1-245/2011
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Омск “ 29 “ июня 2011 года
Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Зубрилова Е.С., с участием государственного обвинителя Кальницкой Я.Б., адвокатов Михайлова С.В., Шлейермахер Б.П., при секретаре Чихун И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
ВИКТОРЕНКО Д.Н., <данные изъяты>, не судимого, находится под стражей с 27.02.2011 (т.1 л.д.227),
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.30 п.Г ч.3 ст.228.1, ч.3 ст.30 п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ,
АБАИМОВА А.Б., <данные изъяты>, судимости не имеющего, находится под подпиской о невыезде,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Викторенко Д.Н. незаконно хранил наркотическое средство без цели сбыта в особо крупном размере, а также покушался на незаконный сбыт героина в крупном размере, а Абаимов А.Б. оказал содействие в приобретении наркотического средства в крупном размере без цели сбыта при следующих обстоятельствах.
26.01.2011 Викторенко Д.Н. незаконно хранил при себе и в своём жилище по адресу: <адрес> – наркотическое средство героин, общей массой 9,36 гр., т.е. в особо крупном размере, часть которого массой 5,67 гр. была у него изъята тем же вечером из карманов одежды при задержании в подъезде <адрес>, а другая часть массой 3,69 гр. была изъята при обыске в его жилище на следующий день, 27.01.2011.
26.02.2011 у Викторенко Д.Н. возник умысел на незаконный сбыт героина в крупном размере, реализуя который, он, находясь в автомобиле у <адрес>, продал Абаимову А.Б. за Х рублей свёрток с героином массой 1,37 гр., предварительно получив от него за это деньги. В свою очередь Абаимов А.Б., действуя умышленно в интересах «К.», с целью оказания ему содействия в приобретении наркотического средства в крупном размере, находясь в том же автомобиле в то же время, передал полученный от Викторенко свёрток «К.», выступавшему в роли покупателя при проведении ОРМ «проверочная закупка». Купленный наркотик «К.» через некоторое время выдал сотрудникам УФСКН РФ, в связи с чем Викторенко Д.Н. не сумел реализовать до конца свой умысел на незаконный сбыт героина по не зависящим от него обстоятельствам, т.к. продажа наркотического средства производилась под контролем сотрудников УФСКН РФ в соответствии с Законом РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и героин из оборота был изъят.
В судебном заседании оба подсудимых виновными себя признали частично. При этом Викторенко Д.Н. показал, что в первый раз его задержали сотрудники милиции 26.01.2011 при выдохе из дома. С собой у него тогда был героин, который он хранил, как для личного употребления, так и для передачи Б.Ю.В. и Г.Е.Н., для которых он купил наркотическое средство в тот же день на их деньги. Дома у него также хранился героин для личного употребления. Через месяц, 26.02.2011, ему позвонил Абаимов и, жалуясь на плохое самочувствие, попросил помочь достать героин. Он согласился и решил отдать часть своего наркотика. Абаимов приехал к нему на машине и передал в подъезде Х рублей – на наркотик, а не в качестве долга, хотя был должен Х рублей. Затем они втроём, вместе с «Х», поехали к нему (Викторенко) домой на <адрес>, где он взял свёрток с наркотиком, и в машине передал Абаимову. Потом Абаимов отвёз их по разным местам, и вскоре его задержали сотрудники УФСКН. В содеянном раскаивается. Об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств он знал. Свои показания на следствии частично не подтверждает, т.к. давал их под давлением оперативных сотрудников.
Допрошенный на предварительном следствии Викторенко Д.Н. показывал, что полтора месяца он занимался сбытом героина. 25.01.2011 он продал за Х рублей 1 гр. героина Г.Е.Н. у <адрес>, а 26.01.2011 продал 1 гр. героина Б.Ю.В. возле входа на базу «Х». При его задержании и изъятии 9 свёртков с героин он говорил, что хранил их для личного употребления и с целью сбыта (т.1 л.д.29-32).
Подсудимый Абаимов А.Б. суду показал, что 26.02.2011 ему по телефону несколько раз звонил «К.» с целью приобрести героин. В итоге он согласился ему помочь, надеясь на совместное употребление героина, и сказал, что знает одного человека, у которого можно купить наркотик, но он (Абаимов) должен тому Х рублей. «К.» ответил, что решит этот вопрос. Он заехал за «К.» на <адрес>, и тот дал ему Х рублей. Вместе они поехали к Викторенко, у которого он ранее 3-4 раза приобретал героин. В подъезде дома Викторенко он передал ему деньги: Х рублей в качестве долга и Х рублей на героин. Викторенко сказал, что нужно поехать на <адрес>. Там Викторенко куда-то ушёл, вернулся минут через 15 и передал в машине свёрток с героином ему (Абаимову), а он - «К.». Также в машине они приготовили часть наркотика и вдвоём с «К.» употребили. Затем он отвёз обоих парней по домам, и на обратном пути его задержали сотрудники УФСКН. Кроме этого сотрудники ДПС составили на него протокол об административном правонарушении. Сбытом героина он никогда не занимался, а лишь оказал помощь «К.» в приобретении героина. Об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств он знал. В содеянном раскаивается. Свои показания на следствии не подтверждает, т.к. в момент допросов был в наркотическом опьянении, и подписал протокол, не читая. Кроме того, масса выданного «К.» героина должна быть меньше, чем указано в заключении экспертизы.
Вина подсудимых, помимо их признаний, подтверждается показаниями свидетелей и иными исследованными материалами уголовного дела.
Так, свидетель К.А.Н. – сотрудник милиции, на следствии показал что, проверяя оперативную информацию в отношении парня по имени Д. о занятии сбытом героина, он 26.01.2011 совместно с о/у М.А.Г. выехал по адресу: <адрес>, – где в подъезде они задержали Викторенко Д.Н., и в ходе личного досмотра изъяли у него из кармана брюк 5 свёртков с героином, для личного употребления и для сбыта, а из кармана олимпийки изъяли 4 свёртка с героином, хранимые с целью сбыта (т.1 л.д.100-101).
Свидетель М.А.А. - сотрудник милиции, на следствии дал аналогичные показания об обстоятельствах задержания Викторенко Д., дополнив, что он также участвовал в обыске дома у Викторенко, где изъяли ещё 5 свёртков с героином, хранимые с целью сбыта (т.1 л.д.102-103).
Свидетель Л.М.Г. – сотрудник УФСКН РФ, суду показал, что за 2 недели до 26.02.2011 от «К.» поступила оперативная информация в отношении Абаимова и другого лица о занятии сбытом героина. Для проверки информации 26.02.2011 было проведено ОРМ «проверочная закупка», в которой в роли покупателя участвовал «К.», знавший Абаимова. Того досмотрели, вручили Х помеченных рублей; «К.» созвонился с Абаимовым, и тот через некоторое время заехал за «К.» на автомобиле. Он (Л.) осуществлял за ними визуальное наблюдение и видел, как те приехали на <адрес>, оттуда вместе с Викторенко поехали на <адрес>. После «закупки» он задержал Викторенко, у которого были обнаружены меченые деньги. Позже был задержан Абаимов, который признался, что помог приобрести героин для «К.» на деньги последнего.
Свидетель «К.» суду дал аналогичные показания об обстоятельствах проведения ОРМ и дополнил, что Абаимов лично не занимался торговлей героина, но через него он 4-5 раз приобретал наркотическое средство. Во время ОРМ он позвонил Абаимову и попросил помочь приобрести героин на Х рублей. Тот согласился, приехал за ним на машине, и они куда-то поехали, где к ним присоединился ранее незнакомый Викторенко. Потом они приехали к <адрес>, где Викторенко сходил куда-то, вернулся в машину и передал свёрток с героином Абаимову, а тот – ему («К.»). Как Абаимов передавал деньги Викторенко, он («К.») не видел. Купленный героин он ни с кем не употреблял. Потом Абаимов довёз его до «Х», где его подобрали сотрудники УФСКН и вскоре досмотрели. Им он выдал героин, купленный у Викторенко через Абаимова.
Свидетель Б.Ю.В. на следствии показал, что он длительное время употребляет наркотики, и несколько раз покупал героин у Д. Викторенко по Х рублей за 0,5 гр. и по Х рублей за 1 гр. Последний раз он купил героин у Викторенко на Х рублей 26.01.2011 у <адрес> (т.1 л.д.57-58).
Свидетель Г.Е.Н. на следствии дал аналогичные показания о том, что в течение 2-3 месяцев он неоднократно покупал героин у Д. Викторенко возле <адрес> (т.1 л.д.59-60).
Свидетель П.Д.А. суду показал, что 26.02.2011 он был понятым при досмотре в служебном автомобиле «покупателя» наркотических средств «К.» и вручении тому меченых денег в сумме Х рублей. Ничего запрещенного у «К.» обнаружено не было. Через некоторое время покупатель снова в автомобиле выдал героин, купленный на полученные деньги. Также он был понятым при досмотре задержанного Викторенко, у которого изъяли «помеченные» деньги, полученные от продажи героина.
Свидетель В.Е.Л. – жена подсудимого, суду показала, что её муж ежедневно употреблял героин, в том числе вместе с ней, покупал наркотики через Х, но сбытом их не занимался. Найденный при обыске дома у них героин предназначался для личного употребления.
Согласно протоколу личного досмотра Викторенко Д.Н. от 26.01.2011, у него изъяты из кармана спортивных брюк 5 фольгированных свёртков с порошкообразным веществом светлого цвета, хранимые для личного употребления и для сбыта, а из кармана олимпийки изъяты 4 фольгированных свёртка с порошкообразным веществом светлого цвета, также хранимые для сбыта и личного употребления (т.1 л.д.9).
Согласно протоколу обыска в жилище у Викторенко Д.Н., тот добровольно выдал из шкафа 5 свёртков с порошкообразным веществом светлого цвета, которые хранил для личного употребления и с целью сбыта (т.1 л.д.69-70).
Согласно протоколам осмотра покупателя «К.» и пометки денежных купюр, 26.02.2011 ему вручили Х рублей для «проверочной закупки» наркотиков (т.1 л.д.144, 145).
После приобретения наркотических средств «К.» выдал один фольгированный свёрток с порошкообразным веществом (т.1 л.д.146).
Согласно протоколу досмотра Викторенко Д.Н. от 26.02.2011, у него из кармана одежды изъяты 2 купюры по Х рублей, номера которых совпали с протоколом пометки денег (т.1 л.д.147).
Всё изъятое осмотрено и признано вещественными доказательствами (т.1 л.д.116-126, 240, 243, 246, 247, т.2 л.д.5, 7, 11-14, 16, 34-36).
По заключению химических экспертиз, вещества, изъятые у Викторенко Д.Н. и выданные «Коробовым», являются наркотическим средством героин, массами, соответственно, 3.94 + 1.73, 3.69 и 1.37 гр., которые не могли иметь общий источник происхождения (т.1 л.д.21, 23, 38, 46-47, 77, 111-112, 164-165, 169-171).
В быту подсудимый Викторенко Д.Н. характеризуется отрицательно, Абаимов А.Б. – удовлетворительно (т.2 л.д.115, 130, 131); на руках у Викторенко Д.Н. обнаружены следы от внутривенных инъекций (т.1 л.д.54).
Оценив в совокупности собранные и исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина Викторенко Д.Н. в хранении наркотических средств в особо крупном размере, а также в покушении на незаконный сбыт наркотиков в крупном размер, и вина Абаимова А.Б. в причастности к незаконному обороту наркотического средства героин доказана, прежде всего, показаниями свидетелей, изъятием наркотических средств и помеченных денег, заключениями экспертиз, а также иными материалами уголовного дела, в том числе признательными показаниями подсудимых.
У суда нет оснований не доверять допрошенным лицам, показания которых согласуются между собой и подтверждаются иными объективными доказательствами. Причин для оговора подсудимых либо фальсификации доказательств, в том числе заключений химических экспертиз, суд не установил; материалы оперативно-розыскных мероприятий суд также находит соответствующими требованиям Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Показания подсудимых на предварительном следствии и в суде, несмотря на незначительные расхождения, не имеют принципиальной разницы, поэтому расцениваются судом в целом как последовательные и допустимые.
Викторенко 26.02.2011, действуя с умыслом на незаконный сбыт героина, продал имевшийся у него наркотик Абаимову по его просьбе, за что получил от Абаимова деньги. Преступление Викторенко совершил с корыстной целью, поскольку получил от сбыта героина материальную выгоду, заведомо на неё рассчитывая. Однако сбыт наркотического средства 26.02.2011 Викторенко не смог довести до конца по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку передача наркотика осуществлялась под контролем сотрудников УФСКН РФ в соответствии с Законом РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и героин из незаконного оборота был изъят.
Вместе с тем, суд считает недоказанным обвинение Викторенко в приготовлении к сбыту героина, массой 9,36 гр., изъятого у него 26.01.2011 из карманов одежды и при обыске в квартире, поскольку он последовательно утверждает о хранении этого наркотического средства не только для сбыта, но и для личного употребления. Доказательств, подтверждающих намерение Викторенко сбыть часть изъятого у него героина, в суд не представлено; органом предварительного следствия не установлено, кому, когда, при каких обстоятельствах и какую часть изъятого наркотического средства Викторенко собирался сбыть. Причастность его к потребителям наркотических средств никем не оспаривается и подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы о наличии у него на руках следов от внутривенных инъекций. Признание подсудимым Викторенко вины в приготовлении к сбыту наркотического средства 26.01.2011, в соответствии с ч.2 ст.77 УПК РФ, суд не может положить в основу обвинения без подтверждения совокупностью иных доказательств. В свою очередь свидетели Г.Е.Н. и Б.Ю.В., на которых указывал подсудимый, не давали показаний о намерении купить у него героин 26.01.2011.
При таких обстоятельства суд считает правильным квалифицировать действия Викторенко Д.Н. от 26.01.2011, как незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере.
Также суд считает недоказанным участие Абаимова А.Б. в незаконном сбыте наркотических средств 26.02.2011, поскольку в судебном заседании установлено, что он приобрёл героин у Викторенко по просьбе «К.», т.е. действовал в интересах приобретателя наркотического средства, а не сбытчика.
По смыслу закона, при сбыте наркотических средств умысел виновного должен быть направлен на распространение наркотических средств.
Между тем из материалов уголовного дела усматривается, что «К.» привлёк Абаимова в качестве посредника для приобретения героина. Об этом свидетельствуют не только показания «Коробова» об отсутствии у него сведений по поводу занятия Абаимова сбытом героина, но и то, что Абаимов не имел наркотического средства, которое мог бы продать «К.» при встрече. Однако по просьбе «покупателя» и за его же деньги Абаимов приобрёл у Викторенко героин, а затем отдал его покупателю.
Таким образом, умыслом Абаимова охватывалось оказание покупателю помощи в приобретении героина, а не его сбыт (распространение).
Ссылка оперативных работников на наличие информации в отношении Абаимова о сбыте наркотических средств не подтверждена материалами уголовного дела, поэтому в силу ст.89 УПК РФ не может быть использована в качестве доказательства.
При таких обстоятельствах действия Абаимова А.Б. надлежит квалифицировать по ст.33 ч.5, ст.228 ч.1 УК РФ.
Противоправность деяний для подсудимых была очевидной, преступления они совершили умышленно.
По указанным признакам, содеянное Викторенко Д.Н. днём 26.01.2011 суд квалифицирует по ч.2 ст.228 УК РФ, как незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере, а содеянное им 26.02.2011 - по ч.3 ст.30, п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, не доведенное до конца по не зависящим от виновного лица обстоятельствам.
Содеянное Абаимовым А.Б. суд квалифицирует по ч.5 ст.33, ч.1 ст.228 УК РФ, как пособничество в незаконном приобретении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
Назначая наказание, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённых преступлений, одно из которых не окончено, относящихся к категориям средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого; личности подсудимых, не судимых, неработающих, характеризующихся по-разному. К смягчающим обстоятельствам, согласно ст.43 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать ВИКТОРЕНКО Д.Н. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.228, ч.3 ст.30 п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ, и назначить ему наказание:
- по ч.2 ст.228 УК РФ в виде лишения свободы на срок 3 года без штрафа,
- по ч.3 ст.30 п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ в виде лишения свободы на срок 5 лет без штрафа и без ограничения свободы.
В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ, путём частичного сложения, окончательное наказание Викторенко Д.Н. определить в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Викторенко Д.Н. до вступления приговора в законную силу оставить в виде содержания под стражей, срок наказания исчислять с 27.02.2011.
АБАИМОВА А.Б. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.33, ч.1 ст.228 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 7 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Абаимову А.Б. до вступления приговора в законную силу изменить на содержание под стражей, взять его под стражу в зале суда, срок наказания исчислять с 29.06.2011.
Вещественные доказательства – героин и упаковки уничтожить, деньги оставить у законного владельца (в УФСКН), мобильный телефон, ноутбук, зарядное устройство, USB-модем с sim-картой вернуть собственнику, компакт-диски хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осуждёнными – в тот же срок со дня вручения им копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осуждённые вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: Е.С. Зубрилов
На приговор было подано кассационное представление, которое впоследствии отозвано прокурором.
Приговор вступил в законную силу 19.07.2011.