об обжаловании незаконных действий органов государственной власти



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                  г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка под председательством

судьи Сурниной Л.Г.

при секретарях Чекмарёвой О.И. и Суровцевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хамраз С.З.С.А. об обжаловании действий государственного органа,

У С Т А Н О В И Л:

Хамраз С.З.С.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий государственного органа - Управления Федеральной миграционной службы России по Липецкой области, просила признать незаконным отказ в принятии заявления о продлении вида на жительство ей и ее несовершеннолетним детям и обязать УФМС России по Липецкой области принять это заявление.

Требования мотивированы тем, что, являясь гражданкой <данные изъяты> и проживая вместе со своими несовершеннолетними детьми Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории г. Липецка по виду на жительство, выданному УВД Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ и продленному до ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Липецкой области с заявлением о продлении ей и ее детям вида на жительство. В принятии заявления ей было отказано без объяснения причин, в выдаче письменного подтверждения того, что она обращалась с заявлением, также отказано.

Считает отказ в принятии заявления незаконным, поскольку он не предусмотрен действующим законодательством.

В судебном заседании заявитель и ее представитель по ордеру адвокат Гурьев А.А. поддержали заявленные требования.

Представители УФМС России по Липецкой области Кирьянова О.С. и Кислых С.Д. в своих возражениях указали, что в нарушение Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГ на момент обращения заявителем не был представлен полный пакет документов, в частности, отсутствовали свидетельства о рождении детей, документ, подтверждающий наличие жилого помещения и квитанции об оплате государственной пошлины за продление вида на жительство детям.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) дано понятие вида на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Согласно п. 3 ст. 8 того же Федерального закона, вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство определен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794.

В соответствии с названным Положением, вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации.

Согласно п. 20 по окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином (лицом без гражданства) в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы одним из родителей или законным представителем (п. 3 Положения).

В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство.

Согласно п.6 при подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет 4 фотографии размером 35 х 45 мм и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие его личность и гражданство;

б) оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание;

в) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

г) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии);

д) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации. Подпись ребенка на заявлении должна быть заверена нотариусом;

е) документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ж) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;

з) документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Аналогичные требования содержатся и в Административном регламенте по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Объяснениями участников процесса, материалами дела установлено, что, являясь гражданкой <данные изъяты>, Хамраз С.З.С.А. проживает в России на территории города Липецка по виду на жительство, выданному ДД.ММ.ГГГГ УВД Липецкой области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем продленный до ДД.ММ.ГГГГ Совместно с ней проживают вписанные в ее вид на жительство несовершеннолетние дети <данные изъяты>

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 20.03.2011 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

До истечения шестимесячного срока действия вида на жительство ДД.ММ.ГГГГ Хамраз С.З.С.А. обратилась в Управление Федеральной миграционной службы России по Липецкой области с заявлением о продлении ей и ее детям вида на жительство, однако в приеме заявления ей было отказано.

Как следует из объяснений представителей УФМС России по Липецкой области, основанием к отказу послужило отсутствие на момент обращения с заявлением свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, документа, подтверждающего наличие жилого помещения и квитанций об оплате государственной пошлины за каждого из детей.

Представителями УФМС России по Липецкой области не представлены суду доказательства, свидетельствующие об отсутствии у заявителя при подаче заявления о продлении вида на жительством свидетельств о рождении несовершеннолетних детей и документа, подтверждающего наличие жилого помещения.

Из представленного заявителем суду пакета документов следует, что у него имелись как свидетельства о рождении детей, так и документ, подтверждающий наличие жилого помещения.

При этом представителями заинтересованного лица не доказано, что подпись на заявлении М. предоставившего принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение на вселение и регистрацию по постоянному месту жительства как заявителю, так и несовершеннолетним детям <данные изъяты>, удостоверена нотариусом В. ДД.ММ.ГГГГ после обращения в УФМС России по Липецкой области с заявлением о продлении вида на жительство.

Согласно пункта 6 Административного регламента за выдачу или продление срока действия вида на жительство взимается государственная пошлина.

При этом часть 2 пункта 6 делает отсылку к подпункту 18 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым за выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства производится оплата госпошлины в размере 2 000 рублей.

В соответствии с п. 16 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) независимо от возраста.

По просьбе своих родителей (законных представителей) иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший возраста 14 лет, может быть также вписан в их виды на жительство.

Административный регламент конкретизирует, что иностранный гражданин, не достигший возраста 14 лет, вписывается в виды на жительство своих родителей (законных представителей) на основании их заявления, оформленного в произвольной форме.

При внесении сведений о ребенке в виды на жительство родителей (законных представителей) в вид на жительство каждого из родителей (законных представителей) вклеивается фотография ребенка независимо от его возраста (п. 63).

Заявление о продлении срока действия вида на жительство представлено заявителем на бланке установленной, а не произвольной формы.

Следовательно, независимо от намерения заявителя, как было высказано в судебном заседании ее представителем, вписать несовершеннолетних детей в вид на жительство матери, а не получить его самостоятельно на каждого из детей, уплате подлежит государственная пошлина в размере 2 000 руб. на каждого.

В то же время суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованного лица в той части, что государственная пошлина за совершение административной процедуры должна быть оплачена до обращения с заявлением в УФМС, а квитанция об ее оплате представлена одновременно с заявлением.

Ни пункт 6 Положения, ни п. 38 Административного регламента не содержат в своих перечнях квитанцию об оплате госпошлины, как документа, необходимого для представления одновременно с заявлением, а пункт 112 Административного регламента прямо указывает, что иностранный гражданин обязан представить квитанцию об уплате государственной пошлины при получении вида на жительство (пункт 6 Административного регламента)

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки: при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов).

При этом исходя из системного толкования данной статьи, в частности с ее подпунктом 6 пункта 1, предусматривающим уплату государственной пошлины до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1 настоящего пункта, можно сделать однозначный вывод о том, что в рассматриваемом случае квитанции об оплате госпошлины необходимо было представить при получении вида на жительство.

Следовательно, заявление об обжаловании действий государственного органа является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

К судебным расходам, согласно части первой статьи 88 ГПК РФ, относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

При обращении в суд заявитель понесла расходы по оплате государственной пошлины в размере 200,00 руб., что подтверждается чеком-ордером. Данные расходы подлежат возмещению с УФМС России по Липецкой области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ в принятии заявления о продлении вида на жительство и обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Липецкой области принять заявление Хамраз С.З.С.А. о продлении ей и ее несовершеннолетним детям <данные изъяты> вида на жительство в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы России по Липецкой области в пользу Хамраз С.З.С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение подлежит обжалованию в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено

18.07.2011 г. в соответствии с ч. 2 ст. 108 ГПК РФ.

Председательствующий