признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка и о предоставлении земельного участка



Дело

                                                          

             РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                              

(дата) Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

судьи                                        КОСА Л.В.

при секретаре        ГУНКИНОЙ Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельникова Н.Н. к Администрации г.Липецка, Управлению имущественных и земельных отношений, Администрации Липецкой области, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка и о предоставлении земельного участка,

                                                          УСТАНОВИЛ:

             Стрельников Н.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.Липецка, Управлению имущественных и земельных отношений о признании незаконными отказов Управления имущественных и земельных отношений от (дата) и администрации г.Липецка № С-330 от (дата) в предоставлении земельного участка и о понуждении предоставить в аренду земельный участок ориентировочной площадью 539 кв.м, расположенный по адресу: г.Липецк, ул. Катукова в районе АЗС «Лукойл» для размещения объекта дорожного сервиса- станции технического обслуживания автомобилей. В обоснование своих требований ссылался на то, что (дата) обратился в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 539 кв.м, расположенный по адресу: г.Липецк, ул. Катукова в районе АЗС «Лукойл» для размещения объекта дорожного сервиса- станции технического обслуживания автомобилей. К заявлению были приложены       геодезическая съемка с координатами, кадастровый план территории. Указанный земельный участок располагается в зоне Т-2-зоне сооружений и коммуникаций общественного транспорта, основные виды разрешенного использования-существующие и проектируемые магистрали для движения городского транспорта; устройство улиц; объекты дорожного сервиса. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области направило письмо в орган местного самоуправления с просьбой определения возможности размещения станции технического обслуживания на испрашиваемом земельном участке, в случае положительного решения подготовить материалы для рассмотрения на рабочей комиссии по определению порядка предоставления земельных участков для строительства. Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка, рассмотрев по поручению администрации г.Липецка обращение Управления письмом от (дата) № С-330 не согласовал строительство станции технического обслуживания автомобилей, указав, что земельный участок является территорией общественного транспорта. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, сославшись на вышеуказанное заключение департамента, письмом от (дата) отказало ему в предоставлении земельного участка. Считает отказы необоснованными и незаконными, поскольку на схеме расположения земельного участка видно, что территория остановки никаким образом не налагается на испрашиваемый участок. Более того, в заявлении указана ориентировочная площадь, подлежащая корректировке. Зона Т-2, в котором расположен участок, предусматривает размещение в том числе и объектов дорожного сервиса. В отказе в предоставлении земельного участка не указано на невозможность его предоставления на том основании, что указанное место предусмотрено градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки для размещения иных объектов.

        Впоследствии уточнил свои требования и просил предоставить земельный участок в следующих координатах:

                   1)от точки н1 (координаты х=-1731,28, у=-6455,85) до точки н2 (координаты х=-1707,87, у=-6437,24), расстояние 29,90м, дирекционный угол линии 38 град. 29 мин.;

                   2)от точки н2 (координаты х=-1707,87, у=-6437,24) до точки н3 (координаты х=-1711,86, у=-6432,96), расстояние 5,86м, дирекционный угол линии 132 град.58 мин.;

                           3)от точки н3 (координаты х=-1711,86, у=-6432,96) до точки н4 (координаты             х=-1713,66, у=-6434,82), расстояние 2,59м, дирекционный угол линии 225 град.59 мин.;

                     4)от точки н4 (координаты х=-1713,66, у=-6434,82) до точки н5 (координаты х=-1718,12, у=-6430,44), расстояние 6,25м, дирекционный угол линии 135 град.28 мин.;

                    5)от точки н5 (координаты х=-1718,12, у=-6430,44) до точки н6 (координаты х=-1726,64, у=-6425,57), расстояние 9,81м, дирекционный угол линии 150 град.15 мин.;

                    6)от точки н6 (координаты х=-1726,64, у=-6425,57) до точки н7 (координаты х=-1735,43, у=-6416,03), расстояние 12,98м, дирекционный угол линии 132 град.40 мин;

7)от точки н7 (координаты х=-1735,43, у=-6416,03) до точки н8 (координаты х=-1738,57, у=-6418,99), расстояние 4,31м, дирекционный угол линии 223 град.18 мин.;

8)от точки н8 (координаты х=-1738,57, у=-6418,99) до точки н1 (координаты х=-1731,28, у=-6455,85), расстояние 37,58м, дирекционный угол линии 281 град.11 мин

          Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка возражал против иска, ссылаясь на то, что комиссия по размещению объектов гражданского назначения на территории г.Липецка от (дата) (протокол ) не согласовало выделение земельного участка Стрельникову Н.Н., т.к. на этом месте находится территория остановки. В 2007г. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка обратилось ООО «Авто-Бус» с просьбой выделить в аренду земельные участки для обустройства остановочных пунктов транспорта. Комиссией по размещению объектов гражданского назначения на территории г.Липецка от (дата) (протокол ) согласовала выделение земельного участка ООО «Авто-бус» под обустройство остановочного пункта «Парк молодежи» по ул. Катукова» через торги. Постановлением главы г.Липецка от (дата) был утвержден проект границ земельного участка площадью 197 кв.м, предназначенного для строительства навеса для пассажиров с торговыми киосками, рассоложенного по ул. Катукова, но торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, не состоялись.

        Представители администрации г.Липецка, Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, администрации Липецкой области в судебное заседание не явились, извещены о судебном заседании надлежащим образом. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области представило письменный отзыв, в котором просило в иске отказать, ссылаясь на то, что решение было принято на основании сообщения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка о том, что испрашиваемый земельный участок является территорией остановки общественного транспорта.

         Суд, выслушав объяснения представителя истца, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

                        В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

В силу ч.1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФГрадостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

                        В соответствии со ст. 60 Правил землепользования и застройки города Липецка, утв. решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от (дата), основными видами разрешенного использования зоны сооружений и коммуникаций общественного транспорта (Т-2), в которой находится спорный участок, являются:

- существующие и проектируемые магистрали для движения городского транспорта;

- устройство улиц;

- объекты дорожного сервиса.

            Пунктом 3.1 Порядка
распоряжения земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена,
на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утв.
постановлением администрации Липецкой области от (дата) N 150, предусмотрено:

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Управление с заявлением о выборе земельного участка. В заявлении должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица;

- копия устава и зарегистрированных в него изменений юридического лица;

- копия протокола (решения) уполномоченного органа юридического лица об избрании (назначении) исполнительного органа;

- оригинал кадастрового паспорта земельного участка;

- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.

К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не допускается в случаях, если в заявлении указывается место, предусмотренное градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, для размещения иных объектов.

Согласно п.п.9,10 ст.30 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

      Судом установлено, что истец (дата) обратился в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 539 кв.м, расположенный по адресу: г.Липецк, ул. Катукова в районе АЗС «Лукойл», для размещения объекта дорожного сервиса- станции технического обслуживания автомобилей. К заявлению были приложены       геодезическая съемка с координатами участка ориентировочной площадью539 кв.м, кадастровый план территории.

     Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области направило (дата) письмо глав г.Липецка с просьбой определить возможность размещения станции технического обслуживания на земельном участке по ул. Катукова в районе АЗС «Лукойл», в случае положительного решения подготовить материалы для рассмотрения на рабочей комиссии по определению порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности на территории городского округа г.Липецк Липецкой области в соответствии со ст.ст. 30,31 Земельного кодекса РФ.

Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка, рассмотрев по поручению администрации г.Липецка обращение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой, письмом от (дата) № С-330 не согласовал строительство станции технического обслуживания автомобилей, указав, что земельный участок является территорией общественного транспорта.

      Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, сославшись на вышеуказанное заключение департамента, письмом от (дата) отказало истцу в предоставлении земельного участка.

        Указанный земельный участок располагается в зоне Т-2-зоне сооружений и коммуникаций общественного транспорта, основные виды разрешенного использования-существующие и проектируемые магистрали для движения городского транспорта; устройство улиц; объекты дорожного сервиса.

         Согласно сообщению Росреестра сведения о земельном участке под остановочный павильон, расположенный в г.Липецке по ул. Катукова в районе АЗС «Лукойл» и смежного с ним участка ориентировочной площадью 539 кв.м в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

         Согласно пояснениям представителя Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка и представленным документам, в 2007г. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка обратилось ООО «Авто-Бус» с просьбой выделить в аренду земельные участки для обустройства остановочных пунктов транспорта. Комиссия по размещению объектов гражданского назначения на территории г.Липецка от (дата) (протокол ) согласовала выделение земельного участка ООО «Авто-бус» под обустройство остановочного пункта «Парк молодежи» по ул. Катукова» через торги. Постановлением главы г.Липецка от (дата) был утвержден проект границ земельного участка площадью 197 кв.м, предназначенного для строительства навеса для пассажиров с торговыми киосками, рассоложенного по ул. Катукова, но торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, не состоялись.        Таким образом, земельный участок под остановочный павильон так и не был предоставлен в установленном порядке, а, следовательно, у Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка не имелось оснований для отказа в согласовании предоставления земельного участка Стрельникову Н.Н. со ссылкой на то, что спорный участок является территорией остановки общественного транспорта.

          Согласно предоставленной истцом схеме расположения спорного земельного участка имеющаяся в настоящее время остановка общественного транспорта находится за границей спорного земельного участка. Данный факт ответчиками не опровергнут.

         При таких обстоятельствах отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от (дата) в предоставлении истцу спорного земельного участка является незаконным. Каких-либо иных объективных, законных оснований для отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка суду не представлено.

          Так, согласно сообщению ОГИБДД УМВД России по г.Липецку от (дата), данному по запросу Департамента и суда, расположение земельного участка по отношению к остановке общественного транспорта и существующему выезду (въезду) с прилегающей территории АЗС «Лукойл» по условиям обеспечения видимости «транспорт-транспорт» не противоречит требованиям безопасности дорожного движения. После разработки проекта схему организации движения с проектированного объекта необходимо представить на согласование в ОГИБДД УМВД России по г.Липецку.

          Из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области от (дата), данному на запрос Департамента и суда, следует, что размещение участков предприятий по обслуживанию автомобилей по отношению к остановкам общественного транспорта санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами не регламентируется. Изучение ситуации по представленной схеме и на месте показало, что станция технического обслуживания согласно СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требует организации санитарно-защитной зоны в 100 м, что возможно в данном случае, т.к. жилые дома и другие объекты, запрещенные к размещению в санитарно0защитной зоне, на расстоянии 100 м от участка отсутствуют. Южнее данного участка, на расстоянии 3 м от него проходит магистральный водовод диаметром 700 мм, транспортирующий питьевую воду. Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» водоводы такого диаметра должны иметь санитарно-защитную полосу не менее 10 м по обе стороны при отсутствии на участке грунтовых вод. При наличии грунтовых вод санитарно-защитная полоса должна иметь размер 50 м по обе стороны от водовода. В санитарно-защитной полосе водовода, транспортирующего воду питьевого качества, согласно СанПиН 2.1.2.1110-02, должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод. К таким источникам относятся здания, не подключенные к системе централизованной канализации, выгребные ямы, накопители сточных вод, сборники масел, нефтепродуктов, накопители бытовых отходов, загрязненные поверхностные воды с промышленных площадок и др. Для определения ширины санитарно-защитной полосы водовода необходимо иметь инженерно-геологическое заключение о наличии или отсутствии грунтовых вод на данном участке. При наличии грунтовых вод весь участок предполагаемого строительства попадает в санитарно-защитную полосу водовода (50м) и строительство станции техобслуживания фактически невозможно. При отсутствии грунтовых вод санитарно-защитная полоса (10 м) занимает только часть участка и строительство станции техобслуживания возможно при подключении здания к централизованной хозяйственно-бытовой канализации, организации отвода загрязненных дождевых вод в систему ливневой канализации, устройства асфальтобетонного покрытия для предотвращения загрязнения почвы, грунтовых вод нефтепродуктами и другими производственными отходами. Емкости для сбора отработанных нефтепродуктов, замасленных опилок и ветоши, контейнеры для сбора мусора должны быть герметичными и размещаться за пределами санитарно-защитной полосы магистрального водовода диаметром 700мм.

           Однако ответчиками доказательств того, что на спорном земельном участке имеются грунтовые воды и весь участок попадает в санитарно-защитную полосу водовода, ответчиками суду не представлено. Истец не обязан проводить изыскательские работы до начала строительства на участке, который ему еще не предоставлен. Следовательно, указанное в ответе Роспотребнадзора предположение о возможности попадания спорного земельного участка в санитарно-защитную полосу водовода не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка..

           Поэтому требование истца о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 539 кв.м в границах :

  1. от точки н1 (координаты х=-1731,28, у=-6455,85) до точки н2 (координаты х=-1707,87, у=-6437,24), расстояние 29,90м, дирекционный угол линии 38 град. 29 мин.;
  2. от точки н2 (координаты х=-1707,87, у=-6437,24) до точки н3 (координаты х=-1711,86, у=-6432,96), расстояние 5,86м, дирекционный угол линии 132 град.58 мин.;

                           3)от точки н3 (координаты х=-1711,86, у=-6432,96) до точки н4 (координаты             х=-1713,66, у=-6434,82), расстояние 2,59м, дирекционный угол линии 225 град.59 мин.;

                     4)от точки н4 (координаты х=-1713,66, у=-6434,82) до точки н5 (координаты х=-1718,12, у=-6430,44), расстояние 6,25м, дирекционный угол линии 135 град.28 мин.;

                    5)от точки н5 (координаты х=-1718,12, у=-6430,44) до точки н6 (координаты х=-1726,64, у=-6425,57), расстояние 9,81м, дирекционный угол линии 150 град.15 мин.;

                    6)от точки н6 (координаты х=-1726,64, у=-6425,57) до точки н7 (координаты х=-1735,43, у=-6416,03), расстояние 12,98м, дирекционный угол линии 132 град.40 мин;

7)от точки н7 (координаты х=-1735,43, у=-6416,03) до точки н8 (координаты х=-1738,57, у=-6418,99), расстояние 4,31м, дирекционный угол линии 223 град.18 мин.;

8)от точки н8 (координаты х=-1738,57, у=-6418,99) до точки н1 (координаты х=-1731,28, у=-6455,85), расстояние 37,58м, дирекционный угол линии 281 град.11 мин.,

          подлежит удовлетворению.

         Поскольку администрация г.Липецка не принимала решение об отказе в предоставлении истцу земельного участка № С-330 от (дата), то оснований для удовлетворения требования истца о признании отказа администрации г.Липецка № С-330 от (дата), не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                              РЕШИЛ:

              

     Признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от (дата) в предоставлении Стрельникову Н.Н. земельного участка.

             Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить Стрельникову Н.Н. в аренду на срок 3 года земельный участок площадью 539 кв.м, расположенный по адресу: г.Липецк, ул. Катукова в районе АЗС «Лукойл» для размещения станции технического обслуживания автомобилей в следующих границах :

                   1)от точки н1 (координаты х=-1731,28, у=-6455,85) до точки н2 (координаты х=-1707,87, у=-6437,24), расстояние 29,90м, дирекционный угол линии 38 град. 29 мин.;

                   2)от точки н2 (координаты х=-1707,87, у=-6437,24) до точки н3 (координаты х=-1711,86, у=-6432,96), расстояние 5,86м, дирекционный угол линии 132 град.58 мин.;

                           3)от точки н3 (координаты х=-1711,86, у=-6432,96) до точки н4 (координаты             х=-1713,66, у=-6434,82), расстояние 2,59м, дирекционный угол линии 225 град.59 мин.;

                     4)от точки н4 (координаты х=-1713,66, у=-6434,82) до точки н5 (координаты х=-1718,12, у=-6430,44), расстояние 6,25м, дирекционный угол линии 135 град.28 мин.;

                    5)от точки н5 (координаты х=-1718,12, у=-6430,44) до точки н6 (координаты х=-1726,64, у=-6425,57), расстояние 9,81м, дирекционный угол линии 150 град.15 мин.;

                    6)от точки н6 (координаты х=-1726,64, у=-6425,57) до точки н7 (координаты х=-1735,43, у=-6416,03), расстояние 12,98м, дирекционный угол линии 132 град.40 мин;

7)от точки н7 (координаты х=-1735,43, у=-6416,03) до точки н8 (координаты х=-1738,57, у=-6418,99), расстояние 4,31м, дирекционный угол линии 223 град.18 мин.;

8)от точки н8 (координаты х=-1738,57, у=-6418,99) до точки н1 (координаты х=-1731,28, у=-6455,85), расстояние 37,58м, дирекционный угол линии 281 град.11 мин.

                   В остальной части иска отказать.

                           Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

          СУДЬЯ                                                               КОСА Л.В.

Мотивированное решение изготовлено (дата)