2-2823/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
14 октября 2010 года
дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Омска, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова» о возложении обязанности создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» как химически опасный объект обязан создать локальную систему оповещения, в том числе на основании предписаний ГУ МЧС РФ по Омской области от 30.01.2005 № 18/2-07-14, от 30.05.2007 № 81/2-07-14. В связи с этим администрацией ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» было подготовлено и утверждено «Техническое задание на разработку проектно-сметной документации ЛСО», 31.01.2007 заключен договор Номер обезличен с ОАО «...». По мере поступления в распоряжение предприятия технической документации по разработке ЛСО 01.06.2009 заключен договор Номер обезличен с ЗАО «...» на производство монтажных и пуско-наладочных работ по системе оповещения. В связи с тем, что указанный договор относится к категории «Крупная сделка» (....руб.) он был направлен на согласование в Департамент мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных, ситуаций Министерства промышленности и торговли РФ. По смыслу ответа Минпромторга России создание ЛСО производится за счет финансовых средств ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова». До настоящего времени локальная система оповещения на предприятии не создана. Указывает, что отсутствие локальной системы оповещения может привести к неблагоприятным последствиям, а также создать угрозу жизни и здоровью граждан, свидетельствует о несоблюдении принципа обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Просил признать деятельность ответчика в части несоздания локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях незаконной, обязать ответчика создать на предприятии локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В судебном заседании представитель истца Бондаренко Е.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, - Гладченко Е.В., Артамонов А.С., Голанов В.П. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считают предъявление настоящего иска преждевременным, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства работы по созданию локальных систем оповещения должны быть завершены до конца 2010 года.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу статьи 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Согласно части 2 указанного закона одной из основных задач в области гражданской обороны является оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.
В соответствии со статьей 2 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось ответчиком, ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» является химически опасным объектом, в связи с чем обязан создать локальную систему оповещения, в том числе на основании предписаний ГУ МЧС РФ по Омской области от 30.01.2005 № 18/2-07-14, от 30.05.2007 № 81/2-07-14.
Во исполнение данной обязанности администрацией ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» был издан приказ № 162 от 31.10.2005 года «О создании локальной системы оповещения», в соответствии с которым был разработан план создания ЛСО, составлена схема организационно-технического построения объединенной ЛСО, определены совместные планируемые финансовые затраты нескольких предприятий: ФГУП «ОМО им. П.И.Баранова», ФГУП ПО «...», Управления авиационной промышленности Роспрома и ФГУП ММПП «...».
Реализация плана мероприятий по созданию ЛСО была рассчитана до 15.05.2009 года, однако в 2006 году из списка химически опасных объектов вышло ФГУП ПО «...», вследствие чего возникла необходимость новой разработки плана мероприятий по созданию ЛСО.
Техническое задание на разработку проектно-сметной документации на строительство и монтаж ЛСО 07.05.2007 года согласовано с начальником Главного управления МЧС России по Омской области и директором ФГУП НПНИИ «Госрадиопроект».
В соответствии с договором Номер обезличен от 31.01.2007 года ответчиком была получена техническая документация на строительство и монтаж ЛСО. По мере поступления в распоряжение предприятия технической документации по разработке ЛСО 01.06.2009 заключен договор Номер обезличен с ЗАО «...» на производство монтажных и пуско-наладочных работ по системе оповещения.
В связи с тем, что указанный договор относится к категории «Крупная сделка» (...руб.) он был направлен на согласование в Департамент мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных, ситуаций Министерства промышленности и торговли РФ.
Не смотря на совершение ответчиком указанных действий, до настоящего времени локальная система оповещения на предприятии не создана.
Данный факт представителями ответчика не оспаривался.
Таким образом, исковые требования о возложении на ответчика обязанности создать на предприятии локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях подлежат удовлетворению.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что настоящие требования заявлены преждевременно необоснованна, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003 года № 1544-р было указано на завершение работ по созданию локальных систем оповещения населения не в течение 2010 года, а до 2010 года, то есть до 01.01.2010 года, чего ответчиком сделано не было.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В то же время суд считает необоснованной ссылку истца на нарушение ответчиком статьи 2 Федерального закона № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», поскольку каких-либо нарушений со стороны ответчика в данной части не выявлено.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие «Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова» обязанность создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях в срок до Дата обезличена года.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 октября 2010 года.
Судья: подпись М.А.ПироговаРешение не вступило в законную силу.
Копия верна: Судья:
Секретарь: