г., (дата)г., (дата)г.) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из буквального смысла статьи 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, занимающие вышеуказанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В силу ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Как следует из преамбулы данного Закона, закрепление права граждан на приватизацию предполагает создание равных условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение гражданам возможности улучшать свои жилищные условия, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, осуществлять с ним сделки на рынке недвижимости.

Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений, должно быть предоставлено в равной мере всем нанимателям, членам их семей, а также иным гражданам, на законном основании занимающих жилые помещения и имеющим равные с нанимателем права и обязанности по договору социального найма.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" внимание судов обращено на положения ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации о высшей юридической силе Конституции и о ее прямом действии и применении на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этими конституционными положениями Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил судам необходимость оценки содержания закона или иного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях - применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из вышеизложенного следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При отсутствии договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлено в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Учитывая, что по состоянию на (дата) года Зайцева А.А. проживала в спорной комнате, оплачивала коммунальные услуги, следовательно, на нее распространяются положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Третье лицо вселилась в спорное жилое помещение на основании ордера от (дата)г. и была зарегистрирована (дата)г., отказалась от участия в приватизации в пользу дочери Зайцевой А.А., за ней сохраняется право пользования комнатой ... в ... по ул. ... микр. в г. Липецке.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может являться основанием к отказу истице в удовлетворении исковых требований, поскольку реализация прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Поскольку участие в приватизации является добровольным, а Ткачева И.В. от участия в приватизации отказалась, то требования истицы о признании за ней права собственности на спорную комнату являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать за Зайцевой А.А. право собственности на комнату ..., в ... по ул. ... микрорайон г. Липецка.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Октябрьский районный суд г. Липецка в течение семи дней со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка по истечении срока, предоставленного ответчику для подачи заявления об отмене заочного решения.

Судья: подпись Т.В. Рябых