Приговор от 09.02.2012 в отношении Григорьева С.А. и Шаркова А.П.



                                               1-27/2012

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Омск                            “ 09 “ февраля 2012 г.

    Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Зубрилова Е.С., с участием государственного обвинителя Лупырь Ю.В., адвокатов Запевалов П.Н., Чекмезова И., при секретаре Чихун И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

ШАРКОВА А.П., <данные изъяты>, не судимого, находящегося под подпиской о невыезде,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 п.А,Б ч.2 ст.228.1, п.Б ч.2 ст.228.1, ч.1 ст.30 п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ,

ГРИГОРЬЕВА С.А., <данные изъяты>, судимости не имеющего, находящегося под подпиской о невыезде,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 п.А,Б ч.2 ст.228.1, ч.1 ст.30 п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Шарков А.П. и Григорьев С.А. покушались на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, а также оба незаконно хранили наркотики в крупном размере без цели сбыта, при следующих обстоятельствах.

20.09.2011 Шарков и Григорьев, имея каждый самостоятельный умысел на незаконный сбыт наркотического средства героин в крупном размере, продали его один другому, а затем К.И.А. Так, сначала Шарков в период до 22 ч., реализуя преступный умысел, дважды передал Григорьеву возле <адрес> по одному свёртку с героином, массами, соответственно, 0,72 и 0,61 гр., за что получил от него деньги в общей сумме Х рублей.

В свою очередь Григорьев, умея самостоятельный умысел на незаконный сбыт наркотического средства в крупном размере, передал один из полученных от Шаркова свёртков с героином, массой 0,61 гр., в тот же вечер возле <адрес> К.И.А., выступавшему в роли покупателя наркотических средств при проведении оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», предварительно получив от него (К.) деньги в сумме Х рублей. Второй свёрток с героином Григорьев продолжал хранить при себе. Купленный у Григорьева героин К.И.А. вскоре выдал сотрудникам УФСКН РФ у <адрес>, в связи с чем Шарков и Григорьев не сумели довести до конца свои преступления, направленные на сбыт наркотических средств, по не зависящим от них обстоятельствам, т.к. продажа наркотиков производилась под контролем сотрудников УФСКН РФ в соответствии с Законом РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и героин из незаконного оборота был изъят.

Кроме того, Шарков А.П. незаконно хранил при себе героин массой 0,51 гр., т.е. в крупном размере, без цели сбыта, до момента его задержания и изъятия наркотического средства сотрудниками УФСКН РФ в период с 00.08 до 00.41 ч., 21.09.2011 у <адрес>.

Григорьев С.А. незаконно хранил при себе приобретённый у Шаркова А.П. героин массой 0,72 гр. до 22.50 ч. того же дня, когда был задержан сотрудниками УФСКН РФ у <адрес>, а наркотическое средство – изъято.

В судебном заседании подсудимые виновными себя признали частично, отрицая предварительный сговор на совершение преступления, а также цель сбыта при хранении наркотических средств. При этом Шарков А.П. показал, что употреблять героин он начал в 2011 году, и к сентябрю употреблял его уже каждый день. Раза 4 он продавал героин Григорьеву. 20.09.2011 тот позвонил ему и попросил помочь приобрести героина. Он (Шарков) согласился, купил на деньги Григорьева и отдал ему 2 свёртка с героином. Также купил себе 1 свёрток с героином и хранил в кармане. Через 2-3 часа Григорьев позвонил снова и попросил ещё героин на Х рублей. Он снова согласился. Они встретились на улице, Григорьев передал ему деньги, он сходил на СТО недалеко, приобрёл там героин в 2-х пакетах и принёс Григорьеву, предварительно отсыпав часть наркотика себе. Позже его задержали сотрудники УФСКН. Им он выдал свёрток с героином и полученные от Григорьева деньги. В содеянном раскаивается. Об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств он знал.

Подсудимый Григорьев С.А. суду показал, что наркотики он употреблял с марта 2011 года, 1-2 раза в неделю, и раза 3 приобретал их у Шаркова. Сговора с Шарковым на сбыт героина у него не было. 20.09.2011 он созвонился с ним и попросил для себя наркотическое средство. Тот согласился. Они встретились, и он приобрёл у Шаркова героин для личного употребления на Х рублей. Через 2-3 часа ему позвонил К.И.А. и просил помочь приобрести героин. Ранее он 1 раз уже помогал К.И.А. и покупал для него героин у Шаркова. Они (Григорьев и К.) встретились на <адрес>. По дороге в сторону <адрес> К.И.А. передал ему Х рублей. Потом он пошёл к Шаркову, встретился с ним на улице, отдал деньги, тот ушёл и через 5-7 минут принёс 2 свёртка с наркотическим средством, которые он отдал К.И.А.. Вскоре его задержали сотрудники УФСКН и изъяли имевшийся при нём героин. Об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств он знал; преступление совершил из-за наркотической зависимости. К.И.А. частично оговаривает его, но по какой причине не знает. В содеянном раскаивается.

Вина подсудимых, помимо их признаний, подтверждается показаниями свидетелей и иными исследованными материалами уголовного дела.

Так, свидетель К.И.А. суду показал, что с Григорьевым он познакомился летом 2011 года на почве употребления наркотических средств, и потом 4-5 раз приобретал у него героин. Обычно они встречались, он отдавал Григорьеву деньги, тот куда-то уходил, а когда возвращался, то передавал наркотик. За свои услуги Григорьев брал по Х рублей. Героин Григорьев брал, с его слов, у какого-то А. С Шарковым он не знаком. 20.09.2011 он (Котов) добровольно участвовал в ОРМ в роли покупателя наркотических средств у Григорьева. Он созвонился с ним, договорился о покупке героина на Х рублей, и получил от сотрудников УФСКН «меченые деньги». На <адрес> он передал деньги Григорьеву, и тот ушёл, а когда вернулся, то отдал 2 свёртка с наркотиком, которые он потом выдал сотрудникам полиции.

Свидетель Б.С.Г. – сотрудник УФСКН РФ по Омской области, суду дал аналогичные показания об обстоятельствах проведения 20.09.2011 ОРМ в отношении Григорьева, дополнив, что основанием для этого послужила оперативная информации, поступившая до этого за несколько дней, о том, что Григорьев с иным лицом занимаются сбытом героина. В роли покупателя добровольно выступил К.И.А., который неоднократно покупал героин у Григорьева. К.И.А. досмотрели, вручили «помеченные» Х рублей, тот созвонился с Григорьевым, договорился о продаже героина и ушёл на встречу. Во время ОРМ он наблюдал за «покупателем», и видел, как тот встретился с Григорьевым, передал деньги, и Григорьев ушёл в сторону <адрес>. У <адрес> Григорьев встретился с Шарковым, где они чем-то обменялись. Потом Григорьев вернулся к К.И.А. и передал героин. После задержания Григорьева и Шаркова, он (Б.С.Г.) досмотрел их обоих и изъял у Григорьева 2 свёртка с героином, а у Шаркова – 1 свёрток для сбыта и «помеченные» деньги. Ни Григорьев, ни Шарков содействие полиции в изобличении иных сбытчиков наркотических средств не оказывали.

Свидетель К.А.А. суду показал, что 20.09.2011 он был понятым при досмотре в автомобиле у Х «покупателя» К.И.А. и вручении тому «помеченных» денег для «проверочной закупки» наркотических средств.

Свидетель П.В.Ю. на следствии показал, что он были понятым при досмотре К.И.А., который выдал 2 бумажных свёртка с порошкообразным веществом, приобретённым за Х рублей у парня по имени С. (т.1 л.д.179-182).

Свидетель И.Н.Г. на следствии показал, что вечером 20.09.2011 он был понятым при досмотре Григорьева С.А., который сообщил о хранении при себе героина для личного потребления, а также рассказал, что помог парню по имени И. приобрести героин у парня по имени А. У Григорьева были изъяты из кармана два свёртка с порошкообразным веществом (т.1 л.д.137-138).

Свидетель С.М.В. на следствии показал, что ночью 21.09.2011 он был понятым при досмотре Шаркова А.П. у <адрес>. Перед досмотрам Шарков сообщил, что имеет при себе героин для сбыта и Х рублей, полученных от Григорьева. У Шаркова из кармана изъяли один бумажный свёрток с порошкообразным веществом и две Х-рублёвые купюры, номера которых совпали с протоколом пометки денег (т.1 л.д.183-186).

Согласно протоколам осмотра покупателя К.И.А. и пометки денежных купюр, 20.09.2011 тому вручили Х рублей для «проверочной закупки» наркотиков (т.1 л.д.11, 12).

После приобретения наркотических средств К.И.А. выдал два бумажных свёртка с порошкообразным веществом, купленных у парня по имени С. (т.1 л.д.13).

Согласно протоколу личного досмотра, у Григорьева С.А. 20.09.2011 из кармана были изъяты два свёртка с порошкообразным веществом (т.1 л.д.14).

Согласно протоколу личного досмотра Шаркова А.П., у него 21.09.2011 в 00.08 ч. был изъят свёрток с «героином» и Х рублей, совпавшие по номерам с протоколом пометки денег (т.1 л.д.15).

Всё изъятое осмотрено и признано вещественными доказательствами (т.1 л.д.159-163, 166).

По заключению химических экспертиз, вещества, выданные К.И.А., а также изъятые у Григорьева С.А. и Шаркова А.П., являются наркотическим средством героином, массами, соответственно, 0.61, 0.72 и 0.51 гр., которые ранее могли составлять единую массу (т.1 л.д.36-37, 38-39, 40-41, 75-77, 83-85, 91-93, 115-120).

По месту жительства и работы подсудимые характеризуются удовлетворительно (т.2 л.д.21, 22, 28, 34).

Свидетель Г.Н.А. – мать подсудимого, в суде охарактеризовала сына с положительной стороны. Об употреблении им наркотических средств она узнала после его задержания. Она серьёзно болеет и нуждается в помощи сына.

Свидетель Ш.Г.В. – мать подсудимого, также охарактеризовала сына положительно.

    Оценив в совокупности собранные и исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина Шаркова А.П. и Григорьева С.А. в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, а также в хранении при себе героина в крупном размере доказана, прежде всего показаниями свидетелей, изъятием наркотических средств и помеченных денег, заключениями экспертиз, а также иными материалами уголовного дела, в том числе признательными показаниями подсудимых.

У суда нет оснований не доверять свидетелям по делу, показания которых согласуются между собой и подтверждаются иными объективными доказательствами, а также частично показаниями подсудимых. Причин для оговора либо фальсификации доказательств суд не установил; материалы оперативно-розыскного мероприятия от 20 сентября 2011 года суд находит соответствующими требованиям Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

К утверждению обоих подсудимых об удалении Шаркова с полученными от Григорьева деньгами куда-то в иное место за героином суд относится критически, признавая такую позицию реализацией права на защиту, которая опровергнута свидетелем Белозёровым С.Г., наблюдавшим со стороны встречу обоих подсудимых и их обмен на месте предметами торговли.

Вместе с тем, суд находит недоказанным обвинение подсудимых в совершении преступления группой лиц по предварительному сговору.

Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что Шарков и Григорьев, продавая героин, действовали самостоятельно друг о друга. Каждый из них имел собственный умысел на незаконный сбыт героина и самостоятельную выгоду.

Содеянное подсудимыми по продаже героина является покушением на сбыт наркотических средств, поскольку преступления не были доведены до конца по не зависящим от подсудимых обстоятельствам, т.к. передачи наркотических средств осуществлялись в ходе проверочной закупки, проводимой сотрудниками УФСКН РФ в соответствии с Законом РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и наркотики из незаконного оборота были изъяты.

И Шарков, и Григорьев умышленно, с целью получения материальной выгоды, продавали героин один другому, а затем К.И.А., выступая при этом, как непосредственные исполнители преступлений, а не как пособники, поскольку каждый из них имел от этого самостоятельную выгоду, продажи героина они осуществляли неоднократно, чего не отрицают сами, и это же подтверждается показаниями свидетеля К.И.А.

Признаков провокации в действиях сотрудников полиции суд не установил, поскольку свои намерения продавать героин каждый из подсудимых обнаружил гораздо ранее проведения в отношении них ОРМ, и умысел их на совершение преступления сформировался независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений.

Действия Шаркова А.П. по продаже дважды в один день героина Григорьеву, часть которого тот купил для себя, а другую для К.И.А., суд считает правильным квалифицировать как одно продолжаемое преступление, направленное на неоднократный сбыт героина, т.е. совершаемое с единым умыслом в несколько приёмов.

Кроме того, Шарков и Григорьев незаконно хранили при себе героин в крупном размере, изъятый у них в разное время после задержания в ночь с 20 на 21 сентября 2011 года.

Однако, суд полагает недоказанным умысел, как Шаркова, так и Григорьева на сбыт изъятого у них героина, поскольку они достаточно последовательно утверждают о хранении этого количества наркотических средств для лично употребления; несмотря на крупный размер изъятого, доказательств о намерении сбыть этот героин, в суд не представлено; органом предварительного следствия не установлено, кому, когда, при каких обстоятельствах каждый из подсудимых собирался сбыть изъятый у него героин. Причастность обоих подсудимых к потреблению наркотических средств никем не оспаривается. Признание Шарковым при задержании намерений сбыть обнаруженный у него наркотик суд не может положить в основу обвинения без подтверждения совокупностью иных доказательств, в соответствии со ст.77 УПК РФ.

При наличии неустранимых сомнений в приготовлении подсудимых к сбыту наркотических средств суд толкует их в пользу подсудимых и считает правильным квалифицировать их действия в этой части, как незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

Противоправность деяний для подсудимых была очевидной, преступления они совершили умышленно.

По указанным признакам, действия Шаркова А.П. и Григорьева С.А, связанные с продажей героина 20.09.2011 г., сначала один другому, а затем часть К.И.А., суд квалифицирует по ч.3 ст.30, п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, не доведенное до конца по не зависящим от виновного лица обстоятельствам, а действия их в отношении героина массами 0,51 и 0,72 гр., соответственно, – по ч.1 ст.228 УК РФ, как незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

Назначая наказание, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённых преступлений, два из которых не окончены, относящихся к категориям особо тяжких и небольшой тяжести; личности подсудимых, характеризующихся удовлетворительно, не судимых. К смягчающим обстоятельствам, согласно ст.61 УК РФ, суд относит признание подсудимыми своей вины и раскаяние, <данные изъяты> Отягчающих обстоятельств, предусмотренных в ст.63 УК РФ, не установлено. Вместе с тем, принимая во внимание фактические обстоятельства и тяжесть совершённых преступлений, с учётом смягчающих обстоятельств и данных о личностях подсудимых, суд полагает справедливым назначить обоим наказания, связанные с изоляцией от общества, в пределах санкций статей УК РФ, и без дополнительных наказаний. Оснований для применения положений ч.6 ст.15, ст.64, 73 УК РФ суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать ШАРКОВА А.П. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 п.Б ч.2 ст.228.1, ч.1 ст.228 УК РФ, и назначить ему наказание:

- по ч.3 ст.30, п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ – в виде лишения свободы на срок 5 лет без штрафа и без ограничения свободы,

- по ч.1 ст.228 УК РФ – в виде лишения свободы на срок 1 год.

В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ (в ред. от 07.12.2011), путём частичного сложения, окончательное наказание назначить Шаркову А.П. в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строго режима.

ГРИГОРЬЕВА С.А. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п.Б ч.2 ст.228.1, ч.1 ст.228 УК РФ, и назначить ему наказание:

- по ч.3 ст.30, п.Б ч.2 ст.228.1 УК РФ – в виде лишения свободы на срок 5 лет без штрафа и без ограничения свободы,

- по ч.1 ст.228 УК РФ – в виде лишения свободы на срок 1 год.

В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ (в ред. от 07.12.2011), путём частичного сложения, окончательное наказание назначить Григорьеву С.А. в виде лишения свободы на срок 5 лет 2 месяца с отбыванием в исправительной колонии строго режима.

Меру пресечения Шаркову А.П. и Григорьеву С.А. до вступления приговора в законную силу изменить на содержание под стражей, взять их под стражу в зале суда, срок наказания каждому исчислять с 09.02.2012.

Вещественные доказательства – героин уничтожить, деньги оставить у законного владельца, компакт-диск хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осуждёнными – в тот же срок со дня вручения им копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осуждённые вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

    Председательствующий:                        Е.С. Зубрилов

На приговор было подано кассационное представление.

Кассационной инстанцией Омского областного суда приговор в отношении осужденного Григорьева С.А. изменен и его действия переквалифицированы с ч.3 ст.30 п."б" ч.2 ст.228.1 УК РФ на ст.33 ч.5-ст.228.1 УК РФ, по которой назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы. На основании ч.2 ст.69 УК РФ (в ред. от 7.12.2011 г.) по совокупности преступлений путем частичного сложения этого наказания и наказания, назначенного по ч.1 ст.228 УК РФ, Григорьеву С.А. окончательно определено 1 год 3 месяца лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. В остальном приговор оставлен без изменения.

Приговор вступил в законную силу 22.03.2012.