Дело № 2-515/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года г. Омск
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Теодозове С.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Барановой О.Б., Хоцеловского Е.К., Поваровой Т.В. к войсковой части 43189 о взыскании материального стимулирования по итогам первого полугодия ... года,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Октябрьский районный суд г. Омска с названными исковыми заявлениями. В обоснование предъявленных требований указав, что до ... года являлись работниками ответчика. Приказом Министра обороны РФ № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» предусмотрена выплата гражданскому персоналу ежеквартально дополнительного материального стимулирования. По итогам первого полугодия ... года данные выплаты были запланированы, но истцам не выплачены. Просили суд взыскать с ответчика сумму материального стимулирования по итогам работы в первом полугодии ... года в размере ... рублей каждому.
Определением Октябрьского районного суда г. Омска от ... года в соответствии со ст. 151 ГПК РФ гражданские дела, возбужденные по искам Барановой О.Б., Хоцеловского Е.К., Поваровой Т.В. были объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования, указав, что дополнительное материальное стимулирование выплачивается по итогам работы. Первое полугодие ... года ими было отработано в полном объеме, никаких взысканий, наказаний со стороны работодателя к ним не применялось. Кроме того, при формировании списка военнослужащих и гражданского персонала, они были учтены командованием, но премия выплачена фактически не была.
Представитель ответчика Усов А.Б., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв, дополнительно пояснил, что на основании приказа Министра обороны РФ № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» дополнительное материальное стимулирование выплачивается работающим, а не отработавшим в определенный период времени гражданским служащим, при этом, командирам воинских частей делегировано право определять конкретный список военнослужащих и лиц гражданского персонала, кому, по его мнению, данное дополнительное материальное вознаграждение должно быть выплачено. При определении данного круга лиц принимается во внимание состав работающих на момент выделения денежных средств, поскольку выделение лимитов производится нерегулярно, о том, что денежные средства выделены, командиры воинских частей узнают по факту.
Представитель третьего лица, распорядителя денежных средств, Федерального Бюджетного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Омской области», Меньшакова Н.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав истцов, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Баранова О.Б. ... года принята на работу в Управление войсковой части 43189, с ней заключен трудовой договор (контракт), работала в должности главного экономиста, ... года была уволена в связи с сокращением численности работников, о чем издан соответствующий приказ л.д. 48-51).
Хоцеловский Е.К. принят на работу в Управление войсковой части 43189 ... года, с ним заключен трудовой договор, главным инженером командования, ... года был уволен по собственному желанию, о чем издан соответствующий приказ л.д. 124-129).
Поварова Т.В. принята на работу в Управление войсковой части 43189 ... года, с ней заключен трудовой договор, работала ведущим бухгалтером финансово-экономической службы, ... года была уволена по сокращению численности работников, о чем начальником штаба войсковой части 43189 издан соответствующий приказ л.д. 173-178).
В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 115, его указаниями от ... года, решением заместителя министра обороны РФ по финансово-экономической работе от ... года, решением командующего ракетными войсками стратегического назначения от ... года выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительные выплаты гражданскому персоналу управления армии, расчетная сумма установлена в размере ... рублей на одного работника в Управлениях армий л.д. 9).
Приказом командира войсковой части 43189 № ... от ... года определен список лиц гражданского персонала управления армии, которым определено и выплачено дополнительное материальное стимулирование л.д. 28-31).
На основании приказа Министра обороны РФ по финансово-экономической работе № ... от ... года, изданного во исполнение приказа министра обороны РФ от ... года, распорядителем бюджетных средств получателя - войсковой части 43189 определено федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 69665 л.д. 110-120).
Командиром войсковой части 43189 командиру войсковой части 69665 направлены сведения об использовании фонда оплаты труда гражданского персонала за ... года ... работника управления армии л.д. 98-105).
В судебном заседании установлено, что истцы Баранова О.Б., Хоцеловский Е.К., Поварова Т.В. работали в управлении войсковой части 43189 первое полугодие ... года полностью, были уволены в ... года в связи с сокращением численности работников, Хоцеловский Е.К. по собственному желанию.
В соответствии с п. 7 Указа Президента РФ № 1459 от 26 декабря 2006 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего составов и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданского персонала премий по результатам службы (работы), Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих ВС РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных лиц, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Приказом Министра обороны РФ № 115 от 28 марта 2009 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ»утвержден порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, на основании которого дополнительные выплаты гражданскому персоналу выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава ВС РФ экономии бюджетных средств на соответствующий финансовый год. Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов утверждаются главнокомандующими видами ВС РФ, командующими войсками военных округов, флотами, родами войск - для непосредственно подчиненных воинских частей общей суммой по соответствующим разделам классификации доходов и расходов бюджетов РФ. Размер экономии определяется соответствующими финансово-экономическими органами по результатам исполнения фондов за соответствующий квартал. Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с данным порядком, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей и максимальными размерами не ограничиваются.
Пунктом 2 названного Приказа определены лица - получатели дополнительных выплат: военнослужащие, проходящие военную службу, работающий гражданский персонал.
Министром обороны РФ 13 июля 2010 года в целях упорядочения расходования денежных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих и оплату труда гражданского персонала, изданы указания № 205/2/480, в соответствии с которыми распорядителям бюджетных средств необходимо утверждать распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, доводить их до нижестоящих воинских частей, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава. Не представляются к дополнительному материальному стимулированию военнослужащие, имеющие дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и по физической подготовке.
По данным, представленным стороной истцов и стороной ответчика, решением командующего ракетными войсками стратегического назначения ... года выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительные выплаты гражданскому персоналу управления армии, установлена расчетная сумма в размере ... рублей на одного работника управления армии, при этом в телеграмме, информирующей о выделении лимитов, не указан период, за который подлежат выплате денежные средства.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ предусмотрено право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер своих исковых требований либо отказаться от иска. Право определять основание и предмет иска принадлежит истцу и суд не вправе по своей инициативе без согласия истца изменять эти элементы иска и тем самым вторгаться в указанные диспозитивные правомочия стороны по делу.
Истцы исковые требования при рассмотрении данного гражданского дела не изменяли, судом разъяснялись права истцам, предусмотренные ст. 39 ГПК РФ.
В качестве обоснования предъявленных требований истцы ссылаются на телеграмму, адресованную командиру войсковой части 43189 о выделении лимитов бюджетных обязательств на дополнительные выплаты гражданскому персоналу, расчетная сумма установлена в размере ... рублей на одного работника. Лимиты выделены на основании решения командующего РВСН от ... года. По мнению истцов, на момент выделения лимитов они были в списках работников войсковой части, полностью отработали первое полугодие ... года, соответственно, имеют право на получение дополнительного материального стимулирования.
Суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 Приказа Министра обороны РФ № 115 от 28 марта 2009 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 5 Приказа в воинских частях осуществляется на основании приказа командира воинской части.
Приказом Командира войсковой части 43189 № ... от ... года утвержден список гражданского персонала управления армии, которым назначается дополнительное материальное стимулирование по результатам исполнения должностных обязанностей в 2010 году л.д. 28-31). Данный приказ издан в соответствии с приказом Министра обороны РФ ... года № ..., его указаниями от ... года № ... и решением от ... года, решением заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе от ... года, решением командующего РВСН от ... года, не содержит указания на период, за работу в котором выплачивается дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, основанием для осуществления дополнительных выплат в войсковой части 43189 является приказ командира данной войсковой части.
Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» предоставил Министру обороны РФ право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, Правительству Российской Федерации предписано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом и при необходимости принять решения, направленные на его реализацию.
Анализ положений Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 свидетельствует о том, что он не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим, лицам гражданского персонала, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.
Принимая во внимание, что названным Указом Президента Российской Федерации к компетенции Министра обороны РФ отнесено право на сокращение численности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и на установление порядка расходования высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ по результатам службы (работы), следует прийти к выводу о поощрительной природе таких выплат.
Таким образом, данные выплаты осуществляются на основании приказа командира войсковой части, не носят обязательного характера, именно командиры войсковой части правомочны принимать решение о выплатах конкретным работникам.
Из исследованных материалов не представляется возможным сделать однозначный вывод о периоде, подлежащем оплате, о размере дополнительного материального симулирования, подлежащего выплате каждому из истцов, поскольку сумма определяется командиром войсковой части конкретно по каждому работающему на момент распределения выделенных денежных лимиотов.
Указанные выплаты носят непостоянный характер, являются поощрительными, необязательными для всех работников. Между тем, данные выплаты, исходя из их существа, нельзя отнести к премиальным вознаграждениям.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В день увольнения каждого из истцов командир войсковой части 43189 не знал о том, что будут выделены лимиты для осуществления выплат дополнительного стимулирования гражданскому персоналу. О выделении данных лимитов ему стало известно ... года, ... года им издан соответствующий приказ. Баранова О.Б., Поварова Т.В. уволены по сокращению численности ... года, Хоцеловский Е.К. ... года уволился по собственному желанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования, заявленные Барановой О.Б., Хоцеловским Е.К., Поваровой Т.В. к войсковой части 43189 о взыскании материального стимулирования по итогам первого полугодия ... года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Попова Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2011 года Решение в законную силу не вступило.