Постановление ст. 6.4 КоАП РФ



Дело № 5-23/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Липецк       05 июля 2011года

Судья Октябрьского районного суда г. Липецка Щедринова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по протоколу об административном правонарушении № 1668 от 23.06.2011г. о привлечении МУ ГБ «Липецк-Мед» к административной ответственности, предусмотренной ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Из представленных материалов следует, что

В ходе проведенного Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области планового санитарного обследования Муниципального учреждения Городская больница «Липецк-Мед», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что во взрослой поликлинике МУ ГБ «Липецк-Мед», расположенной по адресу: <адрес>, крайне неудовлетворительное санитарно-техническое состояние практически всех помещений хирургического отделения поликлиники, Так в ходе проверки было установлено, что в кабинетах имеются множественные дефекты красочного покрытия на потолке и стенах; в каб. хирургического отделения отслоилась облицовочная плитка на стене. Нарушена целостность линолеумного покрытия в каб. . Следы обильного залития потолка в помещениях хирургического отделения поликлиники (каб. ). В кабинете хирургического приема (каб. ) потолок побелен, что препятствует проведению влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Отсутствуют сплошные (закрытые) рассеиватели на светильниках общего освещения в помещениях взрослой поликлиники: коридорах, кабинетах хирургического приема поликлиники (каб. ). Практически во всех помещениях хирургического отделения поликлиники водопроводные трубы и батареи покрыты ржавчиной, смесители покрыты плотным известковым налетом и подлежат замене. В кабинете подтекает раковина. В туалете для больных канализационный стояк ржавый, потолки со следами значительного залития, кран в раковине течет. В туалете для персонала потолок побелен, плиточное покрытие на стенах на значительной площади отпало, канализационные и водопроводные трубы значительной поверхности покрыты ржавчиной. Во всех помещениях хирургического отделения поликлиники имеется стойкий запах сырости. Вышеизложенное препятствует возможности обеспечения оптимального санитарно- гигиенического и противоэпидемического режимов и условий для оказания медицинской помощи и создает угрозу здоровью пациентов и персонала.

По результатам надзора был составлен акт и протокол об административном правонарушении 23.06.2011г. по ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области Стрельникова И.Н. и Болгова О.Н., подтвердив изложенные в протоколе об административном правонарушении МУ ГБ «ЛипецкМед» выявленные в ходе проведенной проверки нарушения, полагали необходимым привлечь МУ ГБ «ЛипецкМед» к административной ответственности по ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток. Полагая невозможным применение иного наказания, кроме административного приостановления деятельности данного юр.лица, с учетом характера выявленных в ходе проверки нарушений. Указали, что оснований для прекращения производства по данному делу не имеется, поскольку в протоколе № 1715 от 23.06.2011 года и протоколе № 1668 от 23.06.2011 года указаны различные нарушения. Также обратили внимание на то, что в протоколе № 1668 от 23.06.2011 года указаны конкретные нарушения, выявленные в ходе проверки именно хирургического отделения поликлиники МУ ГБ «ЛипецкМед», которые не охватываются указанными в протоколе № 1715 от 23.06.2011 года.

Представитель МУ ГБ «Липецк-Мед» главный врач КВА вину не признал пояснил, что все указанное в протоколе об административном правонарушении № 1668 от 23.06.2011 года соответствует действительности, указанные недостатки имеются. Однако указанные нарушения имеют место, поскольку отсутствует финансирование, денежные средства на ремонт не выделяются, хотя он как руководитель ежегодно ставит вопрос о выделении денежных средств из местного бюджета на ремонт. Здание хирургического отделения поликлиники МУ ГБ «ЛипекцМед» не ремонтировалось с 1988 года, однако пригодная часть строительных и отделочных материалов, бывших в использовании в других отделениях МУ ГБ, используется на ремонт, который они осуществляют своими силами. Все расходы, необходимые для ремонта, согласуются с Департаментом здравоохранения, но на ремонт взрослой поликлиники средства не выделяются. Поликлинику согласно представленным документам должны были ремонтировать полностью в 2008 году, последние сведения о том, что ремонт будет осуществлен в 4 квартале 2011 года. полагает, что угрозы жизни и здоровью больных и персонала нет, т.к. не выявлено очагов вспышки инфекций и возбудителей в смывах. Приостановление деятельности хирургического отделения поликлиники может повлиять на угрозу вспышки инфекции, т.к. больным придется обращаться за мед.помощью в отдаленные районы города, где скученность также будет являться условием возникновения инфекции.

Защитник СигаревА.Д. по доверенности поддержал позицию КВА мотивируя аналогичными доводами. Полагает, что по мере возможности указанные нарушения могут быть устранены: водопроводные трубы и батареи в отделении будут очищены от ржавчины и покрашены до ДД.ММ.ГГГГ; смесители, вышедшие из строя, а также раковина в кабинете будут замене до ДД.ММ.ГГГГ; дефекты лакокрасочного покрытия на потолках и стенах кабинетов , облицовочная плитка в кабинетах , и других местах отделения, а также дефекты линолеума будут устранены до ДД.ММ.ГГГГ. Будет изыскана возможность по установке рассеивателей света, или заменены на новые (светильники в кабинетах ) На замену всех светильников во взрослой поликлинике и коридорах хирургического отделения в учреждении отсутствуют денежные средства. Обратил внимание на то, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании ст.ст.24.5, 29.1 п.4, 29.9 п.1 п.п.2 КоАП РФ, в связи с тем, что по ст.6.4. КоАП РФ МУ ГБ ЛипецкМед уже было привлечено к административной ответственности постановлением от 30.06.2011 г. зам.начальника Управления Роспотребнадзора Липецкой области в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила согласно ст. 1 Закона - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона).

В соответствии со ст.11 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 24 Закона при эксплуатации производственных общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений в том числе вышеуказанных санитарных норм и правил, влечет административную ответственность по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем как действия, так и бездействия. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений. При этом нарушаются, в том числе, требования, изложенные в ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Упомянутые выше нарушения могут выражаться и в форме действий, и в форме бездействия, и считаются оконченными в момент совершения любого из этих действий (бездействия). Наличие каких-либо последствий не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения (иначе наступила бы иная ответственность). Субъективная сторона анализируемого правонарушения выражается в форме умысла. Субъектом данного административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, в результате деятельности которых нарушены санитарно-эпидемиологические требования.

К указанным нарушениям, также относится несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию и содержанию имущества организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Данные требования регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10 (в том числе; наличие дефектов на поверхности стен, потолков и т.д.). Так, согласно СанПиН 2.1.3.2630-10:

п.4.2 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

п.4.3. покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими. Полы в вентиляционных камерах должны иметь непылеобразующее покрытие.

п. 4.4 СанПиН в помещениях классов чистоты А и Б покрытия стен на всю высоту помещений и потолка должны быть гладкими, влагостойкими, устойчивыми к применению моющих и дезинфицирующих средств.

п. 4.5 в помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в "грязных" помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы.

п. 7.8 светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.

п. 11.1 все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже одного раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.

п. 11.14 устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно. Таким образом, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что согласно уставу, свидетельству о государственной регистрации юридического лица от 28.01.2005 года, свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ от 28.01.2005 года, МУ ГБ «Липецк-Мед» является юридическим лицом, и относится к муниципальной системе здравоохранения г. Липецка, учредителем является Департамент здравоохранения администрации г. Липецка. Учреждение является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности г.Липецка, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Согласно распоряжению руководителя Управления Роспотребнадзора от 30.05.2011г. № 1893/04-1 в МУ ГБ «Липецк-Мед» были проведены плановые мероприятия по надзору с целью осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства и защиты прав потребителей в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, вход е которых были выявлены нарушения, отраженные как в акте проверки от 02.06.-ДД.ММ.ГГГГг., так и протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ МУ ГБ «ЛипецкМед» предложено, в том числе, в срок до 01.06.2012 года оборудовать сплошными (закрытыми) рассеивателями светильники общего освещения во всех подразделениях МУ ГБ «ЛипецкМед», а также до 01.02.2013 года обеспечить клинико-диагностические лаборатории стационара и поликлиник, режимные кабинеты хирургического корпуса медицинской мебелью.

Постановлением Октябрьского районного суда г.Липецка от 18.08.2008 года МУ ГБ «ЛипецкМед» было привлечено к адм. ответственности по ст.6.3. КоАП РФ и назначено адм.наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Из установленных по делу нарушений видно, что в качестве таковых указаны и неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещения хирургического отделения поликлиники, нарушение целостности внутренней отделки потолков, стен, пола, что не позволяет осуществлять эффективную дезинфекцию и генеральные уборки влажным способом.

Доказательства эксплуатации МУ ГБ «ЛипецкМед» помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в материалах дела имеются, равно как и доказательства нарушения МУ ГБ ЛипецкМед санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемым к эксплуатации данных помещений. Данный факт нашел свое подтверждение протоколом об административном правонарушении, объяснениями представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также объяснениями представителей МУ ГБ «Липецкмед", которые наличие несоответствий и нарушений "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к помещениям" в суде не отрицали, ссылаясь на отсутствие финансирования в целях проведения ремонта взрослой поликлиники, в том числе хирургического отделения МУ ГБ «ЛипекцМед».

Так, представителем МУ ГБ «ЛипецкМед» Сигаревым А.Д. суду представлены сведения о ежедневной посещаемости хирургического отделения поликлиники за 6 месяцев 2010 года - 107 человек, за 12 месяцев того же периода 100 человек, за 6 месяцев в 2011 году - 113 человек, а также планы мероприятий по выполнению предписаний Роспотребнадзора от 27.06.2005 года, где не предусматривался ремонт помещений поликлиники, решение Горсовета депутатов 3 созыва № 152 от 01.11.2005 года, согласно которому была принята «Комплексная городская целевая программа развития здравоохранения на период 2006 -2010 г.г., установлен объем финансирования на период 2006 -2010 годы 838, 582 млн.рублей, из раздела 4 которого следует, что на 2009-2010 г.г. запланировало выделить на ремонт поликлиники МУ ГБ «ЛипецкМед» 45 млн.рублей, а также планы мероприятий по выполнению предписаний Роспотребнадзора от 27.06.2005 г. и 23.06.2006 г., утвержденного 20.09.2006 г. - где срок проведения ремонта данной поликлиники обозначен - 2008 год; от 11.06.2008 года, утвержденный 15.01.2009 г. - срок исполнения ремонта поликлиники указан до 25.12.2011 года, гарантийное письмо председателя Департамента здравоохранения о проведении капитального ремонта поликлиники в 4 квартале 2011 года.

Вместе с тем недостаточное финансирование не является законом предусмотренным основанием для освобождения от административной ответственности за допущенные административные правонарушения и не является основанием для непринятия мер к их устранению. Поскольку указанное юридическое лицо является медицинским учреждением, и должно осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства, и в части соблюдения санитарных норм и правил, с целью соблюдения прав и законных интересов других лиц, в том числе амбулаторных больных, сотрудников данного учреждения.

С учетом указанных обстоятельств бездействие и действия МУ ГБ «Липецк-Мед» по поддержанию неудовлетворительного санитарно-технического состояния имущества содержит состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Установленное по результатам проверки санитарно-техническое состояние помещений хирургического отделения МУ ГБ «ЛипецкМед» является недопустимым, поскольку в нем имеют место очевидные предпосылки и предвестники эпидемиологического неблагополучия, что установлено в ходе рассмотрения административного дела. Очевидно, что этим нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст.41 Конституции РФ. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним условий реализации этих конституционных прав.

В данном случае МУ ГБ «Липецкмед» при осуществлении своей деятельности нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Оснований для прекращения производства по делу, о чем ставит вопрос представитель юр.лица МУ ГБ «ЛипецкМед» Сигарев А.Д., с учетом сопоставления содержания протоколов №№ 1668 и 1715 от 23.06.2011 г.г., указывающих на то, что они затрагивают различные между собой по фактическим обстоятельствам дела нарушения, а также буквального толкования ст.ст.4.1 п.5, 4.4, 24.5, 29.9 ч1.1. п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд не усматривает, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании действующего законодательства об административных правонарушениях. Само по себе привлечение одного и того же субъекта по аналогичной статье, но за разные нарушения, не свидетельствует о необходимости прекращения данного дела в силу положений, на которые ссылается представитель МУ ГБ «ЛипецкМед» Сигарев А.Д.

Таким образом, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации помещений хирургического отделения поликлиники МУ ГБ «ЛипецкМед» установлен и доказан. Действия юридического лица МУ ГБ «ЛипецкМед» при установленных по делу фактических обстоятельствах правильно квалифицированы по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении наказания суд, помимо характера совершенного административного правонарушения, требований ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имущественного и финансового положения юр.лица, привлекаемого к адм. ответственности, являющегося бюджетной организацией, специфика деятельности которого заключается в оказании мед.помощи и лечении гражданам, учитывает, что административное наказание в виде административного приостановления деятельности - согласно ст. 3.12 КоАП РФ заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, в том числе их филиалов на срок до девяноста суток, и отнесено к перечню наказаний, которые могут назначаться судом, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда здоровью граждан, осуществляющих трудовую деятельность и проходящих лечение в помещениях хирургического отделения поликлиники МУ ГБ «ЛипецкМед», расположенном по адресу: <адрес>, суд полагает, что назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности соответствует задачам, установленным ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Суд полагает, что наложение административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, негативно скажется на финансовом положении всего юр.лица МУ ГБ «ЛипецкМед»и не будет способствовать устранению допущенных нарушений.

С учетом позиции представителя данного юр.лица Сигарева А.Д. о наличии внутренних резервов для устранения выявленных недостатков (краски, средств для устранения известного налета и ржавчины на сантехнике, трубах, батареях, приклеивание плитки на стенах и т.п.), а также принимая во внимание механизмы осуществления устранения данных недостатков и указанные представителем юр.лица сроки их устранения, суд полагает, что приостановление деятельности хирургического отделения МУ ГБ «Липецкмед» на 35 суток не повлечет негативных последствий при оказании мед.обслуживания граждан, которым необходимо оказание такой помощи, равно как и для сотрудников. Поскольку согласно ч. 3 ст. 220 ТК РФ на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Приостановление деятельности указанного юр.лица на более длительный период, с учетом принимаемых руководством данного учреждения мер для устранения выявленных нарушений, установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает нецелесообразным.

Доводы заинтересованного лица о том, что ранее указанное юр.лицо привлекалось за аналогичные нарушения к административной ответственности, исходя из буквального содержания постановления суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также положений ст.4.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях суд признает несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9,29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Муниципальное учреждение Городская больница «Липецк-Мед» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности хирургического отделения поликлиники Муниципального учреждения Городская больница «Липецк-Мед», расположенного по адресу: <адрес> сроком на 35 (тридцать пять) суток.

Срок наказания исчислять с 05.07.2011 года.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий Областной суд через Октябрьский райсуд г. Липецка в течение 10 (десяти) суток со дня вручения копии постановления.

Судья                       (подпись)                          Н.И. Щедринова