Дело № 2-915/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Магденко И.Ю. при секретаре Гончаровой М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 11 мая 2011 года дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа г. Омска к бюджетному образовательному учреждению Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» и Министерству образования Омской области о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности. УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что в результате проведенной проверки о соблюдении законодательства о лицензировании в деятельности БОУ ОО «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» были выявлены нарушения установленного законодательства. В частности отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, в то время, когда учреждение оказывает воспитанникам медицинские услуги, что следует из штатного расписания, согласно которому имеются должности врачей и медицинской сестры. Срок действия лицензии от 10 апреля 2007 года истек 11 августа 2010 года. Причиной отсутствия новой лицензии является наличие отрицательных заключений органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора в связи с существованием нарушений требований пожарной безопасности и санитарных норм объекта, используемого для образовательной деятельности. Просит признать незаконными действия БОУ ОО «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии, обязать получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 70; обязать БОУ ОО «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» и Министерство образования Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарном благополучии, препятствующих получению лицензии на медицинскую деятельность. Представитель истца - старший помощник прокурора Маркова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила обязать ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок 01 октября 2011 года. Представитель БОУ ОО «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Титова М.В., действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование своих возражений пояснила, что предписание пожарного надзора выполнено, кроме обеспечения второго этажа эвакуационными выходами, для выполнения чего составлена проектно-сметная документация, выделены денежные средства в размере 100 000 рублей и работы будут проведены, когда дети уедут в летнее время в лагерь, так как срок по предписанию до августа 2011 года. По предписанию санитарно-эпидемиологического надзора все приобретено и выполнено, подано заявление о выдаче положительного заключения. Представитель Министерства образования Омской области Махиня Ю.С., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что предписание Управления Роспотребнадзора выполнено в полном объеме. По предписанию об устранении нарушений требований пожарной безопасности был проведен демонтаж стеновых панелей, на что было израсходовано 100 000 рублей из областного бюджета, выполнен план эвакуации в соответствии с ГОСТом и выделено на это 660 рублей, произведена оплата проекта на изготовление эвакуационных лестниц в размере 99 900 рублей. В настоящее время решается вопрос о выделении денежных средств на изготовление и установку двух эвакуационных пожарных лестниц. Проведение ремонтных работ запланировано с июня по август 2011 года и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в начале октября 2011 года. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с требованиями статьи 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В силу пункта 96 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. На основании пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Согласно пункту 3 Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 г. № 323, работы и услуги по специальностям: сестринское дело, педиатрия являются медицинской деятельностью и выполняются на основании лицензии. Из информационного письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 13 апреля 2009 г. N 01И-202/09 следует, что для осуществления медицинской деятельности, перечень работ (услуг) которой определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 г. № 323 «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» организациям в соответствии в соответствии со ст. 37.1 и ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг и адреса мест осуществления медицинской деятельности. Таким образом, федеральным законодательством закреплено императивное требование об обязательном лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которое продиктовано, в том числе необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних. Согласно пункту 4 статьи 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к образовательным учреждениям. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (статья 51 названного Закона). Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений (пункт 5 статьи 12 того же Закона). В соответствии с пунктом 2 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 года № 676, одной из основных задач учреждений данного вида является обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников. Пунктом 32 данного Типового положения закреплено, что медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом. В основные обязанности медицинских работников учреждения входят: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний. Согласно пункту 2.3 Устава БОУ ОО «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» и пункту 4 изменений к нему от 21 августа 2009 года учреждение осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией и реализацию программ дополнительного образования л.д. 24-38). 10 апреля 2007 года учреждению была выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности, срок действия которой истек 11 августа 2010 года л.д. 9.10). В судебном заседании установлено, что, БОУ ОО «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» являющееся юридическим лицом, оказывает в настоящее время медицинские услуги воспитанникам в нарушение требований действующего законодательства о лицензировании. Из материалов дела усматривается, что штатным расписанием учреждения предусмотрены должности врача и медицинской сестры. На основании приказа директора учреждения от 14 сентября 2007 года № 24-к на должность медицинской сестры принята С., приказом от 01 марта 2008 года № 7-к на должность также медицинской сестры принята Г., приказом от 21 января 2011 года № 2-к на должность врача педиатра принята на работу Н., которые осуществляют ежедневное медицинское обслуживание воспитанников учреждения. Кроме того, до настоящего времени ответчиком не получено заключение органов государственного пожарного надзора и санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии условий осуществления медицинской деятельности требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Срок для устранения нарушений которых по предписаниям установлен до 01 июня 2011 года и 20 августа 2011 года соответственно л.д. 15-16, 70-71). Как пояснили в судебном заседании представители ответчиков, предписание санитарно-эпидемиологического надзора в настоящее время выполнено в полном объеме, документы сданы для получения заключения, и выполнена часть предписания государственного пожарного надзора, за исключением обеспечения второго этажа эвакуационными выходами непосредственно на лестничную клетку или на лестницу третьего типа, в подтверждение чего представили договоры, заключенные с организациями на выполнение работ, акты приема выполненных работ и документы, подтверждающие их оплату. В подтверждение того, что принимаются меры по устранению последнего пункта предписания пожарного надзора представлены договор, заключенный с ООО «Промбезопасность» от 28 февраля 2011 года, согласно которому общество обязано провести разработку проектной документации по проектировке противопожарных мероприятий для обеспечения эвакуации людей со 2-го этажа по лестнице третьего тип в объеме прилагаемого задания, по объекту расположенному по ул. П. Осминина, 11А в г.Омске, а также акт сдачи-приемки проектной документации и сам проект л.д. 87, 92, 93-96). В судебном заседании ответчики не отрицали, что на настоящее время у учреждения отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. С учетом того, что Закон содержит безоговорочное правило на осуществление медицинской деятельности только при наличии лицензии, суд не может принять во внимание представленные ответчиками доказательства того, что нарушения, препятствующие ее получению, практически устранены. Таким образом, осуществление ответчиком медицинской деятельности в отсутствие лицензии нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся в данном учреждении, а также не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме и обязать учреждение получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, определив для этого по правилам части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ срок до 01 ноября 2011 года, с учетом проведения ремонтных работ до августа 2011 года и предоставления времени для получения лицензии. Поскольку учредителем учреждения является Министерство образования Омской области, которое непосредственно осуществляет финансирование выполнения учреждением ремонтных работ и несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, то суд считает необходимым обязать их принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарном благополучии, препятствующих получению лицензии. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Обязать бюджетное образовательное учреждение Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 70, в срок до 01 ноября 2011 года. Обязать бюджетное образовательное учреждение Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» и Министерство образования Омской области принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарном благополучии, препятствующих получению лицензии на осуществление медицинской деятельности. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска Решение в окончательной форме принято судом 16 мая 2011 года. Судья И.Ю.Магденко Решение не вступио в законную силу.о