Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (дата) Октябрьский районный суд г.Липецка в составе: Судьи Коса Л.В., при секретаре Воронцовой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ ОСОШ № 2, департаменту образования администрации г. Липецка о понуждении к проведению в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Липецка, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ ОСОШ № 2 о понуждении к проведению в учреждении аттестации 11 рабочих мест технического персонала учреждения: лаборанта, рабочего по комплексному обслуживанию (дворник), рабочего по комплексному обслуживанию (уборщик служебных помещений), рабочего по комплексному обслуживанию (гардеробщик), рабочего по текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, сторожа, секретаря-машинистки, водителя. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 ТК РФ). В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления внедренных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ). Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.07 №569. Согласно п.п.1,2 указанного Порядка, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, предусмотренных п.п.1-8 п.45 Порядка. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п.5 Порядка). Вновь организованные места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п.7 Порядка). В ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Липецка проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что аттестация по условиям труда рабочих мест в МОУ ОСОШ № 2 не проведена. В силу ст. 353 Трудового кодекса РФ, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. В соответствии со ст. 210 ТК РФ, установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, так как неисполнение требований действующего законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых, в результате периодических изменений кадрового состава меняется, соответственно, их нельзя индивидуализировать и привлечь к участию в деле. В судебное заседание представитель Октябрьской прокуратуры г. Липецка не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика МОУ ОСОШ № 2, заместитель директора по административно-хозяйственной части Гаврилюк Л.С. иск признала, суду пояснила, что отсутствие денежных средств не позволяет провести аттестацию рабочих мест в образовательном учреждении. Просила установить срок проведения аттестации 01.03.2012г. в связи с отсутствием в настоящее время финансирования. Представитель Департамента образования администрации г.Липецка в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в заявлении, адресованном суду, иск признали и просили установить срок выполнения требований истца 01.03.2012г. в связи с тем, что на текущий финансовый год не запланированы финансовые средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации МОУ ОСОШ № 2 г.Липецка. Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Как следует из статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Судом установлено, что согласно представленным спискам в учреждении, имеются следующие рабочие места, которым необходима аттестация,- 11 рабочих мест технического персонала учреждения: лаборант, рабочий по комплексному обслуживанию (дворник), рабочий по комплексному обслуживанию (уборщик служебных помещений), рабочий по комплексному обслуживанию (гардеробщик), рабочий по текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, сторож, секретарь-машинистка, водитель. Согласно п. 5, 7 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет; вновь организованные места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Принимая во внимание, что аттестация вышеуказанных рабочих мест в установленные законом сроки не проведена, суд приходит к выводу, что требования прокурора Октябрьского района г. Липецка подлежат удовлетворению. Суд считает, что аттестации подлежат 11 рабочих мест, согласно представленному списку МОУ ОСОШ № 2. Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Учитывая, что по сообщению ответчиков на текущий финансовый год не запланированы финансовые средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации МОУ ОСОШ № г.Липецка и просили установить срок выполнения требований истца 01.03.2012г., что МОУ ОСОШ № 2 является бюджетным учреждением, суд считает возможным установить срок проведения аттестации 01.03.2012г. По данному делу истец освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, поэтому с ответчика МОУ ОСОШ № 2 в доход бюджет г. Липецка всоответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и ст. 60.1 Бюджетного кодекса РФподлежит взысканию госпошлина в сумме 400 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Обязать в срок до 01марта 2012года администрацию МОУ ОСОШ № 2 провести аттестацию по условиям труда рабочих мест: -лаборанта; -рабочего по комплексному обслуживанию (дворник); -рабочего по комплексному обслуживанию (уборщик служебных помещений); -рабочего по комплексному обслуживанию (гардеробщик); рабочего по текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования; -сторожа; -секретаря-машинистки; -водителя. Взыскать с МОУ ОСОШ № 2 в доход бюджета г. Липецка госпошлину в сумме 400руб. (четыреста руб.). При недостаточности денежных средств у МОУ ОСОШ № 2 для выполнения вышеуказанных обязанностей субсидиарную ответственность возложить на департамент образования администрации г. Липецка. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Судья: Л.В.Коса Мотивированное решение изготовлено (дата). Судья: Л.В.Коса