Дело № ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (дата) Октябрьский районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Рябых Т.В., при секретаре Ливенцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцовой Г.В. к Администрации г. Липецка о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Скворцова Г.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Липецка о признании права собственности на комнату (адрес) в порядке приватизации. Свои требования мотивировала тем, что она проживает в д. (адрес), который в настоящее время принадлежит администрации г. Липецка, имеет статус общежития. Она проживает в комнате № одна, оплачивает коммунальные услуги, имуществом общежития не пользуется, в трудовых отношениях с ответчиком не состоит, зарегистрирована по указанному адресу с (дата) Желая реализовать свое право на приватизацию, она обратилась в департамент ЖКХ администрации г. Липецка с заявлением о включении занимаемой ею комнаты в перечень жилых помещений, подлежащих приватизации, однако получила отказ. Ранее она в приватизации жилья участия не принимала и во внесудебном порядке решить данный вопрос не представляется возможным. В судебном заседании истица Скворцова Г.А. и представитель истца по доверенности Серебрякова Е.И. исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства. Скворцова Г.В. дополнительно суду показала, что она вселилась в общежитие (адрес) на основании ордера в ком. №, где проживала одна, и оплачивала коммунальные услуги по квитанциям, которые приходили на других лиц. Лицевой счет на ее имя был открыт по ком. №, где проживала ФИО1, по договоренности с ней и с заведующей, ФИО1 оплачивала квитанции за нее. В (дата) ФИО1 обратилась в суд с иском к ней о признании ее не приобретшей право пользования ком. №, ее требования были удовлетворены и после решения суда в (дата) ей предоставили комнату №, в которой она проживает одна до настоящего времени, сделала в данной комнате ремонт, вставила окно, входную дверь, а лицевой счет был открыт на ее имя по ком. № только с (дата), однако насчитали коммунальные услуги на ее имя с (дата) Представитель ответчика администрации г. Липецка в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Суд, выслушав объяснения истца и ее представителя, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст. ст. 8, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В силу ст. 12 данного кодекса защита гражданских прав осуществляется путем прекращения или изменения правоотношений. Судом установлено, что дом (адрес) является муниципальной собственностью и имеет статус общежития. Решением Липецкого областного Совета народных депутатов № 54 от 04.03.2003г. данное общежитие было передано в муниципальную собственность. На основании ордера № от (дата), выданного комитетом по учету и распределению жилья, Кондратьевой Г.В., работнику областной клинической больницы была предоставлена комната в общежитии (адрес). Копия ордера приобщена к материалам дела. Из справки о заключении брака № следует, что после заключения брака (дата) Кондратьевой присвоена фамилия Скворцова. Согласно выписки из финансово-лицевого счета и домовой книги Скворцова Г.В. зарегистрирована в общежитии с (дата) Из справки МУП «РВЦЛ» от (дата) усматривается, что на имя Скворцовой Г.В. плата за жилищно-коммунальные услуги производились по ком. № с (дата) по (дата) на площадь 6,5 кв.м., по ком. № с (дата) по настоящее время на площадь 13,7 кв.м. Данное обстоятельство также подтверждается платежными документами. Согласно поэтажного плана строения и экспликации ком. (адрес) имеет статус жилого помещения, площадью 13,7 кв.м. Судом установлено и подтверждено свидетелями ФИО2 и ФИО3, что Скворцова Г.В. ранее проживала в ком. № с мужем, а после расторжения брака одна, а с (дата) в ком. №, где также проживает одна, оплачивает жилищно- коммунальные услуги за всю комнату, сделала полностью ремонт в указанной комнате, вставила окно, входную дверь. Таким образом, в судебном заседании подтверждено то обстоятельство, что только Скворцова Г.В. проживает в жилом помещении (комнате) (адрес), на протяжении длительного времени, с (дата) она также проживала в данном общежитии, но в ком. № По комнате №, где был открыт лицевой счет на имя Скворцовой Г.В., Скворцова Г.В. решением суда признана не приобретшей право пользования жилым помещением, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что она в данной комнате никогда не проживала. Скворцова Г.В. участия в приватизации жилья на территории г. Липецка и Липецкой области ранее не принимала, что подтверждается справкой ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от (дата), право собственности на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано, что подтверждается сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от (дата) С рождения. по (дата) Скворцова Г.В. была зарегистрирована в (адрес). Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 26.12.2005г., 30.06., 29.12.2006 г., 1.12.2007г., 8.05.2009г.) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из буквального смысла статьи 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие вышеуказанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация таких прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Учитывая, что по состоянию на 01.03.2005г. Скворцова Г.В. проживала в доме (адрес), оплачивала коммунальные услуги, следовательно, на нее распространяются положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. В силу ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Как следует из преамбулы данного Закона, закрепление права граждан на приватизацию предполагает создание равных условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение гражданам возможности улучшать свои жилищные условия, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, осуществлять с ним сделки на рынке недвижимости. Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений, должно быть предоставлено в равной мере всем нанимателям, членам их семей, а также иным гражданам, на законном основании занимающих жилые помещения и имеющим равные с нанимателем права и обязанности по договору социального найма. В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" внимание судов обращено на положения ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации о высшей юридической силе Конституции и о ее прямом действии и применении на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этими конституционными положениями Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил судам необходимость оценки содержания закона или иного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях - применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из вышеизложенного следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При отсутствии договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования Скворцовой Г.В. к администрации г. Липецка о признании за ней право собственности на ком. (адрес) в порядке приватизации являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. На взыскание судебных расходов истец не настаивала. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать за Скворцовой Г.В. право собственности на комнату (адрес) в порядке приватизации. Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Октябрьский районный суд г. Липецка в течение семи дней со дня получения копии решения. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка по истечении срока, предоставленного ответчику для подачи заявления об отмене заочного решения. Судья: Т.В. Рябых Решение в окончательной форме изготовлено (дата). Судья Т.В. Рябых