2-2169/2010 Решение 02.08.2010 по иску Роспотребнадзора к ООО Омский завод технического углерода



2-2169/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

02 августа 2010 года

дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Омский завод технического углерода» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. В обоснование требований указал, что ООО «Омсктехуглерод» относится к предприятиям 1 класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 1000 метров.

16 сентября 2008 года на основании распоряжении я заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области проведено внеплановое мероприятие по надзору в отношении ООО «Омсктеуглерод» по адресу: ..., .... В ходе проверки было установлено, что ответчик не имеет проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. По результатам государственного лабораторного контроля, проведенного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» с 25.08.2008 года по 29.08.2008 года, зарегистрированы превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест по фенолу в 1,9 - 3,9 раз и нафталину в 1,7 - 3,7 раз, что является нарушением «Гигиенических требований к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и « Гигиенических нормативов «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

По результатам проверки генеральному директору ООО «Омсктехуглерод» выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства: разработать проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, согласовать в установленном законом порядке, в срок до 15.12.2008 года, затем срок был продлен до 15.03.2010 года, разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны (на основании результатов натурных наблюдений и оценки риска) в срок до 15.03.2010 года. В установленный срок предписание не выполнено, в связи с чем 02 апреля 2010 года ответчику выдано новое предписание с установленным сроком до 15 марта 2011 года.

Просил обязать ООО «Омсктехуглерод» разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны на основании результатов натурных наблюдений и оценки риска в срок до 15 марта 2011 года, определив в проекте размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования, и согласовать проект в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель истца Лавринова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - Куторгина Д.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Считает, что исковые требования предъявлены преждевременно, поскольку установленный предписанием срок в настоящее время не истек. Работы по разработке проекта санитарно-защитной зоны ведутся. 17 июня 2009 года с ИП Р. заключен договор на разработку проекта СЗЗ, аванс по договору внесен в размере ... рублей. Нарушение сроков исполнения предписания связано с невозможностью их исполнить по нескольким причинам: том ПДВ, данные которого используются для разработки проекта СЗЗ для ООО «Омсктехуглерод» был утвержден Ростехнадзором только в конце 2008 года. Предприятие в связи с экономическим кризисом и недостатком финансовых средств находилось в простое с 05.11.2008 года по 31.03.2009 года, деньги в бюджет предприятия на проектирование СЗЗ были заложены только на 2-ое полугодие 2009 года. Кроме того, из-за большого объема и высокой сложности проект СЗЗ ООО «Омсктехуглерод» не мог быть завершен в срок до 15.03.2010 года, новым предписанием установлен срок разработать проект установленной (окончательной) СЗЗ (на основании натурных наблюдений и риска) в срок до 15.03.2011 года. Сроки выполнения проекта по указанному договору были изменены, поскольку проект нормативов предельно допустимых выбросов ООО «Омсктехуглерод» утвержден УТЭН Ростехнадзором по Омской области от 10.10.2008 года; при разработке проекта СЗЗ, для которого используются данные проекта ПДВ, выяснилось, что некачественно выполнены инвентаризация источников загрязнения атмосферы и проект ПДВ. Также в проекте ПДВ не выполнен анализ загрязнения атмосферы над дачными участками с северо-западной стороны от предприятия. Проектировщик вынужден произвести дополнительную работу, не предусмотренную договором от 17 июня 2009 года, в связи с чем нельзя выдать задание на расчет рисков здоровья населения. После выдачи задания на риски граница СЗЗ уже не подлежит корректировке. ООО «Омсктехуглерод» был заключен договор от 26.05.2010 года с ООО "П." о корректировке "отчета по инвентаризации выбросав вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" и "Проекта предельно-допустимых выбросав загрязняющих веществ в атмосферу (СЗЗ) для ООО "Омсктехуглерод". В сроки выполнения не входит время согласования Отчета по инвентаризации Проекта нормативов ПДВ Управления Роспотребнадзора по Омской области и Западно-Сибирском управлении Ростехнадзора.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 7,42 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как установлено в судебном заседании, основынм видом деятельности ООО «Омсктехуглерод» является производство технического углерода различных марок. В соответствии с санитарной классификацией ООО «Омсктехуглерод» относится к предприятиям 1 класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 1000 метров.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статья 52 указанного закона определяет, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, п.2.1., в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Режим территории санитарно-защитной зоны определен пунктом 5.1 санитарных правил.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам.

Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 2.2. указанных санитарных правил ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания, загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха, населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3).

В соответствии с п. 3.1 санитарных правил размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Как было указано ранее, ООО «Омсктехуглерод» относится к предприятиям 1 класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 1000 метров.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

проводить работы по обоснованию критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно статье 39 ФЗ-52 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что 16 сентября 2008 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области проведено внеплановое мероприятие по надзору в отношении ООО «Омсктеуглерод» по адресу: ..., ....

В ходе проверки было установлено, что ответчик не имеет проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

По результатам государственного лабораторного контроля, проведенного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» с 25.08.2008 года по 29.08.2008 года, зарегистрированы превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест по фенолу в 1,9 - 3,9 раз и нафталину в 1,7 - 3,7 раз, что является нарушением «Гигиенических требований к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и «Гигиенических нормативов «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

По результатам проверки генеральному директору ООО «Омсктехуглерод» было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства: разработать проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, согласовать в установленном законом порядке, в срок до 15.12.2008 года, затем срок был продлен до 15.03.2010 года, разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны (на основании результатов натурных наблюдений и оценки риска) в срок до 15.03.2010 года.

В установленный срок предписание не выполнено, в связи с чем 02 апреля 2010 года ответчику выдано новое предписание с установленным сроком до 15 марта 2011 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушается Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, при этом нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии со статьей 46 Гражданско-процессуального кодекса РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главный государственный санитарный врач наделен полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

Согласно статье 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за исполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Ссылка ответчика на то, что требования истцом предъявлены преждевременно, до истечения срока, установленного предписанием, правового значения по делу не имеет, исходя из изложенных выше обстоятельств.

В то же время, принимая во внимание, что ответчиком в течение длительного времени ведутся работы по разработке проекта санитарно-защитной зоны, учитывая большой объем и высокую сложность проекта СЗЗ для ООО «Омсктехуглерод», суд считает возможным установить срок исполнения решения по разработке проекта установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны на основании результатов натурных наблюдений и оценки риска - до 01 июля 2011 года.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Омский завод технического углерода» обязанность

разработать проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны на основании результатов натурных наблюдений и оценки риска в срок до 01 июля 2011 года, определив в проекте размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования, и согласовать проект в установленном законом порядке.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Омский завод технического углерода» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2010 года.

Судья: подпись М.А.Пирогова

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: Судья:

Секретарь:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200