Дело № 2-136/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2011 года г. Омск
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Теодозове С.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фишер Л.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась с названным исковым заявлением в Октябрьский районный суд г. Омска, указав, что ... года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж не включены следующие периоды: с ... года по ... в должности преподавателя районной музыкальной школы по классу баяна в Валихановском РОНО; с ... года по ... года в должности заместителя директора детской школы искусств; с ... года по ... года в должности директора детской школы искусств; с ... года по ... года в должности преподавателя в детской школе искусств. Считает, что названные периоды исключены из специального стажа незаконно, что нарушает ее право на пенсионное обеспечение, просила суд включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения.
В судебном заседании истица полностью поддержала заявленные требования, пояснила, что имеет необходимый стаж для получения досрочной пенсии по старости, считает, что положения нынешнего законодательства ухудшают ее положение, нарушают ее пенсионные права, поэтому не могут быть применены. Применению подлежат законы и подзаконные нормативные акты, в соответствии с которыми все спорные периоды должны быть засчитаны в специальный стаж работы.
Представитель ответчика Дубровина С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан вынесено законно, мотивированно, спорные периоды не могут быть включены с специальный стаж по следующим основаниям: период работы преподавателем музыкальной школы в Валихановском РОНО, поскольку право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие преподавателями в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а по представленным документам невозможно определить принадлежность районной музыкальной школы Валиханосвкого РОНО к детской; периоды работы заместителем директора, директором детской школы искусств не включены, поскольку работа в названных должностях включается в специальный стаж работы лишь до ... года; период работы преподавателем в детской школе искусств не включен, так как он может учитываться лишь при соблюдении двух условий: наличие по состоянию на ... года у лица стажа работы в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующем списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также факт работы в период с ... года по ... года в должностях и учреждениях, указанных во втором разделе и втором пункте списка. Представила письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, материалы пенсионного дела истицы, суд приходит к следующему.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ... года Фишер Л.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в специальный стаж не включены периоды: с ... года по ... в должности преподавателя районной музыкальной школы по классу баяна в Валихановском РОНО; с ... года по ... года в должности заместителя директора детской школы искусств; с ... года по ... года в должности директора детской школы искусств; с ... года по ... года в должности преподавателя в детской школе искусств л.д. 7-9).
В трудовой книжке Фишер Л.Г. первая запись о трудоустройстве сделана ... года, принята на работу в Валихановский РОНО преподавателем районной музыкальной школы по классу баяна, работала в указанной должности до ... года л.д. 14).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
В период работы Фишер Л.Г. преподавателем в районной музыкальной школе Валихановского РОНО действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», в соответствии с которым в стаж работы, дающий право работнику просвещения на получение досрочной пенсии включается период работы преподавателем в средней музыкальной школе (пункт 1 перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет), а потому, учитывая положения ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости период работы педагогом в районной музыкальной школе за период действия указанного Положения независимо от времени ее обращения за пенсией.
Периоды работы заместителем директора, директора детской школы искусств не подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора, заместителя директора учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка до 01 ноября 1999 года (учреждения дополнительного образования детей: детская школа искусств - пункт 2).
На основании п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года работа в должности директора, заместителя директора детской школы искусств (п. 15 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного Постановлением правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года) в выслугу не засчитывается.
Период работы с ... года по ... года в должности преподавателя детской школы искусств с педагогической нагрузкой 1 ставка также не может быть включен в специальный стаж по следующим основаниям.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 работа в должности преподавателя (п. 2 раздела «Наименование должностей» списка) в детской школе искусств (п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка) за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Истица указала в исковом заявлении, что по состоянию на 01 января 2001 года ее педагогический стаж даже с учетом включения спорных периодов составляет 16 лет 3 месяца 17 дней, то есть не соблюдается первое условие, предусмотренное Правительством РФ для включения периода работы в специальный стаж. Соответственно, самой истицей не оспаривается то обстоятельство, что к 01 января 2011 года ее педагогический стаж составлял менее установленных 16 лет 8 месяцев.
При простом календарном подсчете стажа истицы с 15 августа 1984 года по 01 января 2001 года прослеживается отсутствие необходимых 16 лет 8 месяцев специального стажа, соответственно, отсутствуют основания для включения названного спорного периода в специальный стаж.
Суд не соглашается с доводами истицы о том, что нарушается ее право на пенсионное обеспечение в связи с работой с детьми, истица утверждает, что не занималась бы педагогической деятельностью, зная, что в будущем не сможет воспользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N392-О по запросу Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода).
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N8-П).
Позиция истца, по существу, сводятся к необходимости изменения условий зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, периода работы в должности преподавателя, директора, заместителя директора учреждения дополнительного образования детей.
С учетом установленных обстоятельств, действующих норм пенсионного законодательства, у истца отсутствует право на включение периода работы после 01 января 2001 года в специальный стаж.
На момент обращения с заявлением о назначении пенсии у истца имелось только 16 лет 3 месяца 17 дня специального стажа (с учетом включения спорного периода с ... года по ... года), что является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в связи с чем исковые требования о назначении пенсии удовлетворены быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования, заявленные Фишер Л.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы преподавателем районной музыкальной школы по классу баяна в Валихановском РАНО с ... года по ... года.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Попова Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2011 года Решение в законную силу не вступило.