о признании права собственности в порядке приватизации



Дело №г.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Антиповой Е.Л.,

при секретаре Рассказовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гай В.В., Гай М.А. к администрации г. Липецка, Липецкой КЭЧ района, Министерству обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Гай В.В. и Гай М.А. обратились в суд с иском к администрации г. Липецка, Липецкой КЭЧ района, Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Свои требования обосновали тем, что Гай В.В. было предоставлено служебное помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи 2 чел. ДД.ММ.ГГГГ между Гай В.В. и Липецкой КЭЧ района был заключен договор найма служебного жилого помещения, также между ООО ГУК « Левобережная» и Гай В.В. заключен бессрочный договор социального найма жилого помещения. Заказчиком строительства дома была войсковая часть <данные изъяты>, после ввода в эксплуатацию дом передан на баланс и в обслуживание МУП « Первое жилищное управление ГУ ЖКХ г. Липецка. Указанная квартира не числиться в муниципальной собственности, также не внесена в реестр федерального имущества. Возражая против приватизации квартиры, Липецкая КЭЧ сообщила, что спорная квартира по постановлению Главы администрации за № от ДД.ММ.ГГГГ признана служебной и не подлежит приватизации. Гай В.В. являлся военнослужащим, общий срок его службы составил 23 года. ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас по состоянию здоровья в звании полковник, по заключению медико-социальной экспертизы ему была установлена 2 группа инвалидности. При его увольнении Министерство обороны должно было ему предоставить жилое помещение по избранному постоянному месту жительства в собственность или по договору социального найма. Однако, при увольнении ему не предоставили жилое помещение, также не расторгли договор социального найма жилого помещения. Полагают, что квартира утратила статус «служебная» и может быть приобретена в собственность в порядке приватизации. Они ранее не участвовали в приватизации, поскольку всегда были зарегистрированы при воинских частях. Просят признать за ними право собственности в порядке приватизации в равных долях на <адрес>, в <адрес>.

В процессе рассмотрения дела требования уточнили, просили также признать <адрес> в <адрес> утратившей статус служебное жилое помещение.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Шатрова Н.М. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представители ответчиков администрации г. Липецка, ФГКЭУ «Липецкая КЭЧ района», Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Ранее в возражении на иск ФГКЭУ « Липецкая КЭЧ района» исковые требования не признала, указав на то, что спорная квартира строилась за счет федеральных средств, заказчиком являлась войсковая часть <данные изъяты> Министерства обороны РФ. Статус « служебного жилья» в отношении квартиры был установлен постановлением Главы администрации г. Липецка № от ДД.ММ.ГГГГ Между Липецкой КЭЧ и Гай В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения. Статус служебного жилья с квартиры не снимался. Гай В.В. с таким заявлением не обращался. Обязанность обеспечения жильем по договору социального найма несет командование войсковой части, в которой Гай В.В. проходил службу на момент увольнения.

Представитель третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. В отзыве на иск указал, что спорная квартира не вошла в состав имущества прошедшего учет. Согласно Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № « О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ» военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и помещений в военных городках. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом « функции по принятию решения о включении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда осуществляет Министерство обороны РФ. Требования истцов считает обоснованным и не возражает против удовлетворения.

Представитель третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Установлено, что <адрес> в <адрес> построена за счет федеральных средств, заказчиком строительства данного дома являлась войсковая часть №.

Согласно карточке учета от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> значится как служебная, из отметок следует, что ДД.ММ.ГГГГ квартира предоставлена Гай В.В., проходящего службу в военном комиссариате Липецкой области.

Согласно представленных сведений из ОГУП « Липецкоблтехинвентаризация» право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения в отношении объекта недвижимого имущества - <адрес> в <адрес>, отсутствуют.

Из ответа ТУ Росимущества в Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> в <адрес> в составе имущества прошедшего учет, не значится.

Из ответа Департамента жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> Реестре муниципальной собственности не числится.

Из объяснений представителя истцов следует, что Гай В.В. являлся военнослужащим, проходил службу в Вооруженных Силах на офицерских должностях с ДД.ММ.ГГГГ, уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ

На основании протокола № заседания жилищной комиссии военного комиссариата Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Гай В.В., проходящему службу в военном комиссариате <адрес> распределена служебная двухкомнатная <адрес> распределена служебная двухкомна3.03.2006 г. лах на офи

ДД.ММ.ГГГГ между Липецкой квартирно- эксплуатационной части района и Гай В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения №. На основании данного договора Гай В.В. на состав семьи 2 чел. ( жена Гай М.А.) была предоставлена <адрес> в г. Липецке, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны России, сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Истцы проживают в указанной квартире, зарегистрированы по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги и выпиской из финансово- лицевого счета.

Приказом Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Гай В.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья. В приказе также указано, что Гай В.В. обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.

Согласно выписки из приказа военного комиссара Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ полковник Гай В.В., начальник 3 отдела кадров и учета офицеров запаса военного комиссариата Липецкой области, уволенного с военной службы приказом обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в запас по состоянию здоровья, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава военного комиссариата.

В силу ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» …военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Фелерации»……., не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

При рассмотрении споров по искам граждан о защите права на приватизацию необходимо учитывать, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в силу статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Поэтому у суда при рассмотрении данного дела имеются основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и потому соответствии со статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.

Из ответа Департамента ЖКХ администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ в адрес военного комиссариата Липецкой области следует, что в соответствии с распоряжением главы г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № № « О создании комиссии», однако комиссия по вопросам отнесения жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Липецка к специализированному жилищному фонду и исключению из него, отменить с данного жилого помещения статус « служебного» не имеет полномочий.

Сведений о регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного ответчиком представлено не было.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как, таких доказательств ответчиками не представлено.

Таким образом, статус служебного жилого помещения в отношении занимаемой квартиры, не подтвержден, а следовательно указанную квартиру нельзя считать служебной,в связи с чем истица имеет право на её приватизацию.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей в период окончания строительства <адрес> и ввода в эксплуатацию и правоотношений, связанных с определением статуса жилого помещения, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия постановления Главы администрации г. Липецка № от ДД.ММ.ГГГГ и передаче на баланс и обслуживание МУП « Первое жилищное управление» Главного управления ЖКХ г. Липецка данное жилое помещение должно быть включено в жилищный фонд г. Липецка.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за военным ведомством в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.

Признание спорного жилого помещения служебным на основании постановления Главы администрации г. Липецка № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 32), а в последующем не осуществление действий, связанных с регистрацией жилого помещения в качестве специализированного жилищного фонда, влечет за собой утрачивание статуса служебного и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Довод о том, что спорная квартира продолжает оставаться служебной, является голословным, поскольку какими-либо доказательствами не подтвержден.

Довод представителя Липецкой КЭЧ района о том, что достаточно обращения истцов в администрацию г. Липецка с ходатайством об изменении статуса квартиры, поскольку ранее статус по другой квартире был изменен безоснователен, поскольку администрация г. Липецка не считает спорную квартиру муниципальной.

Суд считает, что с учетом конституционно-правовых норм, а также толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, право на приватизацию гражданами служебного жилого помещения должно быть реализовано по следующим основаниям.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № отмечалось, что приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, ст.ст. 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В то же время справедлива правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении "По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с запросом <данные изъяты> районного суда <адрес>, а также жалобами граждан ФИО6 и ФИО7" от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой отсутствие законодательно установленных критериев запрета на приватизацию жилья приводит к произвольному ограничению прав граждан. Такое ограничение не служит необходимым и соразмерным средством защиты конституционно признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц, и в случае отнесения законодателем - в соответствии с названными критериями - тех или иных жилых помещений к имеющим особый правовой режим и потому не подлежащим приватизации; должна быть обеспечена возможность обжалования распространения такого режима на конкретное жилое помещение. При этом, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, необходимо проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая ст. 46 Конституции Российской Федерации защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

Во-вторых, право на приватизацию гражданами служебного жилого помещения, в том числе военнослужащими, возможно также исходя из фактических обстоятельств.

Учитывая в совокупности определенные обстоятельства, а именно: наличие у военнослужащего Гай В.В.определенной выслуги лет (10 лет и более в календарном исчислении); увольнение по "льготным" основаниям; отнесение к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилым помещением в собственность (на весь период службы - служебным жилым помещением); невозможность выселения граждан из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; соответствие занимаемого служебного жилого помещения всем необходимым жилищным, санитарным и иным нормам; признание гражданина и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий (в получении жилого помещения), суд считает, что истцы при указанных обстоятельствах имеют субъективное право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Кроме того, если допустить, что спорное жилое помещение является служебным, то суд должен учесть, что требования к Гай В.В. о выселении из названного жилого помещения после его увольнения из указанной квартиры никем не предъявлялись, другой жилой площадью Гай В.В. и Гай М.А. не обеспечивались, а также то, что в настоящее время они не могут быть выселены из занимаемого ею жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда имелись основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и потому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оно подлежало передаче в собственность в порядке приватизации. Ранее истцами право на приватизацию жилых помещений не использовалось.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать право собственности за Гай В.В., Гай М.А. по 1/2 доле за каждым на <адрес> в <адрес> в порядке приватизации.

Ответчики вправе подать в суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке или опротестовано в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком( ами) заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.Л.Антипова

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ судья Е.Л.Антипова