2-2930/2010 Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
20 октября 2010 года
гражданское дело по иску Комисаровой Т.М. к открытому акционерному обществу «Омская энергосбытовая компания» о признании действий неправомерными, возложении обязанности произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
Комиссарова Т.М. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование требований указала, что 16 сентября 2010 года ею было получено письменное предупреждение от ОАО «Омская энергосбытовая компания» о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению от 16 сентября 2010 года, в котором ее предупредили о приостановлении электроснабжения по истечении месяца ввиду наличия задолженности по оплате за электроснабжение за места общего пользования. Считает действия ответчика по направлению ей названного предупреждения неправомерными, поскольку ответчик не является исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению и у него нет правомочий осуществлять действия по приостановлению или ограничению предоставления указанных коммунальных услуг. Указывает также, что у нее не имеется задолженности перед исполнителем (управляющей компанией), а также перед ответчиком, по оплате коммунальной услуги по электроснабжению. Договора на оплату электроснабжения мест общего пользования она не заключала. Просила признать незаконными действия ответчика по осуществлению процедуры приостановления предоставления услуг по энергоснабжению, обязать ответчика списать необоснованно начисленную задолженность за освещение мест общего пользования.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что за электроснабжение мест общего пользования она оплату не производит, просила обязать ответчика произвести перерасчет задолженности по местам общего пользования, поскольку ответчик неправомерно выставляет квитанции за предшествующий период.
Представитель ОАО «Омская энергосбытовая компания» по доверенности - Парамонова И.В., в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила суду, что в период с 2008 года по май 2010 год неверно снимались показания общедомового прибора учета: вместо пятизначных показаний снимались четырехзначные. Перерасчет произведен по тарифам, действующим в 2008 года. Считает, что действия энергоснабжающей организации по направлению истцу письменного предупреждения о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... произведены в соответствии с законом, поскольку у истца имеется задолженность по электроэнергии. В иске просила отказать.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 539, 540, 544, 546 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать, а также соблюдать режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации энергетических сетей, находящихся в его ведении и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое количество в соответствии с данными учета энергии. Порядок расчета определяется законом, иными правовыми актами, соглашением сторон. Прекращение подачи электроэнергии допускается после предупреждения абонента об этом в установленном законом и иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате потребленной энергии.
На основании ст. 153, 154, 155, 157 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за предоставленные коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату и за электроснабжение. Правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ.
Истец зарегистрирована и проживает в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... и квартира оборудованы приборами учета электроэнергии. Дом находится на обслуживании ЗАО «...».
В период с января 2008 по настоящее время ОАО «Омская энергосбытовая компания» начислялась истцу оплата за энергоснабжение мест общего пользования.
Истцом в указанный период оплачивалось энергоснабжение квартиры по показаниям счетчика, оплата энергоснабжения мест общего пользования не производилась.
В связи с наличием задолженности по оплате энергоснабжения мест общего пользования 16 сентября 2010 года истцу ответчиком направлено письменное предупреждение о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению.
Согласно пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов.
Действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по приостановлению энергоснабжения в квартире истца ввиду наличия задолженности по оплате электроэнергии мест общего пользования являются незаконными исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с положениями статей 161-162 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать помимо прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307.
В соответствии с пунктом 3 названных Правил «исполнителем» является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 49 Правил Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, для чего должен заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Одновременно, пунктом 7 Правил установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Из материалов дела усматривается, что собственниками многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, избран способ управления многоквартирным домом в форме управления ЗАО «...».
В соответствии с приведенным в Письме Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. N 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307» разъяснением, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть, в том числе и иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Таким образом, из системного толкования пунктов 3 и 49 Правил следует, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация, по общему правилу, не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (пункт 3 и подпункты "а" - "г" пункта 49 Правил).
Более того, положения подп. «а» пункта 50 и подп. «з» пункта 52 названных Правил, позволяют утверждать, что лишь исполнитель коммунальных услуг вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
В такой ситуации действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по выставлению квитанций (предъявлению тарифа) по оплате электрической энергии, отпускаемой гражданам на освещение мест общего пользования, при наличии формы управления многоквартирным домом в виде Управляющей компании, являются неправомерными.
Из системного толкования положений п.2 ст.539, п.1 ст.540 ГК РФ и п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 следует вывод о том, что, в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения является гражданин, договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и при обеспечении учета потребления энергии.
Применительно к указанным положениям закона, в случае, когда абонентом является не гражданин, договор энергоснабжения не может считаться заключенным с момента первого фактического подключения к присоединенной сети и должен быть заключен с соблюдением установленной законом письменной формы.
Таким образом, заключение договора на поставку электрической энергии на электропотребление мест общего пользования многоквартирного дома и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует соблюдения установленной законом письменной формы (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ).
Обязанность исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, прямо предусмотрена подпунктом в) пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Договор энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией ОАО «Омская энергосбытовая компания» и Управляющей компанией ЗАО «...» заключен 14 января 2010 года, в соответствии с пунктом 1.3. которого ОАО «Омская энергосбытовая компания» вправе самостоятельно осуществлять сбор средств с потребителей за потребленную эоектрическую энергию на индивидуальные (бытовые нужды) и сбор средств за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования. Пунктом 1.8 договора предусмотрено приостановление (ограничение) подачи электроэнергии в связи с задолженностью в отношении того или иного потребителя ресурсоснабжающая организация вправе осуществлять самостоятельно.
Как было указано ранее, у истца не имеется задолженности по оплате энергопортебления в его квартире по индивидуальному прибору учета. Таким образом, предупреждение о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению его квартиры ввиду неоплаты энергопотребления за места общего пользования является незаконным.
В этой связи являются незаконными действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по направлению истцу письменного предупреждения о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению ее квартиры, поскольку единственным основанием для отключения энергоснабжения явилась наличие задолженности по оплате электроэнергии мест общего пользования.
В то же время исковые требования о производстве перерасчета за освещение мест общего пользования удовлетворению не подлежат.
Согласно акту технической проверки от 05.05.2010 года общедомового прибора учета дома Номер обезличен по ... выявлено, что разрядность приборов учета Номер обезличен и Номер обезличен не соответствует ранее снятым показаниям. В связи с выявленными ошибками в снятии показаний ввиду неверного указания разрядности прибора учета, ОАО «Омская энергосбытовая компания» был произведен перерасчет с января 2008 года, доначислено 103 896 кВтч по тарифам 2008 - 2009 годов, распределены по лицевым счетам в июне и июле 2010 года.
Таким образом, учитывая, что показания общедомового прибора учета зафиксированы в представленных ответчиком актах, доначисления были произведены в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, по тарифам, действующим в 2008 - 2009 годах, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности по производству перерасчета по энергопотреблению за места общего пользования не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комисаровой Т.М. удовлетворить частично.
Признать неправомерными действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по направлению Комисаровой Т.М. письменного предупреждения от 16 сентября 2010 года о временном приостановлении предоставления услуг по электроснабжению квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ....
Исковые требования Комисаровой Т.М. о возложении на ОАО «Омская энергосбытовая компания» обязанности произвести перерасчет за энергоснабжение мест общего пользования - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 октября 2010 года.
Судья: подпись М.А.ПироговаРешение не вступило в законную силу.
Копия верна: Судья:
Секретарь: