Решение от 20.07.2010 г. по иску прокурора ОАО г. Омска к МДОУ `...`



Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

20 июля 2010 года

дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «...» о признании незаконными действий по осуществлению образовательной и медицинской деятельности в отсутствие лицензии, возложении обязанности получить лицензии, к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарном благополучии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа города Омска обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере реализации национального проекта «Образование» установлено, что муниципальным дошкольным образовательным учреждением «...» нарушаются требования федерального законодательства в сфере образования, а именно: осуществляется обучение детей без лицензии на образовательную деятельность, не соблюдены требования законодательства о создании в образовательном учреждении условий для оказания медицинской помощи детям.

Учреждение не имеет лицензии на образовательную деятельность. Срок действия лицензии истек 27.12.2009 года, не продлен, новая лицензия не получена. Причиной этому является отсутствие разрешения органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора ввиду существующих нарушений требований пожарной безопасности и санитарных норм объекта, используемого для образовательной деятельности.

Нарушения требований пожарной безопасности выразились в том, что в Учреждении двери складского помещения и электрощитовой выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа, двери поэтажных коридоров не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, не выполнены поэтажные планы эвакуации людей на случай возникновении я пожара, допускается хранение горючего материала в подвальном помещении.

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований выразилось в том, что на территории учреждения не выделена общая физкультурная площадка, кровля здания требует ремонта, отсутствует достаточное количество постельного белья и наматрасников, механическая приточная система вентиляции в постирочной находится в не рабочем состоянии, расстановка кроватей в спальных проведена без соблюдения минимальных разрывов.

По мнению истца, органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, должны нести бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений, выделять на образовательную деятельность необходимые финансовые средства.

Учреждение, не имея лицензии на образовательную деятельность, занимается обучением несовершеннолетних детей, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В данной связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения мер по устранению препятствий для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, нарушений требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Истец считает, что указанная деятельность ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, права и законные интересы воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения «...», которые в силу своего несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно защитить свои права и интересы, угрожает личной безопасности указанной категории лиц.

Просит суд признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «...» по осуществлению образовательной и медицинской деятельности в отсутствие лицензий незаконными; обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «...» получить лицензию на ведение образовательной и медицинской деятельности; обязать Администрацию города Омска, Департамент образования Администрации города Омска принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарном благополучии, препятствующих получению лицензий на образовательную деятельность МДОУ «...».

В судебном заседании представитель истца Бондаренко Е.И. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Заведующая муниципального дошкольного образовательного учреждения «...» Викулова Н.А. в судебном заседании в качестве ответчика иск признала в полном объеме.

Представитель Департамента образования Администрации города Омска - Ефременко Д.М., действующий на основании доверенности, также признал иск в полном объеме.

Представитель Администрации города Омска в судебное заседание в качестве ответчика не явился, оповещался о дне слушания дела надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

В соответствии с требованиями статьи 49 Гражданского кодекса РФ - отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу пункта 3 статьи 33 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Предметом и содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

В соответствии с требованиями пунктов 12, 24, 39 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 - для получения лицензии соискатель лицензии помимо других документов представляет в лицензирующий орган заключения органов государственной документов представляет в лицензирующий орган заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса Основанием для отказа в выдаче лицензии является отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован. Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, в том числе в филиалах, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состоянии е защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В пункте 4 Правил установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

При этом согласно пункта 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено право граждан на благоприятную среду обитания. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека проводимых работ и оказываемых услуг (статья 11 закона).

В силу статьи 28 названного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно пункта 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 года № 666, дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Статьей 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

В силу положений статьи 31 названного Закона, а также статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии с требованиями статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляются образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (статьи 17, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с требованиями статьи 29 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», статьи 26.6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов также положениями статьи 31 Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений в силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, в силу закона на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

В отсутствие лицензии образовательные учреждения не имеют права заниматься образовательной деятельностью, что является нарушением конституционного права на образование неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что срок действия лицензии серии А № 160103, регистрационный № 703, выданной 27 декабря 2004 года муниципальному дошкольному образовательному учреждению «...» Министерством образования Омской области, истек 27 декабря 2009 года.

Срок действия лицензии не продлен, новая лицензия не получена.

В судебном заседании установлено, что нарушения требований пожарной безопасности выражены в том, что в Учреждении двери складского помещения и электрощитовой выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа, двери поэтажных коридоров не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, не выполнены поэтажные планы эвакуации людей на случай возникновения пожара, допускается хранение горючего материала в подвальном помещении.

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований выразилось в том, что на территории учреждения не выделена общая физкультурная площадка, кровля здания требует ремонта, отсутствует достаточное количество постельного белья и наматрасников, механическая приточная система вентиляции в постирочной находится в не рабочем состоянии, расстановка кроватей в спальных проведена без соблюдения минимальных разрывов.

Осуществление образовательной деятельности при наличии указанных нарушений противоречит требованиям Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313, СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что с 28 декабря 2009 года в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства об образовании и пожарной безопасности муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида» незаконно осуществляет образовательную деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия).

Учреждение, не имея лицензии на образовательную деятельность, занимается обучением несовершеннолетних детей, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи непринятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению препятствий для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, нарушений требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Отсутствие условий, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, помещений для организации работы медицинского персонала является препятствием для получения лицензии на медицинскую деятельность, что в свою очередь нарушает права несовершеннолетних на медицинскую помощь.

На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «...» по осуществлению образовательной и медицинской деятельности в отсутствие лицензии.

Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «...» обязанность получить лицензии на право осуществления образовательной и медицинской деятельности в срок до 01 августа 2011 года.

Возложить на Администрацию города Омска, департамент образовании я Администрации города Омска обязанность принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарном благополучии, препятствующих получению лицензий на образовательную деятельность муниципальным дошкольным образовательным учреждением «...» в срок до 01 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 июля 2010 года.

Судья: подпись М.А.Пирогова

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: Судья:

Секретарь:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200