решение по иску Талановой к ГУ-УПФ РФ в ОАО г.Омска о назначении пенсии



Дело № 2-968/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Магденко И.Ю.

при секретаре Гончаровой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 04 мая 2011 года дело по иску Талановой Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении пенсии.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском, считает, что ответчиком ей неправомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения. Полагает, что должны быть включены в специальный стаж периоды работы в должности заведующей Лузинским ФАП с 01 апреля 1980 года по 06 августа 1980 года, в должности заведующей Стрельниковским ФАП с 07 августа 1980 года по 20 сентября 1981 года и в должности заведующей Новоузинским ФАП с 25 июля 1984 года по 28 декабря 1985 года, так как запись в трудовой книжке «Заведующая» была вызвана тем, что в указанные периоды являлась единственным медработником фельдшерско-акушерского пункта - фельдшером, выполняла обязанности по этой должности. В специальный стаж должны быть включены периоды работы с 24 ноября 1998 года по 31 октября 1999 года, с 01 ноября 19999 года по 11 ноября 2002 года и с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2004 года фельдшером здравпункта ОАО «Омскагрегат» и с 01 января 2005 года по 06 декабря 2005 года - фельдшером здравпункта ОАО «АК «Омскагрегат». В этот период она работала во врачебном здравпункте, что подтверждается коллективным договором предприятия, штатным расписанием здравпункта, ее статьями в газете «Металлист». Считает, что также необоснованно были исключены из специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с нахождения на курсах повышения квалификации с 24 ноября 1994 года по 05 января 1995 года и с 02 октября 2008 года по 29 октября 2008 года, поскольку согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в эти периоды за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Просила обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды и назначить пенсию с момента обращения за ней - с 02 марта 2011 года.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в период с 01 апреля 1980 года по 28 декабря 1985 года, когда работала фельдшером в различных фельдшерско-акушерских пунктах Корнеевской больницы, ее работа протекала в сельской местности - Московском районе Северо-Казахстанской области, поэтому данные периоды просила включить в специальный стаж в исчислении как 1 год и 3 месяца.

Представитель ответчика Дубровина С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в Протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 183 от 09 марта 2011 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно записям в трудовой книжке, Таланова Е.А. 01 апреля 1980 года была принята в Корнеевскую районную больницу заведующей Лузинским ФАП, 07 августа 1980 года переведена заведующей Стрельниковским ФАП, в период с 21 сентября 1981 года по 24 июля 1984 года работала медстатистиком в самой больнице, 25 июля 1984 года была переведена заведующей Новоузенским ФАП, где проработала до 28 декабря 1985 года, в период с 24 ноября 1998 года по 31 декабря 2004 года работала фельдшером в здравпункте ОАО «Омскагрегат», в период с 01 января 2005 года по 06 декабря 2005 года фельдшером в здравпункте ОАО «АК «Омскагрегат» л.д.10-14).

02 марта 2011 года истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в ОАО г. Омска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения, так как полагала, что на указанный момент имеет соответствующий стаж работы 30 лет л.д. 46).

Протоколом № 183 от 09 марта 2011 года заседания комиссии ГУ-УПФ РФ в ОАО г. Омска истцу было отказано в назначении пенсии, не были включены в специальный стаж:

- периоды работы в должности заведующей Лузинским ФАП с 01 апреля 1980 года по 06 августа 1980 года, в должности заведующей Стрельниковским ФАП с 07 августа 1980 года по 20 сентября 1981 года и в должности заведующей Новоузинским ФАП с 25 июля 1984 года по 28 декабря 1985 года, так как согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 190901 года № 464 номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения должность заведующей ФАП не поименована, в уточняющей справки не указана, что данная должность относилась к среднему медицинскому персоналу;

- периоды работы с 24 ноября 1998 года по 31 декабря 2004 года и с 01 января 2005 года по 06 декабря 2005 года фельдшером здравпункта в ОАО «Омскагрегат» и ОАО «АК «Омскагрегат», так как в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж засчитывается работа во врачебных и фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, а из представленных документов, акта документальной проверки не прослеживается, что здравпункт был врачебным или фельдшерским;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24 ноября 1994 года по 05 января 1995 года и с 02 октября 2008 года по 29 октября 2008 года, поскольку согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в данный период истец не выполняла работу постоянно в течение полного рабочего дня л.д. 7-8).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Правом на досрочное назначение пенсии пользуются работники, чьи должности и учреждения поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

В колонке Списка «Наименование должности» в разделе «Средний медицинский персонал» указана должность «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)», «фельдшер».

При этом согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных вышеуказанным постановлением, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

Суд полагает, что периоды работы истца в должности заведующей Лузинским ФАП с 01 апреля 1980 года по 06 августа 1980 года, в должности заведующей Стрельниковским ФАП с 07 августа 1980 года по 20 сентября 1981 года и в должности заведующей Новоузинским ФАП с 25 июля 1984 года по 28 декабря 1985 года должны быть включены в специальный стаж.

То обстоятельство, что в трудовой книжке истца ее должность поименована не так как в вышеуказанном Списке, не может ограничивать ее пенсионные права.

Согласно Штатным нормативам медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов (приложение № 4 к приказу Минздрава СССР от 26 сентября 2978 года № 900), для фельдшерско-акушерского пункта, обслуживающего от 700 до 900 жителей, была предусмотрена только должность заведующего (фельдшера, акушерки, медицинской сестры), иной средний медицинский персонал отсутствовал. Пунктом 3 примечаний к данному Приложению было предусмотрено, что наименование должности заведующего и других должностей средних медицинских работников (акушерка, патронажная медицинская сестра) определялось органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта.

Как следует из трудовой книжки истца, на момент трудоустройства в Корнеевскую районную больницу истец имела среднее образование по специальности «фельдшер».

Кроме того, по нормам действующего в то время Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.

Данное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Государственным учреждением «Есильский районный архив» Республики Казахстан Талановой Е.А. за указанные периоды работы была выдана справка, уточняющая условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, в которой отмечено, что работа истца в Лузинском, Стрельниковском, Новоузенском фельдшерско-акушерских пунктах протекала в сельской местности - Московском районе Северо-Казахстанской области, который впоследствии был объединен с Ленинским районом в Есильский район с центром в селе Явленка л.д. 47-50).

В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» Правила, утвержденные настоящим постановлением по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01 ноября 1999 года.

Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В соответствии с пунктом 5 «а» ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселках городского типа, год работы в сельской местности и поселках городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В связи с указанными положениями суд считает, что вышеуказанные спорные периоды работы должны быть зачтены в специальный стаж истца в исчислении как 1 год и 3 месяца.

Из пенсионного дела истца следует, что при оценке пенсионных прав истца в соответствии с положениями постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года период работы истца в Корнеевской районной больнице медстатистиком был включен в специальный стаж в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 3 месяца.

Периоды работы истца с 24 ноября 1998 года по 31 декабря 2004 года фельдшером в здравпункте ОАО «Омскагрегат» и с 01 января 2005 года по 06 декабря 2005 года фельдшером в здравпункте ОАО «АК «Омскагрегат» подлежат включению в специальный стаж, поскольку в судебном заседании добыто достаточно доказательств, подтверждающих наличие на указанных предприятиях врачебного здравпункта.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о врачебном здравпункте, утвержденного приказом Минздравмедпрома РФ от 23 июня 1994 года № 130, врачебный здравпункт это структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся учебных заведений. Согласно пункту 2.1. Положения основной задачей врачебного здравпункта является проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, инвалидности трудящихся и учащихся, улучшению санитарно-гигиенических условий их труда.

Как следует из Приложения № 7 к вышеуказанному приказу для врачебного здравпункта были предусмотрены следующие штатные нормативы: врач здравпункта, фельдшер, медицинская сестра, акушерка

Из архивной справки Исторического архива Омской области следует, что ОАО «Омскагрегат» было признано банкротом по решению Арбитражного Суда Омской области от 01 марта 2005 года, в архивном фонде предприятия имеются лишь приказы по личному составу л.д. 15).

В то же время из сохранившихся в ОАО «АК «Омскагрегат» коллективных договором ОАО «Омскагрегат» за период с 1998 по 2005 годы следует, что работодатель обязался своевременно выполнять мероприятия по охране труда и оздоровлению согласно Приложению № 7 к договору. Из указанных Приложений следует, что было запланировано проведение следующих оздоровительных мероприятий: в 1998-1999 годы - обеспечение функционирования здравпункта с оказанием первой неотложной медицинской помощи, в том числе стоматологической и гинекологической; в 2000-2005 годах - обеспечение работы здравпункта с оказанием неотложной медицинской помощи, а также работу врачей гинеколога, стоматолога, терапевта, невропатолога, окулиста, отоларинголога, организация работы по забору и анализу крови, снятию кардиограмм, проведению осмотра рабочих вредных профессии, планового осмотра женщин, проведение флюорографии л.д. 16-17, 39-42).

В книге «Между прошлым и будущим», посвященной 100-летию Омского агрегатного завода, изданной в 2001 году, Ш. - председатель заводского профкома указывала: «…У нас есть два медпункта, там и ведут прием терапевт, невропатолог, врач-стоматолог, кардиолог и гинеколог. Они в штате завода. Это очень удобно. Сейчас организовали на месте и анализ крови, и кардиограмму…» л.д. 63-66).

Штатным расписанием ОАО «АК «Омскагрегат» на 2005 год было предусмотрено наличие на предприятии здравпункта, в штат которого входил заведующий здравпунктом, фельдшеры, медицинские сестры, различные врачи-специалисты л.д. 38).

Коллективным договором ОАО «АК «Омскагрегат» на 2005-2008 годы была предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работы здравпункта с оказанием неотложной медицинской помощи, а также работы враче гинеколога, стоматолога, терапевта, невропатолога, эндокринолога, кардиолога, физиотерапевта л.д. 43-44).

Из представленных выпусков заводской газеты «Металлист», издававшейся в ОАО «Омскагрегат» и ОАО «АК «Омскагрегат», следует, что Таланова Е.А. как фельдшер здравпункта вела лечебно-просветительскую работу, готовила статьи в заводскую газету л.д. 57-62).

Таким образом, сохранившимися документами подтверждается наличие на указанных предприятиях именно врачебного здравпункта, работа в котором дает истцу право на льготное пенсионное обеспечение.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в указанный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Из справки ОАО «АК «Омскагрегат» следует, что 23 ноября 2005 года истцу был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, поэтому по вышеуказанным правилам период работы на данном предприятии подлежит зачету в специальный стаж за исключением этого дня л.д. 54).

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средний заработок по основному месту работы.

Для медицинских работников одним из условий осуществления медицинской деятельности является периодическое (раз в пять лет) повышение уровня квалификации, что следует из статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Приказа Минздрава РФ «О порядке получения квалификационных категорий» от 08 августа 2001 года № 314.

В период прохождения курсов повышения квалификации с 24 ноября 1994 года по 05 января 1995 года и с 02 октября 2008 года по 29 октября 2008 года Таланова Е.А. работала в МСЧ № 6 фельдшером здравпункта Омского агрегатного завода и фельдшером фельдшерского здравпункта № 5 в МУЗ «Городская поликлиника № 4», работа в которых включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения, поэтому данные периоды подлежат включению в специальный стаж л.д. 12-13).

Согласно части 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в ОАО г. Омска за назначением пенсии 02 марта 2011 года, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов на момент обращения специального стажа у истца будет более 30 летл.д. 29-30).

Таким образом, у истца имелось право на назначение пенсии в момент обращения за ней, поэтому пенсия ей должна быть назначена с указанной даты.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу следует возместить за счет ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска включить Талановой Е.А. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения, следующие периоды:

- периоды работы с 24 ноября 1998 года по 31 декабря 2004 года и с 01 января 2005 года по 22 ноября 2005 года и с 24 ноября 2005 года по 06 декабря 2005 года;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24 ноября 1994 года по 05 января 1995 года и с 02 октября 2008 года по 29 октября 2008 года;

- в исчислении как 1 год и 3 месяца периоды работы с 01 апреля 1980 года по 06 августа 1980 года, с 07 августа 1980 года по 20 сентября 1981 года и с 25 июля 1984 года по 28 декабря 1985 года и назначить пенсию с 02 марта 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу Талановой Е.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.

Решение принято судом в окончательной форме 10 мая 2011 года.

Судья И.Ю.Магденко

Решение не вступило в законную силу.