№ 2-2103/2010 Решение по иску Лопатина А.В. о признании права собственности от 14.09.10.



Дело № 2-2103/2010

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской ФедерацииОктябрьский районный суд г.Омска

в составе председательствующего судьи Шафоростовой Л.С.

при секретаре Бохан Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске

14 сентября 2010 года

гражданское дело по иску Лопатина А.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, к Тужилину В.А. о признании неприобретшим право пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Лопатин А.В. с учетом уточнения своих требований обратился в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации жилым помещением - комнатой ... в доме ... по Космическому проспекту в г Омске, указав, что был вселен на законных основаниях, исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения, спорная комната является для него единственным и постоянным жильем, право на приватизацию не может реализовать по независящим от него обстоятельствам. В ходе судебного разбирательства Лопатин А.В. заявил также требование о признании Тужилина В.А. неприобретшим право пользования данным жилым помещением, ссылаясь на то, что спорная комната истцу была предоставлена как работнику ОАО «Омскшина», в ней он проживает с 2005 года. С этого времени никто другой в комнате не проживал, не вселялся в нее. Ему известно, что в комнате зарегистрирован также Тужилин В.А., но вещей его там нет. С мая 2010 года истец производит оплату коммунальных услуг за всю комнату.

В судебном заседании истец Лопатин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ОАО «Омскшина» Исакова Е.Б. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив при этом, что Тужилин В.А. работал на предприятии с 1998 года по июль 2009 года, уволился по собственному желанию. В общежитии, которое ранее принадлежало ФГУП «Омскшина», Тужилин В.А. зарегистрирован с 1998 года, но длительное время не проживает в нем, не оплачивает коммунальные платежи. В комнату ... Тужилин В.А. не вселялся, там с 2005 года проживает один Лопатин А.В. Место жительства Тужилина В.А. неизвестно.

В судебное заседание не явились представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, ответчик Тужилин В.А., представители третьих лиц - Администрации города Омска, департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, в порядке заочного производства, против чего истец Лопатин А.В., представитель ОАО «Омскшина» Исакова Е.Б. не возражают.

Заслушав пояснения истца, представителя ОАО «Омскшина», показания свидетелей ...., ...., изучив представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.

Согласно ст.10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 года № 328, жилые помещения в общежитиях предоставляются на условиях найма. На основании принятого решения администрацией предприятия, в ведении которого находится общежитие, должен быть выдан ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной норме.

Общежитие по адресу: Космический проспект, дом ... в г. Омске находилось в федеральной собственности и в хозяйственном ведении ФГУП «Омскшина».

В 1992 году при акционировании предприятия данное общежитие не вошло в состав приватизируемого имущества ОАО «Омскшина», не было передано в муниципальную собственность, не заключены договоры собственником указанного объекта с предприятием по его содержанию.

Фактически ОАО «Омскшина» вне договорных отношений с собственником продолжало до ... года осуществлять функции по содержанию указанного объекта и распоряжению им, содержало штат работников (заведующего общежитием и др.), использовало его как общежитие для работников ОАО «Омскшина», против чего Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ..., а также муниципальные органы не возражали. По решению собственников помещений в доме ... по проспекту Космический в ... с ... года управление домом осуществляет ООО Управляющая компания «Авангард».

Из материалов дела следует, что Лопатин А.В. состоит в трудовых отношениях с ОАО «Омскшина» с ... года по настоящее время.

В 2005 году ОАО «Омскшина» предоставило работнику Лопатину А.В. в связи с трудовыми отношениями комнату ..., заключив с ним ... года договор найма жилого помещения - 1/3 части комнаты в общежитии сроком на 5 месяцев.

В дальнейшем ОАО «Омскшина» многократно заключало с Лопатиным А.В. срочные договоры найма 1/3 части комнаты ..., ... года с ним заключен договор найма 1/2 части указанной комнаты. Лопатин А.В. имеет регистрацию по данному адресу по месту пребывания. С мая 2010 года Лопатин А.В. производит оплату коммунальных услуг за всю комнату.

В соответствии с названными действующими на момент вселения истца правилами, жилое помещение в общежитии было предоставлено Лопатину А.В. по найму. Поскольку общежитие относилось к государственному жилищному фонду социального назначения, очевидно, что у истца возникли правоотношения пользования жилым помещением - комнатой ... на условиях жилищного найма. Указанное общежитие, равно как и отдельно взятое спорное жилое помещение в нем, не относится к жилищному фонду коммерческого назначения, поэтому срочные договоры найма, заключаемые с истцом, не могут быть приняты во внимание при разрешении настоящего спора.

Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, введенной в действие с 01.01.1994 года, предусмотрено, что соответствующие органы местного самоуправления в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации предприятия обязаны принять на баланс объекты жилищного фонда, не включенные в уставный капитал приватизируемого предприятия, и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием бывшим балансодержателем, предусматривающим его обязательства по содержанию объектов жилой и социально-бытовой сферы.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации...», согласно п. 2 которого объекты государственной собственности, приведенные в приложении № 3 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Согласно п. 1 приложения № 3 к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп.) при переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», п. 2 Постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 235 передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества предприятий.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Таким образом, утвержденный в 1992 году план приватизации ОАО «Омскшина» является решением о передаче указанного общежития в муниципальную собственность.

В результате разногласий между федеральным и муниципальным собственником процедура передачи общежития в муниципальную собственность не произведена, общежитие до настоящего времени числится в реестре федерального имущества как объект федеральной собственности РФ и не включено в реестр муниципального имущества г.Омска. По этой же причине не принят акт об исключении общежития из специализированного жилищного фонда.

В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Поскольку передача общежития в муниципальную собственность является обязательной, невыполнение федеральными и муниципальными органами установленной законом обязанности по передаче общежития в муниципальную собственность не может препятствовать осуществлению истцом его законных прав, в том числе права на приватизацию жилого помещения. К правоотношениям пользования истцом спорной комнатой ... в доме ... по Космическому проспекту в г. Омске применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области не возражает против приватизации истцом жилого помещения.

Во внесудебном порядке реализовать право на приватизацию занимаемого жилого помещения истец не может в связи с независящими от него вышеназванными обстоятельствами, в том числе по той причине, что спорное помещение не включено в реестр муниципального имущества, не принят акт об исключении общежития из специализированного жилищного фонда.

По правилам ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ может быть осуществлена путем признания права.

В соответствии с Постановлением Президиума ВС РФ от 10 августа 2005 года, которым утвержден Обзор судебной практики ВС РФ за второй квартал 2005 года, в том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, и граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то такое право может быть признано за гражданами в судебном порядке.

Истец Лопатин А.В., который ранее, по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», в приватизации жилых помещений не участвовал, как собственник недвижимого имущества по г. Омску и Омской области не значится, обладает правом приобрести занимаемое им жилое помещение комнату ... в доме ... по Космическому проспекту в г.Омске в собственность в порядке приватизации.

Удовлетворяя требования Лопатина А.В. в этой части, суд находит подлежащими удовлетворению и требования его о признании Тужилина В.А. неприобретшим право пользования спорным жилым помещением.

Из материалов дела следует, что ... года Тужилину В.А. в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Омскшина» было предоставлено койко-место в общежитии ... по Космическому проспекту, ..., в комнате ..., что подтверждается ордером ... от ... года, карточкой регистрации, согласно которой в указанной комнате Тужилин В.А. зарегистрирован с ... года.

Согласно протокола ... совещания при генеральном директоре ОАО «Омскшина» от ... года функции по распределению койко-мест в спорном общежитии были переданы профкому.

Решением профсоюзного комитета ОАО «Омскшина» от ... года утверждены критерии для перераспределения койко-мест в общежитии ... (Космический проспект, ...), утвержден список с указанием нормы предоставления жилплощади (1комната, 1/2 комнаты, 1/3 комнаты) на основании ходатайства цеховых комитетов, согласно данного списка решено переоформить договоры найма (приложение ...).

Согласно приложения ... комната ... в общежитии ... по проспекту Космический, ... распределена Лопатину А.В. и Тужилину В.А.

В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилые помещения предназначаются для проживания граждан.

В судебном заседании установлено, что Тужилин В.А. фактически в комнату ... не вселялся, не проживал в ней, регистрация его в этой комнате носит формальный характер.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ...., .... подтвердили указанные обстоятельства.

Между тем сама по себе регистрация или отсутствие таковой согласно ч.2 ст.3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, в том числе, права на жильё.

Не проживая в комнате ... и не вселившись в нее, соответственно, Тужилин В.А. сохраняет в общежитии регистрацию по месту жительства, то есть злоупотребляет своим правом, препятствуя тем самым осуществлению права на приватизацию истцу, что недопустимо в силу п.1 ч.1 ст. 10 ГК РФ.

Факт оплаты за регистрацию по месту жительства в общежитии сам по себе также не влечет возникновение у Тужилина В.А. права пользования спорной комнатой на условиях договора социального найма.

С учётом вышеизложенного, исковые требования Лопатина А.В. о признании Тужилина В.А. неприобретшим право пользования комнатой ... в доме ... по проспекту Космический в г. Омске подлежат удовлетворению.

Иные требования стороны не заявляли.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать Тужилина В.А. неприобретшим право пользования жилым помещением - комнатой ... в доме ... по Космическому проспекту в г.Омске.

Признать за Лопатиным А.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату ... в доме ... по Космическому проспекту в г.Омске.

Ответчики вправе подать в Октябрьский районный суд г.Омска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г.Омска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Шафоростова Л.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200