2-1545/2011 Решение от 19.05.2011г. по иску Омского прокурора по надзору за соблюдением в ИУ к ФКУ



Дело № 2-1545/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Глазковой Т.Г.

при секретаре Сызько Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 19 мая 2011 года дело по иску Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ к ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что согласно штатному расписанию в ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области имеется ... рабочих мест для аттестованных сотрудников и ... рабочих мест для вольнонаемных сотрудников, заработная плата которым выплачивается из внебюджетных источников. По состоянию на 28.03.2011 в учреждении в нарушение требований трудового законодательства не проведена аттестация ... рабочих мест по условиям труда. Согласно данным ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области в учреждении имеется ... рабочих мест для аттестованных сотрудников, из которых аттестация проведена в отношении ... рабочих мест и не аттестовано осталось .... Все ... рабочих мест, занимаемых вольнонаемными сотрудниками, не аттестованы. Указанное нарушение также подтверждается объяснением главного инженера по охране труда и технике безопасности ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области АДА

Указанное нарушает нормы трудового законодательства и право работников на получение достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, безопасность которых гарантирована исполнением обязанности по проведению аттестации. Просит признать незаконным бездействие ответчика ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Обязать ответчика ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Взыскать с ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области государственную пошлину.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ляшенко А.С., исковые требования поддержал, просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в количестве ..., из них ... рабочих мест вольнонаемных сотрудников, несмотря на то, что в отношении последних представитель ответчика заявляет о том, что работы по аттестации данных рабочих мест оплачены, соответственно, аттестация должна быть завершена. Поскольку доказательств аттестации рабочих мест не представлено, от поддержания исковых требований в данной части не отказывается.

Представитель ответчика Махрова Д.В. действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в части признания незаконным бездействия учреждения по проведению аттестации рабочих мест, поскольку для этого принимаются меры. По мере поступления бюджетных средств заключаются договоры на оказание услуг по проведению аттестации. Кроме того, считает, что прокурор не имел права обращаться в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ, поскольку численный состав работников учреждения с указанием их количества, должностей определен штатным расписанием учреждения. Следовательно круг лиц не является неопределенным и может быть индивидуализирован.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащие удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено материалами дела, Приказом Номер обезличен от 12.04.2011г. Федеральной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации был изменен тип учреждения: федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» - на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области».

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.05.2011 года, а значит, может иметь статус работодателя.

Из устава ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области следует, что одной из задач учреждения является обеспечение правопорядка и законности в «Учреждении», личной безопасности персонала, должностных лиц, граждан, находящихся на территории «Учреждения» и содержащихся в нем осужденных. Одной из функций «Учреждения» является обеспечение необходимых условий труда персоналу «Учреждения» и работающим осужденным.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В статье 212 Трудового кодекса РФ дано понятие аттестации рабочих мест - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Так, пунктом 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569, установлено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Из пункта 2 данного Порядка следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В пункте 4 закреплены цели проведения аттестации рабочих мест, в том числе и в целях предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

Пунктом 5 установлено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Из пункта 1 также следует, что работодатель для аттестации рабочих мест по условиям труда может привлекать организации (аттестующие организации), которые проводят работу в соответствии с настоящим порядком.

Таким образом, исходя из анализа указанных норм права, следует, что ответчик обязан провести аттестацию всех рабочих мест, сотрудников учреждения, поскольку в задачи исправительного учреждения входит и охрана здоровья данной категории работников.

В соответствии с пунктом 2.2 Приказа Генеральной прокуратуры от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях надлежит осуществлять надзор за соблюдением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания. В связи с этим возражение ответчика относительно отсутствия полномочий у прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на осуществление надзора за соблюдением прав работников исправительного учреждения является необоснованным.

Также является необоснованным довод ответчика в части определенности круга лиц, являющихся работниками учреждения, поскольку из содержания искового заявления прокурора усматривается, что иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, указаны интересы, подлежащие защите - конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Согласно данным ФБУ ИК-9 УФСИН России по Омской области в учреждении имеется ... рабочих мест для аттестованных сотрудников, из которых аттестация проведена в отношении ... рабочих мест и не аттестовано осталось .... Все ... рабочих мест, занимаемых вольнонаемными сотрулниками, не аттестованы.

Поскольку согласно уставу учреждение является казенным, то финансирование соответственно происходит за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, аттестация в учреждении проводится поэтапно по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет подразделения и из средств учреждения от внебюджетной деятельности, которые изначально также поступают в бюджет.

В силу изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, надлежит обязать ответчика провести аттестацию указанных рабочих мест, установив срок исполнения обязательств до 31 декабря 2011 года.

Требование прокурора о признании незаконным бездействия ответчика в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не может быть рассмотрено судом, поскольку оно в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ не относится ни к одному из перечисленных в указанной норме, способов защиты гражданских прав, является юридически значимым обстоятельством, которое подлежит установлению в ходе рассмотрения настоящего спора.

Кроме этого, ответчиком предпринимались действия по аттестации рабочих мест по мере поступления денежных средств из бюджета и от внебюджетной деятельности, что нельзя признать бездействием учреждения.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере ... рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области в срок до 31 декабря 2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении ... рабочих мест по аттестованным сотрудникам и ... рабочих мест, занимаемых вольнонаемными сотрудниками.

Взыскать с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета ... рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 24 мая 2011 года.

Судья ________________________ Т.Г. Глазкова