Решение по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ



Дело

РЕШЕНИЕ

(дата)                                                                                       г.Липецк

Судья Октябрьского районного суда г.Липецка Букреева С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Усачевой Е.П. поданную в интересах Линев С.П. на постановление управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области от (дата),

установил:

Постановлением от (дата) вынесенным старшим государственным инспектором управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области ФИО1 директор МУП «<данные изъяты>» Линев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 3000 рублей.

На данное постановление подана жалоба в которой заявитель просит отменить его, указывая, что в ходе проводимой прокуратурой Октябрьского района г.Липецка совместно со специалистами управления Росприроднадзора по Липецкой области проверки соблюдения законодательства было выявлено, что в нарушение ст. 25 и ч.1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на МУП «Липецкая станция аэрации» не осуществляется производственный контроль нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу от основных стационарных источников выбросов предприятия. Заявитель полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, т.к. МУП «<данные изъяты>» имеет Разрешение № от (дата) на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками. В проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия МУП «<данные изъяты>» включен план график контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выбросов, в соответствии с которым периодичность контроля за соблюдением нормативов предусмотрена 1 раз в год. Однако данный план график не согласован в установленном порядке в связи с отсутствием методики для неорганизованных выбросов, в соответствии с которой необходимо проводить контроль. Полагает, что план график не является условием специального разрешения, поэтому отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании представитель директора МУП «<данные изъяты>» Усачева Е.В. подержала доводы жалобы в полном объеме, указав, что директор необоснованно был привлечен к административной ответственности, поскольку условий специального разрешения им нарушено не было. Производственный контроль в МУП «<данные изъяты>» ведется, путем проведения контроля выбросов вредных веществ на рабочих местах. Поскольку отсутствует Методика осуществления производственного контроля для неорганизованных выбросов, этот контроль не ведется.

Представитель Росприроднадзора старший государственный инспектор ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы, указав, что директор МУП «<данные изъяты>» Линев С.П. был обосновано привлечен к административной ответственности, поскольку в ходе проверки было выявлено нарушение условий специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу, которое выразилось в отсутствии производственного контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. План график производственного контроля является неотъемлемой частью Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на основании которого МУП «<данные изъяты>» было выдано разрешение на выбросы. Данный проект был разработан в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора от (дата) В этих же методических пособиях и имеется методика проведения контроля выбросов.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 12 Федерального Закона "Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Статьей 14 этого же закона установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 этого закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологически и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Статьей 30 Федерального Закона "Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возложены обязанности в том числе:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

На основании Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (разработанного Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) и введенного в действие письмом Ростехнадзора N 14-01-335 от 24.12.2004) разработан проект нормативов ПДВ, который является частью разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Указанное разрешение выдается с условиями соблюдения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно письму заместителя руководителя Верхнее-Донского Управления Ростехнадзора необходимым основанием для получения МУП «<данные изъяты>» разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу являлось представление в территориальный орган Ростехнадзора заявления на выдачу разрешения и утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов. План график контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках является частью нормативов предельно допустимых выбросов.

Таким образом, Проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу является неотъемлемой частью разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, к стационарным источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относятся все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, с организованным и неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Одним из разделов проекта нормативов ПДВдля МУП «<данные изъяты>» является п.4 -Контроль за соблюдением установленных нормативных выбросов на предприятии, п. 4.1 -План график контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса, в соответствии с которыми предприятием 1 раз в год должен проводиться производственный контроль за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса - промплощадке № 1.

При проведении Росприроднадзором совместно с прокуратурой Октябрьского района г.Липецка проверки было установлено, что МУП «<данные изъяты>» в период с (дата) по (дата) производственный контроль не осуществлялся, что не оспаривалось и защитником. При таких обстоятельствах, суд полагает, что директор МУП «<данные изъяты>», как должностное лицо, в функциональные обязанности которого входит контроль за соблюдением законодательства РФ в деятельности всех служб, правомерно привлечен к административной ответственности.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается постановлением прокурора Октябрьского района г.Липецка от (дата) о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому, в ходе проверки соблюдения экологического законодательства было установлено, что МУП «<данные изъяты>» в период с (дата) по (дата) не осуществляло производственный контроль нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу от стационарных источников выброса по аммиаку и сероводороду; приказом о назначении Линева С.П. на должность директора МУП «<данные изъяты>», должностной инструкцией директора.

Доводы защитника об отсутствии методик и нормативной базы проведения производственного контроля опровергаются содержанием Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия МУП «<данные изъяты>», в котором в списке использованной литературы указано на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.04.

Согласно этому пособию для контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу используются как инструментальные, так и расчетные (расчетно-аналитические) методы контроля. Инструментальные методы являются превалирующими для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (ГОСТ 17.2.3.02-78). Расчетные методы применяются, в основном, для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов). К неорганизованным источникам относятся открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители и т.п. (п. 2 главы 1.2 Пособия).

При этом согласно п. 13 главы 1.1 Пособия, всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваиваются номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.

Представленным МУП «<данные изъяты>» в материалы дела план - графиком контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов, также подтверждается отнесение промплощадки № 1 к неорганизованным источникам загрязнения атмосферы, имеющим номер 6001.

Согласно п. 2.1 Пособия оценка выбросов от неорганизованных источников выполняется с помощью расчетных (расчетно-аналитических) методов, базирующихся на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, а также на сочетании инструментальных измерений и расчетных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.

Доводы защитника о поведении производственного контроля на рабочих местах, суд считает несостоятельными, поскольку контроль воздуха рабочей зоны, направлен в первую очередь на соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников предприятия. В то время как производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов предприятия направлен на выполнение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха и окружающей среды.

При изложенных выше обстоятельствах, оснований для отмены постановления от (дата) не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7- 30.9КоАП РФ, суд

решил:

Постановление старшего государственного инспектора управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области от (дата) о привлечении директора МУП «<данные изъяты>» Линева С.П. к административной ответственности по ч.2 ст. 8. 21 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Усачевой Е.П., поданную в интересах Линев С.П. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение 10 (десяти) суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья