Дело № 2-3324/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Магденко И.Ю.
при секретаре Гончаровой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21 декабря 2010 года дело по иску Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Колония-поселение № 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что согласно штатному расписанию в ФБУ «Колония-поселение № 13 УФСИН по Омской области» имеется 327 рабочих места для осужденных. По состоянию на 01 ноября 2010 года в учреждении не проведена аттестация 246 рабочих мест, что нарушает нормы трудового законодательства и право работников на получение достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, безопасность которых гарантирована исполнением обязанности по проведению аттестации. Просит признать незаконным бездействие ответчика в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, замещаемых лицами из числа спецконтингента, обязать провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Данилов Р.Н., исковые требования уточнил, просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в количестве 52 по спецконтингенту и 38 по сотрудникам учреждения, поскольку по остальным рабочим местам аттестация проведена. В остальной части требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Артемьева С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в части признания незаконным бездействия учреждения по проведению аттестации рабочих мест, поскольку для этого принимаются меры. По мере поступления бюджетных средств заключаются договоры на оказание услуг по проведению аттестации, из которых 3 договора на сумму 63700 рублей за счет средств федерального бюджета и 3 договора на сумму 99600 рублей за счет внебюджетных средств. В настоящее время не проведена аттестация в отношении 52 рабочих мест из числа спецконтингента и в отношении 38 рабочих места из числа сотрудников учреждений, по которым аттестации будет проведена до 30 апреля 2011 года и 30 июня 2011 года соответственно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащие удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено материалами дела, ФБУ «Колония-поселение № 13 УФСИН России по Омской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 30 июля 2008 года, а значит, может иметь статус работодателя л.д. 6)
Из устава ФБУ «Колония-поселение № 13 УФСИН по Омской области» следует, что одной из задач учреждения является привлечение осужденных к труду л.д. 7).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В статье 212 Трудового кодекса РФ дано понятие аттестации рабочих мест - это оценка условий труда оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Так, пунктом 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569, установлено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Из пункта 2 данного Порядка следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В пункте 4 закреплены цели проведения аттестации рабочих мест, в том числе и в целях предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
Пунктом 5 установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Из пункта 1 также следует, что работодатель для аттестации рабочих мест по условиям труда может привлекать организации (аттестующие организации), которые проводят работу в соответствии с настоящим порядком.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм права, следует, что ответчик обязан провести аттестацию всех рабочих мест, то есть как сотрудников учреждения, так и осужденных, привлеченных к труду, поскольку в задачи исправительного учреждения входит и охрана здоровья данной категории работников.
Согласно данным ФБУ «Колония - поселение № 13 УФСИН по Омской области» на настоящее время в учреждении имеется 321 рабочее место по спецконтингенту, из которых аттестации проведена в отношении 269 рабочих мест и не аттестованных осталось 52. По аттестованным сотрудникам учреждения общее количество рабочих мест составляет 102, из которых аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в отношении 64 рабочих мест и остаток не аттестованных составляет 38 рабочих мест л.д. 17).
Количество рабочих мест в учреждении для осужденных - 321, что подтверждается представленными в материалы дела штатными расписаниями л.д. 51-57).
Поскольку согласно уставу учреждение является бюджетным, то финансирование соответственно происходит за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, аттестация в учреждении проводится поэтапно по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет подразделения и из средств учреждения от внебюджетной деятельности.
В подтверждение того, что до настоящего времени за последние пять лет проведена аттестация рабочих мест по спецконтингенту в количестве 269 и по аттестованным работникам в количестве 64, стороной ответчика представлены договоры на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест в ФБУ «Колония-поселение № 13 УФСИН по Омской области», платежные документы по оплате оказанных услуг и акты выполненных работ л.д. 20- 49, 68-85).
По оставшимся рабочим местам: 52 по спецконтингенту и 38 по аттестованным сотрудникам аттестация до настоящего времени не проведена и ответчик намерен ее провести в течение первого полугодия 2011 года.
В силу изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, надлежит обязать ответчика провести аттестацию указанных рабочих мест, установив срок исполнения обязательств до 01 июля 2011 года.
Требование прокурора о признании незаконным бездействие ответчика в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труду, не может быть рассмотрено судом, поскольку оно в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ не относится ни к одному из перечисленных в указанной норме, способов защиты гражданских прав, является юридически значимым обстоятельством, которое подлежит установлению в ходе рассмотрения настоящего спора.
Кроме этого, ответчиком в течение пяти лет предпринимались действия по аттестации рабочих мест по мере поступления денежных средств из бюджета и от внебюджетной деятельности, что нельзя признать бездействием учреждения.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Колония-поселение № 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» в срок до 01 июля 2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении 38 рабочих мест по аттестованным сотрудникам и 52 рабочих мест, замещаемых лицами из спецконтингента.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Колония-поселение № 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» государственную пошлину в доход местного бюджета 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2010 года.
Судья И.Ю. Магденко
Решение не вступило в законную силу.