об отмене решения и установления утраты трудоспособности



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(дата)                 г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка под председательством

судьи Сурниной Л.Г.

при секретаре Гункиной Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холодкова А.В. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л:

Холодков А.В. обратился в суд с иском к ФГУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» об оспаривании решения комиссии бюро , которая на освидетельствовании (дата) год установила ему утрату трудоспособности в размере 40% сроком на один год. Просил отменить данное решение, обязать ответчика установить ему 100% утрату трудоспособности. Требования обоснованы тем, что утрата трудоспособности наступила у него в результате несчастного случая на производстве в период его работы промышленным альпинистом и в силу последствий полученной травмы он не может осуществлять в полном объеме именно эту профессиональную деятельность.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Холодкова А.П. исковые требования поддержала, уточнив, что обжалуется решение бюро ФГУ ГБ МСЭ по Липецкой области от (дата)

Холодков А.В. в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. В предыдущем судебном заседании представитель ФГУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» по доверенностям Сундукова Т.И.исковые требования не признала и пояснила, что у истца имеется умеренное нарушение функций организма, в связи с чем он может выполнять работу, в частности, оператора ПК. В то же время не оспаривала, что он не может осуществлять профессиональную деятельность альпиниста.

Представитель третьего лица ГУ - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав представителя истца, опросив эксперта Ли В.П., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 8 того же закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда <адрес> от (дата) и от (дата) установлено, что Холодков А.В. состоял в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>» в должности промышленный альпинист <данные изъяты> на основании трудового договора от (дата) и получил производственную травму.

(дата) в 13.00 часов при выполнении Холодковым А.В. с ведома и по поручению работодателя на высоте в подвесной люльке работ по заделке межпанельного шва многоквартирного дома произошло рассоединение крепления люльки, в которой находился истец, с канатом подъемника, в результате чего ФИО1 упал с высоты около 9 метров и получил тяжелые травмы, относящиеся к тяжелым производственным травмам.

Так, им были получены <данные изъяты>.

(дата) Холодков А.В. первично освидетельствован в бюро ФГУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» с диагнозом: последствия травмы (дата) в виде <данные изъяты>. Ему была установлена группа инвалидности по общему заболеванию, так как акт о несчастном случае на производстве не был представлен.

(дата) при очередном освидетельствовании Холодкову А.В. установлена группа инвалидности по общему заболеванию.

(дата) в связи с открывшимися новыми обстоятельствами (решение Октябрьского районного суда <адрес> от (дата) о признании несчастного случая связанным с производством и заключение государственного инспектора труда от (дата), подтверждающего, что данный несчастный случай подлежит квалификации как несчастный случай на производстве) Холодкову А.В. устанавливается группа инвалидности с изменением причины: общее заболевание на трудовое увечье.

После консультации в экспертном составе с (дата) до (дата) истцу устанавливается 40% утраты профессиональной трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве на основании постановления Правительства РФ № 789 от 16.10.2000 г., п. 16 и постановления Правительства РФ № 56 от 18.07.2001 г., п. 25 «в».

В рамках настоящего гражданского дела была назначена и проведена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФГУ «ГБ МСЭ по Липецкой области». По заключению экспертизы от (дата), Холодков А.В. не может выполнять работу по профессии промышленного альпиниста в обычных условиях или специально созданных производственных условиях, или иных условиях труда.

В то же время экспертная комиссия пришла к выводу, что истец может выполнять работу в обычных производственных условиях не по профессии, но с использованием профессиональных навыков.

Опрошенная в судебном заседании в качестве эксперта председатель экспертной комиссии состава Л. объяснила, что истец работает в настоящее время оператором ПК, кроме того, ему не противопоказано выполнять должностные обязанности диспетчера пожарной части. Следовательно, он может выполнять в обычных производственных условиях работу не по профессии промышленного альпиниста, а использовать свои иные профессиональные навыки.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим Федеральным законом случаях.

В соответствии с п. 1 ст. 5 закона физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно этому закону застрахованный, страховщик и страхователь, не согласные с заключением медико-социальной экспертизы (в том числе с установленной степенью утраты профессиональной трудоспособности) могут обжаловать его в суд (пункт 2 статьи 13); порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11), которое должно принять нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения реализации положений данного Федерального закона (часть вторая статьи 31).

Во исполнение этих предписаний Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 октября 2000 года № 789, которым утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 33 этих Правил фактически воспроизводит положения пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

На основании пункта 2 постановления Правительства степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Данные критерии утверждены постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 г. № 56. Согласно п. 5 указанного постановления при определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания)в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда.

В соответствии с п. 12 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 года № 789 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) на основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специальных производственных условиях.

Приведенному пункту Правил корреспондирует пункт 1 Временных притериев, предусматривающий, что степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях ; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.

В соответствии с пунктом 2 Временных критериев основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев:

клинико-функциональных;

характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению);

категории и степени ограничений жизнедеятельности.

При этом клинико-функциональные критерии включают в себя:

характер и тяжесть травмы, профессионального заболевания;

особенности течения патологического процесса, обусловленного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

характер (вид) нарушений функций организма;

степень нарушений функций организма (значительно выраженная, выраженная, умеренная, незначительная);

клинический и реабилитационный прогноз;

психофизиологические способности;

клинико-трудовой прогноз (пункт 3 Временных критериев).

Следовательно, при определении степени утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего учреждения медико-социальной экспертизы во всех случаях должны учитывать не только клинико-функциональные критерии нарушений функций организма, но и иные критерии, влияющие на возможность пострадавшего продолжать профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Примеры клинико-функциональных критериев установления степени утраты профессиональной трудоспособности даны в пунктах 21, 23, 26 и 29 Временных критериев. Однако закрепление во Временных критериях этих примеров не означает, что при определении степени утраты профессиональной трудоспособности не применяются нормы, на основании которых учреждения медико-социальной экспертизы должны учитывать возможность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Таким образом, законодатель определяет «профессиональную трудоспособность» человека как способность к выполнению не любой работы, а именно работы определенной квалификации, объема и качеств, а степень утраты профессиональной трудоспособности - как способность застрахованного осуществлять не любую трудовую деятельность, а только профессиональную деятельность, причем такую, которая имела место до наступления страхового случая.

В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора.

Поскольку под термином «квалификция» понимается уровень подготовленности, мастерства, степени годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными критериями, то и степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) должна определяться исходя из его способности выполнять работу по прежней специальности или должности.

Так как Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), то и степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности выполнять трудовую функцию, которая являлась обязательным условием трудового договора.

В ином случае может быть нарушено право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору

Согласно подпункту «в» пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 18 июля 2001 г. № 56 (с изменениями) 40 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:

если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности;

если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда;

если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на две категории тяжести.

Данный пункт подлежит применению во взаимосвязи с пунктами 7-16, предусматривающими критерии оценки профессиональной деятельности с различием тарифно-квалификационных разрядов в рамках соответствующей профессии или с учетом степени снижения категории (класса) тяжести труда (для рабочего неквалифицированного физического труда).

Пункт 16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний во взаимосвязи с пунктом 12 не предполагает установление пострадавшему степени утраты профессиональной трудоспособности с учетом его возможности в обычных производственных условиях выполнять любую профессиональную деятельность более низкой квалификации, а только ту профессиональную деятельность, которую пострадавший осуществлял до наступления страхового случая.

Поскольку, как уже указывалось, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, суд не имеет законного основания самостоятельно устанавливать Холодкову А.В. степень утраты профессиональной трудоспособности, а потому настоящее решение будет являться лишь основанием для повторного освидетельствования истца с учетом изложенных в нем мотивов.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что истцом Холодковым А.В. государственная пошлина в размере 200 рублей не была оплачена при обращении в суд, она подлежит взысканию с ФГУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» в бюджет администрации г. Липецка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отменить решение бюро ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» от (дата) в части установления Холодкову А.В. степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 40% сроком на один год.

Обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» провести повторное освидетельствование ФИО1 на установление степени утраты профессиональной трудоспособности.

Взыскать с ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» государственную пошлину в бюджет администрации г. Липецка в размере 200,00 рублей.

Решение подлежит обжалованию в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено

(дата). Председательствующий