1-309/2011 Приговор от 26.07.2011 г. в отношении Коробкина В.В.



№ 1-309/2011

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Омск                                                                                                                26 июля 2011 года

    Судья Октябрьского районного суда г. Омска Сибул В.А., с участием государственного обвинителя помощника прокурора ОАО г. Омска Лупырь Ю.В., подсудимого Коробкина В.В., адвоката Федоровой М.А., представившей удостоверение № 126, ордер № 2924, потерпевшего К-ва О.В., при секретаре Зыковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по которому КОРОБКИН В.В., <данные изъяты>, обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

    Подсудимый умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, при следующих обстоятельствах.

    24.04.2011 года около 15 часов 00 минут Коробкин В.В. находясь в кухне <данные изъяты> после совместного распития спиртного с потерпевшим К-вым О.В., будучи в состоянии алкогольного опьянения, в ходе конфликта, возникшего на почве ревности, из личных неприязненных отношений, после избиения его потерпевшим, взяв на улице во дворе указанного дома нож, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес К-ову О.В., три удара этим ножом в область живота. В результате действий Коробкина В.В. потерпевшему К-ову О.В. причинены телесные повреждения в виде колото-резаных ран в проекции 8 межреберья слева, мочевидного отростка, проникающие в брюшную полость с повреждением тонкого кишечника, сопровождавшихся внутренним кровотечением, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

    Допрошенный в судебном заседании в качестве подсудимого Коробкин В.В. вину признал частично и пояснил, что накануне 23.04.2011 он пришел к своей бывшей сожительнице М-вой Н.И., которая проживает по адресу: г. Омск, пр. Космический, 99 А, с которой он поддерживает в настоящее время дружеские отношения. Остался ночевать. 24.04.2011 года был праздник Пасхи. Они решили отметить, выпили немного пива. Затем он пошел в другую комнату и лег спать. Проснулся он от того, что почувствовал, что его кто-то бьет. Это был малознакомый ему К-ов О.В. Последний наносил ему множественные удары по лицу и телу руками и ногами. Потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения, нанося удары говорил, что любит М-ву Н.И., хочет быть с ней, оскорблял его грубой нецензурной бранью. Избив его, К-ов О.В. оттащил его в другую комнату, а сам пошел в смежную комнату за стол, где он совместно с М-вой Н.И., дядей последней, А-вым Е.А., стал распивать спиртное. В ходе распития несколько раз заходил в комнату, где он, подсудимый, находился и бил его, оскорблял. М-ва Н.И. отлучалась в течение дня на некоторое время, чтобы встретить свою маму. Покинуть дом он, подсудимый, не мог, потому что его не выпускал К-ов О.В. Затем, когда пришла М-ва Н.И. с матерью, еще какие-то ранее не знакомые ему друзья потерпевшего, он незаметно вышел из дома. Но во дворе дома понял, что забыл деньги и телефон у М-вой Н.И. в доме. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, в результате предыдущих действий К-ва О.В., он поднял во дворе дома нож, с целью напугать им потерпевшего, если последний попытается его еще ударить, и пошел в дом за телефоном и деньгами. Он зашел на кухню и стал звать М-ву Н.И., которая находилась в этот момент в комнате, просить ее вернуть его вещи, но его заметил К-ов О.В. и стремительно пошел в его сторону. Он, подсудимый, выбросил вперед руку, в которой держал нож, в тот момент, когда потерпевший его хотел схватить, и нанес удары последнему в живот. Сколько ударов не помнит, подтверждает, что их было несколько. Момент нанесения удара помнит смутно, причины своего восприятия объяснить затруднился. Нанес удары, поскольку им предшествовало агрессивное поведение со стороны потерпевшего, длительное избиение, в процессе которого он не оказывал сопротивления. Нанес удары, потому как опасался, что потерпевший продолжит его избивать. В содеянном раскаивается.

    Вина подсудимого подтверждается совокупностью следующих доказательств.

    Потерпевший К-ов О.В., допрошенный в ходе судебного заседания пояснил, что 24.04.2011 года днем, он пришел в своей знакомой М-вой Н.И., которая проживает в дачной сторожке по адресу: г. Омск, <данные изъяты>. С М-вой Н.И. он поддерживает дружеские отношения. До этого дня она рассказывала ему, что Коробкин В.В., когда сожительствовал с ней, причинял ей телесные повреждения, обижал.

До прихода в гости уже употреблял спиртное, находился в состоянии алкогольного опьянения. Принес собой еще спиртное и закуску. Он, М-ва Н.И., А-ов Е.А. и подсудимый распивали спиртные напитки на улице. В какой-то момент Коробкин В.В. ушел в дом. Через непродолжительное время он последовал за подсудимым. Последний спал в комнате. Он стал наносить удары по лицу и телу Коробкина В.В., точное их количество не помнит, поскольку находился в сильной степени алкогольного опьянения, допускает, что оскорблял подсудимого. Затем все присутствующие расположились в комнате, продолжили распивать спиртное. Он не удерживал Коробкина В.В., последний находился здесь же, сидел в кресле, спиртное не употреблял. Дальнейшее помнит очень смутно. Помнит, как подсудимый нанес ему удары предметом похожим на нож в нижнюю часть живота. М-ва Н.И. вызвала скорую помощь. Очнулся он уже в больнице. Претензий материального и морального характера к Коробкину В.В. он не имеет, на привлечении его к уголовной ответственности не настаивает. В случившемся считает виновным себя.

    После оглашения в ходе судебного заседания протокола очной ставки от 24.05.2011 между Коробкиным В.В. и К-вым О.В. (л.д.136-138), потерпевший подтвердил данные им в ходе указанного следственного действия показания. В частности указал, что допускает, что обстоятельства, предшествующие совершению преступления, само преступление развивались именно таким образом, как об этом рассказывает подсудимый.

Допрошенная в качестве свидетеля М-ва Н.И. суду пояснила, что 24.04.2011 года, к ней в гости пришел ее бывший сожитель Коробкин В.В. Она, ее дядя А-ов Е.А., подсудимый стали распивать спиртное во дворе ее дома по адресу: <данные изъяты>. Около 13 часов к ним присоединился К-ов О.В. принес с собой спиртное. Коробкин В.В. прошел в дом. Через некоторое время за ним в дом пошел потерпевший. Они с дядей остались на улице, через окно в доме они увидели, что К-ов О.В. избивает Коробкина В.В. Последний сопротивления не оказывает. Она прошла в дом и за футболку оттащила К-ва О.В. от подсудимого. Он был очень пьян, поэтому, несмотря на существенную разницу в ее и его комплекции, сделала это без труда. Причиной такого поведения потерпевшего, по ее мнению, возможно, явился тот факт, что, когда Коробкин В.В. жил с ней, избивал, она рассказывала об этом потерпевшему. Затем она ушла встречать свою маму, некоторое время отсутствовала, что происходило в это время в доме, не знает. Когда вернулась, они продолжили распивать спиртное уже в одной из комнат дома. К ним присоединились двое друзей К-ва О.В., фамилии которых она не знает, и ее мать. В процессе распития К-ов О.В. периодически подходил к Коробкину В.В., оскорблял его, подсудимый находился здесь же в комнате, сидел на диване, спиртное с ними не пил. Коробкина В.В никто насильно не удерживал, более того, она неоднократно просила его покинуть дом, чтобы прервать конфликт. Но он не уходил, продолжал сидеть на диване, хотя мог свободно перемещаться по дому, покинуть его в любой момент. Когда Коробкин В.В. вышел из дома, она даже закрыла входную дверь на крючок, хотела воспрепятствовать его возвращению. Затем она вышла на улицу, увидела в правой руке Коробкина В.В. нож, попыталась забрать его, но у нее не получилось, подсудимый спрятал нож сзади за джинсы, сверху накрыв курткой. Пошел в дом, она последовала за ним. В доме он не просил у нее ни телефона, ни денег, которые отдал ей ранее на сохранение. Коробкин В.В. находился в кухне, когда из комнаты к нему пошел потерпевший. Когда К-ов О.В. подошел ближе к подсудимому, последний нанес ему удары в живот ножом, который она не смогла забрать у него ранее. В момент нанесения ударов она находилась в комнате, видела три удара, после которых подсудимый убежал. Чтобы потерпевший в момент причинения ему ударов, сам замахивался на подсудимого, она не видела. Она вызвала скорую помощь К-ову О.В., до приезда врачей, пыталась остановить кровотечение.

    Данные М-вой Н.И. в ходе судебного заседания показания суд считает правдивыми и полагает необходимым положить их в основу обвинения, поскольку они подтверждаются совокупностью иных доказательств, исследованных в ходе судебного заседания, сами по себе логичны и последовательны. Об объективности показаний М-вой Н.И. свидетельствует и то, что они носят как изобличающий Коробкина В.В., так и смягчающий его вину характер.

Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля А-ов Е.А. дал показания аналогичные тем, что давала М-ва Н.И., подтвердив факт нанесения телесных повреждений потерпевшим подсудимому, а также подтвердив то обстоятельство, что Коробкина В.В. никто не удерживал в доме, он мог свободно перемещаться и покинуть его в любую момент, несмотря на это остался в доме, когда же вернулся в дом непосредственно перед нанесением удара возврата своих вещей у М-вой Н.И. не просил.

    В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 25.04.2011 (л.д.5-10) в д. <данные изъяты> в г. Омске, было обнаружено вещество бурого цвета, смывы которого были изъяты на ватную палочку, возле указанного дома, на дачном участке, обнаружены и изъяты клинок и рукоять ножа.

Согласно протоколу изъятия от 26.06.2011 (л.д.15) у Коробкина В.В. истребована куртка черного цвета, в которую он был одет 24.04.2011, в момент причинения К-ову О.В. телесных повреждений О/У ОУР КМ ОМ № 8 при УВД по г. Омска К-ева В.Б.

Согласно протоколу выемки от 03.05.2011 (л.д.68) у О/У ОУР КМ ОМ № 8 УВД по г. Омску К-ева В.Б. изъята куртка Коробкина В.В.

    Согласно протоколу осмотра предметов от 22.06.2011 были осмотрены куртка Коробкина В.В., клинок и рукоять ножа и установлены их индивидуальные признаки (л.д.178-179), осмотренное признано вещественными доказательствами (л.д.180), передано на ответственное хранение в камеру хранения ОМ № 8 УВД по г. Омску (л.д.181).

    Согласно заключению биологической экспертизы № 421 от 10.06.2011 на куртке Коробкина В.В., на ватной палочке – смыве с пола на кухне дома, клинке и рукояти ножа, обнаружены следы крови человека АВ (IV) группы, что не исключает их происхождение от потерпевшего К-ва О.В. (л.д.111-119).

    Согласно заключению медицинской судебной экспертизы № 7379 от 02.06.2011 потерпевшему К-ову О.В. причинены телесные повреждения в виде колото-резаных ран в проекции 8 межреберья слева, мочевидного отростка, проникающие в брюшную полость с повреждением тонкого кишечника, сопровождавшихся внутренним кровотечением, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Телесные повреждения причинены действием колюще-режущего предмета типа ножа, в срок не противоречащий заявленному. Количество воздействий - три (л.д.125).

    Согласно заключению трасологической судебной экспертизы № 464 от 21.06.2011 клинок ножа и рукоять ножа, изъятые к ходе осмотра места происшествия 25.04.2011, ранее составляли единое целое с общей линией расчленения (л.д.160-164).

    Согласно СМЭ № 6578 от 26.04.2011 у Коробкина В.В. обнаружены телесные повреждения в виде ушибленной раны в левой надбровной области с ушибом окружающих мягких тканей, с кровоизлиянием в склеру левого глаза, причинившей легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства его на срок до 3 недель; ссадины в затылочной области, вреда здоровью не причинившей; возникли от действия тупого твердого предмета, срок образования за 1-3 суток до момента освидетельствования (л.д.31).

Согласно протокола проверки показаний на месте от 28.04.2011, Коробкин В.В. на месте происшествия рассказал об обстоятельствах причинения телесных повреждений К-ову О.В. и продемонстрировал, как совершал преступление (л.д.52-55). На вопрос суда подсудимый пояснил, что участвовал в указанном следственном действии, проводилось оно в присутствии понятых, протокол был им прочитан и подписан собственноручно.

Согласно протоколу явки с повинной от 26.04.2011 Коробкин В.В. признался в том, что 24.04.2011 в обеденное время, находясь в <данные изъяты> в г. Омске, нанес 3 удара ножом в область живота малознакомому мужчине по имени Олег, который до этого причинил ему телесные повреждения (л.д.14). На вопрос суда подсудимый пояснил, что данное заявление написано им собственноручно, по доброй воле, без какого-либо давления со стороны сотрудников правоохранительных органов.

    Оценив собранные и исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина Коробкина В.В. доказана его собственными признательными показаниями, данными на предварительном следствии и в суде, а также показаниями свидетелей и иными исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.

    Совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что действия Коробкина В.В. носили умышленный характер и были направлены на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, о чем свидетельствует способ причинения повреждения посредством ножа и место приложения удара в район живота, где расположены жизненно важные органы, количество нанесенных ударов - 3.

    Заявление защиты о квалификации содеянного Коробкиным В.В. по ч.1 ст.114 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, суд считает необоснованным в связи с нижеследующим.

    Нахождение лица в состоянии необходимой обороны, возможность превышения ее пределов закон связывает с выполнением ряда условий. Прежде всего, нападение, которое отражается лицом должно быть общественно-опасным, наличным, то есть длиться в момент отражения, а также реальным, а не предполагаемым.

Действия потерпевшего, предшествующие нападению на него со стороны подсудимого действительно носили общественно-опасный характер. Длительное избиение К-вым О.В. Коробкина В.В., при отсутствии сопротивления последнего свидетельствуют о наличии угрозы его жизни и здоровью, что подтверждается как показаниями свидетелей, потерпевшего, так и актом СМЭ Коробкина В.В.

Однако телесные повреждения потерпевшему были причинены не непосредственно в момент нападения, а значительно позже, когда нападение как таковое прекратилось.

Как видно из показаний самого подсудимого, в момент нанесения ударов он полагал, что потерпевший желает напасть на него, и угроза его жизни и здоровью реально существует. Однако нанесение трех ударов, одинаково причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, их локализация (область живота, где сосредоточены жизненно-важные органы), способ нанесения – целенаправленные удары, устраняют состояние необходимой обороны у подсудимого. Действия подсудимого свидетельствуют об их умышленном характере, направленности именно на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью.

Как следует из показаний М-вой Н.И., она видела нож в руках подсудимого незадолго до причинения им телесных повреждений К-ову О.В., пыталась отобрать его, но Коробкин В.В. ей не позволил.

К заявлению подсудимого, что он оставил нож у себя, поскольку опасался К-ва О.В., который значительно превосходит его физически, суд относится критически. К-ов О.В. находился в настолько сильном состоянии алкогольного опьянения, что М-ва Н.И., будучи физически слабее самого подсудимого, смогла отшвырнуть, оттащить, по ее словам, потерпевшего от Коробкина В.В. в один из моментов избиения. Следовательно, и сам Коробкин В.В., будучи, как он заявляет, практически трезвым, мог справиться с потерпевшим, не применяя нож.

К показаниям подсудимого о том, что его удерживал К-ов О.В., суд относится критически, поскольку причины, по которым потерпевший удерживал подсудимого, последний не назвал. Более того, само заявление Коробкина В.В. об удержании его потерпевшим, суду представляется абсурдным.

Как следует из показаний самого подсудимого, потерпевшего и М-вой Н.И., К-ов О.В. избивал и оскорблял подсудимого из ревности к М-вой Н.И., которая ему симпатична, хотел избавиться от подсудимого. Заявление Коробкина В.В. о его насильственном удержании потерпевшим опровергается также показаниями свидетелей. В первую очередь М-вой Н.И., которая указывала, что она даже выгоняла Коробкина В.В., просила, чтобы он ушел, закрывала входную дверь, с целью предотвращения конфликта. Однако Коробкин В.В. не покинул дом.

Подсудимый в своих показаниях причиной его возвращения в дом М-вой Н.И., после того как он, по его словам, выбрался оттуда, называет то обстоятельство, что он забыл деньги и телефон. Однако данный факт опровергается показаниями М-вой Н.И. и А-ва Е.А., которые указывают, что по возвращении подсудимый не обращался с просьбой вернуть ему его вещи.

Принимая во внимание все выше изложенное, суд приходит к выводу, что подсудимый вернулся в дом М-вой Н.И. именно с целью отомстить К-ову О.В. за действительно имевшее место избиение. В данном случае имеет место, так называемая провокация необходимой обороны, которая нарушает условия правомерности и не создает самой необходимой обороны, т.е. имели место умышленные действия подсудимого, вызывающего на себя посягательство со стороны потерпевшего и использующего нападение со стороны последнего как повод для расправы с ним.

Таким образом, действия Коробкина В.В. квалифицированы правильно по ч. 1 ст.111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Назначая наказание, суд учитывает личность подсудимого, ранее не судимого, удовлетворительно характеризующегося, позицию потерпевшего, не желающего привлекать подсудимого к уголовной ответственности. При отсутствии отягчающих вину обстоятельств, суд в силу ст.61 УК РФ относит к смягчающим обстоятельствам также аморальное поведение потерпевшего, спровоцировавшего конфликт, явку с повинной.

Вместе с тем, суд, учитывая тяжесть совершенного преступления, его характер и степень общественной опасности, а также личность подсудимого, не работающего, злоупотребляющего спиртными напитками, не имеющего регистрации и места жительства на территории РФ, полагает необходимым применить наказание, связанное с изоляцией от общества. Оснований для применения ст.ст. 64, 73 УК РФ суд не усматривает.

     Руководствуясь ст.ст.296-299, 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

    КОРОБКИНА В.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ.

Назначить Коробкину В.В. наказание в виде 1 (одного) года 6 (шести) месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

    Меру пресечения Коробкину В.В. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения в виде содержания под стражей. Срок отбытия наказания исчислять с 26.04.2011 года.

    Вещественные доказательства: клинок и рукоять ножа, смывы с пола кухни – уничтожить; куртку – возвратить Коробкину ВВ., при невостребованности – уничтожить.

    Приговор может быть обжалован в Омский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора через Октябрьский районный суд г.Омска. Разъяснить осужденному право на участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья:                                                  В.А. Сибул

Приговор вступил в законную силу 09.08.2011 г.

.

.