Решение от 01.03.2011 по иску Роспотребнадзора по ОО к МДОУ `Д/сад 194` о признании действий незако



Дело № 2-407/2011 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

01.03.2011 года. Октябрьский районный суд города Омска в составе

председательствующего Долгих К.С.

при секретаре Шевченко Г.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске

гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области к Департаменту образования Администрации города Омска, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 194 компенсирующего вида» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, суд

У с т а н о в и л:

Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с названным иском, указав, что в ходе плановой выездной проверки по надзору в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 194 компенсирующего вида» установлено, что ответчик осуществляет образовательную деятельность с нарушениями санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Согласно Предписанию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 30.08.2010 года за Номер обезличен, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 194 компенсирующего вида» необходимо в срок до 03 октября 2011 года выполнить следующие мероприятия с целью устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил:

- на территории участка дооборудовать групповые площадки согласно требованию п.п. 2.1.12., 2.1.13. СанПиН 2.4.1.1249-03;

- в раздевальных всех групп детские шкафчики оборудовать сушильными устройствами согласно п. 2.4.2 СанПиН 2.4.1.1249-03.

По мнению истца, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

Учреждение, в деятельности которого имеются названные недостатки, занимается обучением несовершеннолетних детей, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В данной связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм и правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Истец считает, что указанная деятельность ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, права и законные интересы воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 194 компенсирующего вида», которые в силу своего несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно защитить свои права и интересы, угрожает личной безопасности указанной категории лиц.

Просит суд незаконным бездействие Департамента образования Администрации города Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; а также обязать Департамент образования Администрации города Омска и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 компенсирующего вида» в срок до 01 сентября 2011 года принять меры к дооборудованию групповых площадок и оборудованию детских шкафов сушильными устройствами в раздевальнях групп Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 194 компенсирующего вида».

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Мандзюк Н.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 194 компенсирующего вида» Прыгун Т.И. в судебном заседании в качестве ответчика иск признала, пояснив, что указанные нарушения будут устранены в установленный срок.

Представитель Департамента образования Администрации города Омска Ефременко Д.М. в судебном заседании в качестве ответчика иск признал в части возложения обязанности по устранению выявленных нарушений. В остальной части иск не признал, пояснив, что бездействия со стороны Департамента образования Администрации города Омска не усматривается, поскольку нарушения устраняются поэтапно, в зависимости от поступления соответствующих денежных средств.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11 названного Закона).

В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (статья 28 названного Закона).

Согласно Предписанию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 30.08.2010 года за Номер обезличен, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 194 компенсирующего вида» необходимо в срок до 03 октября 2011 года выполнить следующие мероприятия с целью устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил:

- на территории участка дооборудовать групповые площадки согласно требованию п.п. 2.1.12., 2.1.13. СанПиН 2.4.1.1249-03;

- в раздевальных всех групп детские шкафчики оборудовать сушильными устройствами согласно п. 2.4.2 СанПиН 2.4.1.1249-03.

В судебном заседании установлено, что осуществление ответчиком образовательной деятельности при наличии указанных нарушений противоречит требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

Статьей 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

В силу положений статьи 31 названного Закона, а также статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии с требованиями статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляются образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (статьи 17, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с требованиями статьи 29 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», статьи 26.6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов также положениями статьи 31 Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений в силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, в силу закона на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

В судебном заседании установлено, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 компенсирующего вида» занимается обучением несовершеннолетних детей при наличии указанных недостатков, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством.

В данной связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, надлежащих мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм и правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Доводы представителя Департамента образования Администрации города Омска о том, что бездействия с их стороны не усматривается, поскольку нарушения устраняются поэтапно, в зависимости от поступления соответствующих денежных средств, судом не принимаются во внимание, поскольку они опровергаются вышеприведенными доказательствами.

Суд также отвергает доводы представителя истца о том, что срок для устранения нарушений должен быть определен до 01 сентября 2011 года, поскольку в вышеназванном Предписании он определен до 03 октября 2011 года.

На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме, признав незаконным бездействие Департамента образования Администрации города Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; а также обязать Департамент образования Администрации города Омска и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 компенсирующего вида» в срок до 03 октября 2011 года принять меры к дооборудованию групповых площадок и оборудованию детских шкафов сушильными устройствами в раздевальнях групп указанного учреждения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Департамента образования Администрации города Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать Департамент образования Администрации города Омска и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 компенсирующего вида» в срок до 03 октября 2011 года принять меры к дооборудованию групповых площадок и оборудованию детских шкафов сушильными устройствами в раздевальнях групп Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 194 компенсирующего вида».

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200