№ 1-403/2011
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Омск 15.09.2011 года
Судья Октябрьского районного суда г.Омска Руденко П.Н., с участием государственного обвинителя помощника прокурора ОАО г.Омска Тимофеевой Т.А., подсудимого Михайленко Н.М., адвоката Мосензова И.Л., при секретаре Сагадетдиновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по которому Михайленко Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, холост, имеющий на иждивении малолетнего ребенка, имеющий образование 5 классов, не работающий, зарегистрированный по адресу: <адрес>, ранее не судим, обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Подсудимый умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.
12.06.2011 года в период времени с 02 часов 00 минут до 03 часов 30 минут Михайленко Н.М., находясь в состоянии алкогольного опьянения возле <адрес> в г.Омске, в ходе ссоры с К.А.М., возникшей на почве личных неприязненных отношений, умышленно нанес ножом не менее 2 ударов в область груди и не менее 2 ударов в область левой руки. В результате действий Михайленко Н.М. потерпевшему К.А.М. причинены телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения груди справа, проникающего колото-резаного ранения груди слева, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; колото-резаного ранения левого плеча в верхней трети с повреждением по ходу кожного покрова, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей плеча, резаной раны левого предплечья, причинившие легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства на срок не более 21 дня. От полученных телесных повреждений К.А.М. скончался 13.06.2011 года в <данные изъяты>. Причиной смерти К.А.М. явился геморрагический шок, развившийся в результате колото-резаных ран груди с повреждением сосудов и внутренних органов грудной клетки.
Допрошенный в судебном заседании в качестве подсудимого Михайленко Н.М. вину признал частично и пояснил, что 11.06.2011 года вечером употреблял спиртное совместно с К.А.М. и другими лицами. Ночью он направился домой, однако, выйдя на улицу, услышал крик своей сестры. Рядом с ней находился К.А.М., который пытался оттащить сестру в ближайшие кусты. Он заступился за сестру, в связи с чем между ним и К.А.М. возникла ссора. В ходе данной ссоры он нанес К.А.М. удар по лицу, а тот, повалив его на землю, сел сверху и стал наносить удары в область головы. Затем К.А.М. достал нож. Он, в свою очередь, выхватил данный нож, открыл лезвие и, обороняясь, нанес К.А.М. два удара в район груди. Умысла на убийство К.А.М. он не имел и считает, что лишь превысил пределы необходимой обороны.
Вина подсудимого подтверждается совокупностью следующих доказательств.
Из показаний на предварительном следствии свидетеля К.М.А., исследованных в судебном заседании (т.1 л.д.165), следует, что вечером 11.06.2011 года домой пришел ее брат Михайленко Н.М. и К.А.М. Ночью она вышла во двор, где встретила К.А.М. Тот, находясь в состоянии алкогольного опьянения, схватил ее за руку и потащил к выходу со двора. Она закричала, после чего к ним подбежал Михайленко Н.М. Он нанес К.А.М. удар по лицу. К.А.М. толкнул Михайленко Н.М., от чего последний упал, а К.А.М. сел сверху, нанес брату несколько ударов по голове, а затем достал нож и попытался открыть лезвие. Однако сделать это он не успел, так как нож у него выхватил Михайленко Н.М. К.А.М. попытался отобрать нож и схватился рукой за лезвие, однако Михайленко Н.М. выдернул нож из руки К.А.М. и нанес им два удара в грудь.
Из показаний на предварительном следствии свидетеля Ф.В.Г., исследованных в судебном заседании (т.1 л.д.168-169), следует, что 11.06.2011 года около 22 часов он приехал в гости к семье Михайленко. Во дворе дома находились Михайленко Н.М. и К.А.М. Все вместе они употребили спиртное. В ходе застолья между Михайленко Н.М. и К.А.М. возник словесный конфликт, после чего Михайленко Н.М. предложил К.А.М. выйти. Вдвоем они вышли на улицу. Через некоторое время он вышел следом и увидел разговаривавших Михайленко Н.М. и К.А.М. Он попытался их успокоить, однако они не реагировали. Он вернулся во двор дома. Спустя непродолжительно время он вновь вышел на улицу и увидел, что К.А.М. сидит сверху на Михайленко Н.М. При этом в руке у Михайленко Н.М. находился нож. Он направился к калитке и заметил, что туда же бежит К.А.М., а следом за ним бежит Михайленко Н.М. Затем из дома выбежала женщина и сказала, что Михайленко Н.М. «порезал» К.А.М.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия (т.1 л.д.29-30) на углу <адрес> на земле обнаружены следы бурого цвета. В доме на полу в комнате и на веранде обнаружены и изъяты следы бурого цвета. Кроме того, изъяты два ножа.
Согласно другому протоколу осмотра места происшествия (т.1 л.д.33-35) в <адрес> следов борьбы не обнаружено.
В соответствии с протоколом изъятия и протоколом выемки (т.1 л.д.36, 200-202) изъята одежда К.А.М., а именно: джинсы с матерчатым ремнем, рубаха, простыня (пододеяльник).
Согласно протоколу осмотра места происшествия (т.1 л.д.120-127) в <адрес> обнаружена и изъята рубашка, принадлежащая Михайленко Н.М.
Как следует из заключения эксперта № (т.1 л.д.237-243) на пододеяльнике, одежде К.А.М. (джинсовых брюках, ремне и мужской рубашке) обнаружены следы крови человека, происхождение которой не исключается от К.А.М. В то же время размеры пятен крови на пододеяльнике, рубашке, брюках и ремне не позволяют исключить примеси крови от Михайленко Н.М. при условии наличия у него телесных повреждений, сопровождающихся наружным кровотечением.
Как следует из заключения эксперта № (т.1 л.д.209) у Михайленко Н.М. каких-либо телесных повреждений не обнаружено.
В соответствии с заключением эксперта № (т.2 л.д.26-31) на двух фрагментах бумаги с пятнами бурого цвета, изъятыми с пола в комнате, с пола на веранде <адрес>, обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается от К.А.М. и исключается от Михайленко Н.М.
Согласно заключению эксперта № МК (т.2 л.д.36-41) обнаруженные на рубашке К.А.М. повреждения по своим свойствам (форме, размерам, состоянию краев и концов) являются разрывами, образовавшимися вследствие чрезмерного растяжения ткани. Других повреждений не обнаружено. Описанные в заключении эксперта телесные повреждения на теле К.А.М. по своим свойствам являются колото-резаными. Данные свойства ран являются групповыми. С учетом групповых свойств описанных повреждений можно высказаться о том, что они образовались каждое от однократного травмирующего воздействия колюще-режущим предметом типа клинка ножа, имеющим острое лезвие и тупой обушок, длиной погрузившейся части, судя по длине наибольшего из раневых каналов, не менее 8-9 см. Сходные групповые свойства имеются у клинков обоих ножей, представленных на исследование, что не исключает возможности причинения повреждений любым из них, как и каким-либо другим предметом с аналогичными групповыми характеристиками.
В соответствии с протоколом проверки показаний (т.1 л.д.115-119) Михайленко Н.М. на месте совершения преступления дал подробные пояснения об обстоятельствах причинения К.А.М. телесных повреждений. Его пояснения полностью соответствуют его показаниям в судебном заседании.
Согласно заключениям эксперта № (т.1 л.д.14-24,222-232) у К.А.М. обнаружены следующие повреждения: проникающие колото-резаные ранения грудной клетки – 2; колото-резаное ранение левого плеча; резаная рана левого предплечья. Все вышеуказанные повреждения образовались незадолго до поступления в стационар 12.06.2001 года последовательно друг за другом в короткий промежуток времени. Проникающее колото-резаное ранение груди справа: нахождение колото-резаной раны на передней поверхности грудной клетки справа, с направлением раневого канала справа налево, спереди назад, сверху вниз, с повреждением по ходу кожного покрова, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей и сосудов груди, верхней доли правого легкого, перикарда образовалось от однократного воздействия колюще-режущим предметом, длиной не менее 8-9 см. Данное повреждение причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, состоит в прямой причинно-следственной связью с наступлением смерти. Проникающее колото-резаное ранение груди слева: нахождение колото-резаной (клинически) раны на передней поверхности грудной клетки слева, с направлением раневого канала слева направо, спереди назад, сверху вниз, с повреждением по ходу кожного покрова, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей и сосудов груди, клетчатки переднего средостенья, жировой подвески перикарда образовалось от однократного воздействия колюще-режущим предметом, длиной не менее 4-5 см. Это повреждение причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, состоит в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти. Колото-резаное ранение левого плеча в верхней трети с повреждением по ходу кожного покрова, подкожно-жировой клетчатки, мягких тканей плеча образовалось от однократного воздействия колюще-режущим предметом, длиной не менее 2-3 см. Данное повреждение причинило легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства на срок менее 21 дня, отношения к смерти не имеет. Резаная рана левого предплечья возникла от однократного воздействия острым режущим предметом, чем может являться лезвие ножа, бритва, осколок стекла и т.п. Указанное повреждение причинило легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства на срок не более 21 дня, отношения к смерти не имеет. Непосредственной причиной смерти К.А.М. является геморрагический шок, развившийся в результате колото-резаных ранений груди с повреждением сосудов и внутренних органов грудной клетки. Повреждений, указывающих на возможную борьбу и самооборону не обнаружено. Взаимное расположение потерпевшего и нападавшего могло быть любым, при котором обеспечивался доступ к травмированным областям. Смерть наступила 13.06.2011 года в 11 часов 00 минут в <данные изъяты>.
В соответствии с заключением судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов №/С (т.1 л.д.213-217) Михайленко Н.М. хроническим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики в период инкриминируемого деяния не страдал и не страдает в настоящее время, какого-либо временного расстройства не обнаруживал. Михайленко Н.М. в момент инкриминируемого деяния мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. В поведении Михайленко Н.М. в момент совершения инкриминируемого ему деяния признаков аффекта не усматривается. Индивидуально-психологические особенности, присущие Михайленко Н.М., не нарушали способности к произвольной саморегуляции и не оказали существенного влияния на сознание и деятельность.
Совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что между Михайленко Н.М. и потерпевшим произошла обоюдная ссора, в процессе которой они обменялись ударами. После этого Михайленко Н.М., отобрав у К.А.М. нож, умышленно нанес тому с достаточной силой несколько ударов. О силе нанесенных ударов свидетельствует глубина раневых каналов, один из которых составляет 8-9 см, второй 4-5 см. При этом суд приходит к выводу о том, что умысел Михайленко Н.М. был направлен на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью. К данному выводу, помимо силы ударов, суд приходит, также исходя из способа причинения телесных повреждений и места приложения ударов в район груди, то есть в место расположения жизненно-важных органов. При этом суд не усматривает в действиях Михайленко Н.М. наличия признаков превышения обороны, так как потерпевший не пытался нанести Михайленко Н.М. удары ножом, нож у потерпевшего находился в закрытом положении. В свою очередь Михайленко Н.М., отобрав у потерпевшего нож, открыл лезвие и, не смотря на то, что потерпевший прекратил по отношению к нему какие-либо агрессивные действия, тем не менее, нанес данным ножом потерпевшему ряд ударов. В результате нанесенных ударов К.А.М. причинены различной тяжести телесные повреждения, в том числе тяжкие, опасные для жизни. В связи с причиненными повреждениями К.А.М. спустя непродолжительное время скончался. По отношению к наступившим последствиям в виде смерти потерпевшего со стороны подсудимого имеет место неосторожная форма вины, так как он не предвидел возможности наступления смерти, однако при сложившейся ситуации при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть данные последствия. На основании изложенного действия подсудимого правильно квалифицированы по ст.111 ч.4 УК РФ.
При назначении вида и размера наказания суд принимает во внимание в качестве смягчающих наказание обстоятельств частичное признание вины, молодой возраст, наличии на иждивении малолетнего ребенка, явку с повинной, представленную в ходе предварительного следствия, противоправное поведение потерпевшего, послужившее причиной конфликта. В то же время с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжких, суд не находит оснований для применения ст.73 УК РФ и считает необходимым назначить наказание, связанное с лишением свободы.
Руководствуясь ст.ст.296-299, 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Михайленко Н.М. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ и назначить наказание в виде 7 лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания исчислять с 15.09.2011 года с зачетом времени задержания и содержания под стражей с 16.06.2011 года.
Меру пресечения оставить без изменения в виде содержания под стражей.
Вещественные доказательства: 2 ножа, простыню, 2 фрагмента бумаги, джинсы с ремнем, рубаху, пару тапок, рубашку – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Омский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора через Октябрьский районный суд г.Омска. Разъяснить осужденному право на участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Судья:
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Приговор вступил в законную силу 04.10.2011 года.