о понуждении к проведению аттестации рабочих мест



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Сурниной Л.Г.

при секретаре                              Гункиной Н.П.,.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 61 г. Липецка о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 61 (МОУ СОШ № 61 г. Липецка) о понуждении к проведению в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда. В обоснование заявленных требований указал, что аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиком не проводилась в нарушение требований ст. 212 ТК РФ и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.07 г. Данный факт установлен в ходе проверки и нашел свое отражение в акте. Просил обязать МОУ СОШ № 61 г. Липецка провести аттестацию по условиям труда 5 рабочих мест руководителей (администрации) учреждения: директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной части, заведующего библиотекой; 24 рабочих мест преподавателей учреждения: преподавателя ОБЖ, психолога, логопеда, инструктора по ФЭК, мастера производственного обучения, педагога дополнительного образования, воспитателей (2 единицы), учителей русского языка (2 единицы), учителей математики (2 единицы), учителя физики, учителя истории, учителя биологии, учителя географии, учителя иностранного языка, учителя физкультуры (2 единицы), учителя технологии, учителя ИЗО и черчения, учителя музыки, учителя начальных классов (2 единицы); 9 рабочих мест технического персонала учреждения: библиотекаря, дворника, гардеробщика, рабочего по текущему ремонту, водителя, сторожа, лаборанта, механика, медсестры.

Определением от 20.07.2011 г. дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель прокурора Коршунова Н.А. исковые требования поддержала,

Представитель МОУ СОШ № 61 Миронова С.Н. исковые требования признала, просила отсрочить исполнение решения до 1 марта 2012 г. в связи с отсутствием финансирования.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента образования администрации г. Липецка в судебное заседание не явился.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.

В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности по обеспечению безопасности условий и охраны труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали и будут занимать в будущем. В данном случае невозможно индивидуализировть круг лиц, права которых будут нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, а потому следует говорить о нарушении права неопределенного круга лиц на безопасные условия труда. Таким образом, прокурор, в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с которым аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (п.п. 1, 2).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, предусмотренных п.п. 1-8 п. 45 Порядка.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации установлены пунктом 5 Порядка и составляют не реже одного раза в пять лет.

Вновь организованные места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

В соответствии со штатным расписанием МОУ СОШ № 61, в указанном учреждении имеются рабочие места директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной части, заведующего библиотекой, преподавателя ОБЖ, психолога, логопеда, инструктора по ФЭК, мастера производственного обучения, педагога дополнительного образования, воспитателей (2 единицы), учителей русского языка (2 единицы), учителей математики (2 единицы), учителя физики, учителя истории, учителя биологии, учителя географии, учителя иностранного языка, учителя физкультуры (2 единицы), учителя технологии, учителя ИЗО и черчения, учителя музыки, учителя начальных классов (2 единицы), библиотекаря, дворника, гардеробщика, рабочего по текущему ремонту, водителя, сторожа, лаборанта, механика, медсестры.

В ходе проведения прокуратурой Октябрьского района г. Липецка проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что аттестация по условиям труда указанных рабочих мест не проведена.

Таким образом, факт бездействия ответчика по аттестации рабочих мест по условиям труда установлен и не оспаривается, а потому исковые требования подлежат удовлетворению. С учетом того, что на текущий финансовый год не запланированы финансовые средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, суд считает возможным установить окончательный срок выполнения требований истца 1 марта 2012 года.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Департамент образования администрации г. Липецка в соответствии с Уставом МОУ СОШ № 61 г. Липецка является учредителем учреждения и при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Коль скоро исковые требования прокурора не заключаются во взыскании определенной суммы, хотя и влекут денежные затраты, оснований для привлечения Департамента образования администрации г. Липецка к гражданско-правовой ответственности не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального общеобразовательного учреждения среднюю общеобразовательную школу № 61 г. Липецка в срок до 1 марта 2012 года провести аттестацию по условиям труда рабочих мест директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной части, заведующего библиотекой, преподавателя ОБЖ, психолога, логопеда, инструктора по ФЭК, мастера производственного обучения, педагога дополнительного образования, воспитателей (2 единицы), учителей русского языка (2 единицы), учителей математики (2 единицы), учителя физики, учителя истории, учителя биологии, учителя географии, учителя иностранного языка, учителя физкультуры (2 единицы), учителя технологии, учителя ИЗО и черчения, учителя музыки, учителя начальных классов (2 единицы), библиотекаря, дворника, гардеробщика, рабочего по текущему ремонту, водителя, сторожа, лаборанта, механика, медсестры.

Взыскать с МОУ средней общеобразовательной школы № 61 г. Липецка государственную пошлину <данные изъяты> в бюджет администрации города Липецка.

Решение подлежит обжалованию в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий