Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Липецк ДД.ММ.ГГГГ
Судья Октябрьского районного суда г. Липецка Букреева С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела в отношении МУП «ЛПАТП» об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ инженером отдела надзорной деятельности по г. Липецку УНД ГУ МЧС России по Липецкой области - государственным инспектором г. Липецка по пожарному надзору ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении МУП «ЛПАТП», в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в помещении общежития МУП «ЛПАТП» по адресу: <адрес> требований пожарной безопасности, которые выразились в том, что
Согласно протоколу о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ применены меры обеспечения производства по делу - временный запрет деятельности общежития МУП «ЛПАТП» сроком 5 дней.
Инженер отдела надзорной деятельности по г. Липецку УНД ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО1 пояснил суду, что в январе 2011г. в ходе проверки в общежитии МУП «ЛПАТП», расположенном по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, было вынесено предписание с целью устранения выявленных нарушений. Срок устранения недостатков ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ. в ходе внеплановой проверки в общежитии было установлено, что один из пунктов предписания не был исполнен, а именно здание не оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара, а также были выявлены и другие нарушения, по которым было выдано новое предписание со сроком устранения ДД.ММ.ГГГГ. В отношении руководителя МУП ЛПАТП был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о временном запрете деятельности общежития.
Законный представитель юридического лица по доверенности ФИО2 возражал против привлечения МУП ЛПАТП к административной ответственности, указав, что действительно в ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проводимой проверки в общежитии, которое находится в хозяйственном управлении МУП ЛПАТП, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, было выдано предписание об устранении этих нарушений. Срок устранения ДД.ММ.ГГГГ без указания конкретной даты. В начале ДД.ММ.ГГГГ. в ходе внеплановой проверки было установлено, что из предписания не выполнен лишь один пункт. Однако на день проведения внеплановой проверки не наступил срок установленный в предписании. По вновь выявленным нарушениям было вынесено новое предписание, установлен срок устранения ДД.ММ.ГГГГ. Вновь выявленные нарушения связаны с тем, что в общежитии проводится плановый ремонт, были демонтированы межэтажные двери, планируется их замена, также планируется замена электропроводки. Полагает, что поскольку срок устранения недостатков, указанный в предписании не наступил, нет и состава административного правонарушения. Указывает также на незаконность поведения внеплановой проверки, в ходе которой были выявлены новые нарушения.
Законный представитель юридического лица по доверенности ФИО3 пояснил, что в настоящее время ими заказан проект автоматической установки пожарной сигнализации, завершение проектных работ конец ДД.ММ.ГГГГ. Затем после разработки проекта они планируют обратиться в администрацию г. Липецка для выделения денежных средств на производство работ по установке пожарной сигнализации, ране они не обращались за финансированием по данному вопросу. Пожарная лестница ими была действительно обрезана в целях предотвращения проникновения в чердачное помещение лиц без определенного места жительства, которые сами по себе могут создавать угрозу пожарной безопасности. Межэтажные двери были демонтированы в ходе планового ремонта с целью их последующей замены, это же и относится к освещению, поскольку ведутся работы по замене электрооборудования. Одна створка из дверей выхода, действительно открывается вовнутрь, но это нарушение будет устранено производителем работ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законами субъектов России. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с положениями указанного закона - обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно положениям ст. 34 и ст. 37 того же Федерального закона, граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, обязаны выполнять предписания и постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационного - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.20.4 ч.1 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в общежитии МУП «ЛПАТП» по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом ОНД по г. Липецку УГПН в адрес МУП «ЛПАТП» было направлено предписание об устранении нарушений Федерального закона № 69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», в котором было указано, что необходимо обработать огнезащитным составом сгораемые конструкции чердака, организовать проверку работоспособности сети противопожарного водопровода, организовать прохождение обучения пожарно-технического минимума, обеспечить наличие спасательных устройств (из расчета одно устройство на каждые 30 человек), обеспечить наличие индивидуальных средств фильтрующего действия для персонала, оборудовать помещения общежития установкой пожарной автоматики. Срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе внеплановой проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что нарушения требований пожарной безопасности не были устранены в полном объеме- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара, а также были выявлены и другие нарушения правил пожарной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении.
Приказом МЧС от 18.06.2003 года №315 утверждены нормы пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», устанавливающие основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). На объектах должна быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами, а применяемое в АУПС оборудование должно отвечать современным требованиям.
Приказом МЧС от 20.06.2003 года №323 утверждены НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях» предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией, то есть комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.
Согласно п.6.18 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
В соответствии с п. 6.17 СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
В соответствии с п. 51. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с п. 52. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 - запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.Согласно приложению Б к ГОСТУ Р 53254-2009 расстояние от уровня земли до пожарной лестницы не должно превышать 1500 мм.
Представители юридического лица не оспаривали факта выявленных нарушений правил пожарной безопасности, что также подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом поверки, которые составлены надлежащим должностным лицом в рамках своих полномочий.
В то же время доводы представителей юридического лица об отсутствии вины владельца общежития в нарушении правил пожарной безопасности, отсутствия состава правонарушения, суд считает несостоятельными.
Нарушения правил пожарной безопасности в общежитии МУП ЛПАТП были выявлены в ходе как плановой, так и внеплановой проверки. Отсутствие необходимого финансирования и недостаточные сроки устранения выявленных нарушений сами по себе не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Общежитие находится в хозяйственном ведении МУП ЛПАТП согласно распоряжению главы администрации г. Липецка с 2006г. Нормы пожарной безопасности 110-03, предписывающие оборудование зданий общежитий пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара и устанавливающие иные требования пожарной безопасности действуют с 2003г. Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7, изменения в них вносились 3 июня 1999 г. и 19 июля 2002 г. ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 25-ст.Т.е. у юридического лица имелось достаточно времени для установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара, а также для соблюдения других установленных законодательством правил пожарной безопасности, которые уже длительное время применяются до проведения плановой проверки в общежитии. Отсутствие систем пожаротушения, пожарной сигнализации, несоответствие направления открывания двери основного эвакуационного выхода, не соответствие запорных устройств эвакуационных выходов, установленным требованиям, не соответствие расстояния от земли до пожарной лестницы, отсутствия части дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, отсутствие освещения на лестничных клетках в случаях возникновения пожароопасной ситуации могут создавать реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в общежитии граждан.Не указание в предписании № всех имевшихся нарушений правил пожарной безопасности само по себе не освобождает владельца общежития от соблюдения этих правил.
Учитывая характер допущенных нарушений и их объем, период времени, прошедший с момента первичного выявления нарушений правил противопожарной безопасности, судья приходит к выводу о том, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В действиях юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
Разрешая вопрос о виде наказания судья учитывает предпринятые МУП ЛПАТП меры устранению нарушений правил пожарной безопасности и приходит к выводу, что предупреждение совершения новых правонарушений юридическим лицом, возможно достичь, применяя в качестве наказания штраф.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать МУП «ЛПАТП»виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>, который подлежит перечислению по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья