Дело № 2-3323/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Магденко И.Ю.
при секретаре Гончаровой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21 декабря 2010 года дело по иску Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что согласно штатному расписанию в ФБУ «Исправительная колония № 12 УФСИН по Омской области» имеется 270 рабочих места для осужденных. По состоянию на 08 ноября 2010 года в учреждении не проведена аттестация 206 рабочих мест, что нарушает нормы трудового законодательства и право работников на получение достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, безопасность которых гарантирована исполнением обязанности по проведению аттестации. Просит признать незаконным бездействие ответчика в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, замещаемых лицами из числа спецконтингента, обязать провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Данилов Р.Н., исковые требования уточнил, просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в количестве 149, замещаемых лицами из числа спецконтингента. В остальной части требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Не возражал против установления ответчику срока исполнения обязательств до 30 апреля 2011 года.
Представитель ответчика Бухтиярова Е.Я., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в части признания незаконным бездействия учреждения по проведению аттестации рабочих мест, поскольку для этого принимаются меры. В настоящее время не проведена аттестация в отношении 149 рабочих мест из числа спецконтингента, по которым аттестации будет проведена при наличии денежных средств, поступивших из средств внебюджетной деятельности учреждения. Указанные рабочие места были переданы в штат учреждения в июле 2010 года после ликвидации государственного предприятия учреждения «Исправительная колония № 12 УХ-16/12 «УИН Минюста России по Омской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащие удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено материалами дела, ФБУ «Исправительная колония № 12 УФСИН России по Омской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 15 апреля 2008 года, а значит, может иметь статус работодателя л.д. 7)
Из устава ФБУ «Исправительная колония № 12 УФСИН по Омской области» следует, что одной из задач учреждения является привлечение осужденных к труду л.д. 10).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В статье 212 Трудового кодекса РФ дано понятие аттестации рабочих мест - это оценка условий труда оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Так, пунктом 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569, установлено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Из пункта 2 данного документа следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В пункте 4 закреплены цели проведения аттестации рабочих мест, в том числе и в целях предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
Пунктом 5 установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Из пункта 1 также следует, что работодатель для аттестации рабочих мест по условиям труда может привлекать организации (аттестующие организации), которые проводят работу в соответствии с настоящим порядком.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм права, следует, что ответчик обязан провести аттестацию всех рабочих мест, в том числе и осужденных, привлеченных к труду, поскольку в задачи исправительного учреждения входит и охрана здоровья данной категории работников.
Согласно данным ФБУ «Исправительная колония № 12 УФСИН по Омской области» в учреждении имеется 270 рабочих мест для осужденных, из них 94 рабочих места, финансируемых за счет бюджетной сметы и 176 рабочих места, - за счет внебюджетной сметы центр трудовой адаптации осужденных).
На настоящее время проведена аттестация по условиям труда по всем рабочим местам, содержащихся за счет бюджетных средств в количестве 94 и 27 внебюджетных рабочих места, а соответственно аттестация не проведена в отношении 149 рабочих места, финансируемых за счет внебюджетной сметы л.д. 19).
Поскольку финансирование рабочих мест для осужденных производится за счет внебюджетной деятельности, то аттестация соответственно проводится в учреждении поэтапно по мере поступления для этого средств, полученных от внебюджетной деятельности.
В подтверждение того, что до настоящего времени за последние три года проведена полностью аттестация рабочих мест по сотрудникам учреждения в количестве 94 и по спецконтингенту в количестве 27, стороной ответчика представлены договоры на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест в ФБУ «Исправительная колония № 12 УФСИН по Омской области» и акты выполненных работ л.д. 28- 30, 45-59).
По оставшимся рабочим местам, замещаемых лицами из спецконтингента, в количестве 149 аттестация до настоящего времени не проведена.
В силу изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора и обязать ответчика провести аттестацию указанных рабочих мест, установив срок исполнения обязательств до 01 июля 2011 года, с учетом того, что спорные рабочие места были переданы на баланс учреждения с 01 июня 2010 года и имеется кредиторская и дебиторская задолженность л.д. 22, 23, 26).
Требование прокурора о признании незаконным бездействие ответчика в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труду, не может быть рассмотрено судом, поскольку оно в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ не относится ни к одному из перечисленных в указанной норме, способов защиты гражданских прав, является юридически значимым обстоятельством, которое подлежит установлению в ходе рассмотрения настоящего спора.
Кроме этого, ответчиком в течение трех лет предпринимались действия по аттестации рабочих мест по мере поступления денежных средств из бюджета и от внебюджетной деятельности, что нельзя признать бездействием учреждения.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» в срок до 01 июля 2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении 149 рабочих мест, замещаемых лицами из спецконтингента.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» государственную пошлину в доход местного бюджета 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2010 года.
Судья И.Ю. Магденко
Решение не вступило в законную силу.
: