Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Огарь Н.И. при секретаре Московенко Ю. В. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 16.05.2010 г. дело по заявлению Золотухина В. В. о признании недействительным постановление Администрации г. Омска в части отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности на Администрацию г. Омска принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, У С Т А Н О В И Л: Золотухин В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановление Администрации г. Омска от ...2011 г. № Номер обезличен «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать Администрацию г. Омска принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с ... 2011 г. В заявлении указал, что с февраля 1992 г. он с семьёй в составе 4 человек проживает в комнате, площадью ... кв.м, в кв.... дома ... по ... в г. Омске. На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ...2005 г. указанная комната передана в общую долевую собственность его супруге Л. Г.Н., сыновьям Т. Ст.В. и Т. Серг.В. по ... доли каждому. Доля в общей площади жилого помещения каждого составляет ... кв.м, что составляет менее учётной нормы. Иного жилья ни он, ни члены его семьи не имеют, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма. С 2001 г. он состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в ОАО «Ш. ». В связи с акционированием предприятия, в настоящее время по месту работы жильё ему не может быть предоставлено по договору социального найма. С 01.03.2005 г. ЖК РФ обязанность по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, законодателем возложена исключительно на органы местного самоуправления. В силу ч.2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», он сохраняет право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. А также сохраняет право на предоставление жилого помещения на основании договора социального найма, независимо от признания его малоимущим. ....2011 г. он обратился с заявлением в Администрацию г. Омска о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации г. Омска от ...2011 г. № Номер обезличен в постановке на учёт ему отказано в связи с тем, что им не было предоставлено уведомление Департамента социальной политики Администрации г. Омска о признании его малоимущим. Постановление Администрации г. Омска нарушает его право на жилище, установленное Конституцией РФ, а также право на улучшение жилищных условий, предусмотренное ЖК РФ. В судебном заседании Золотухин В.В. и его представитель Паузерс Ю.В. иск поддержали, уточнив требования в части, просят обязать Администрацию г. Омска принять Золотухина В.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента подачи им заявления о постановке на учёт, т.е. со ...2011 года. Представитель Администрации г.Омска и Департамента жилищной политики администрации г. Омска Девайкина А.С. с заявлением не согласна, пояснила, что постановление Администрации г. Омска от ...2011 г. № Номер обезличен является законным. Золотухин В.В. может быть поставлен на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующим жилищным законодательством, будучи признанным малоимущим. Выслушав заявителя и его представителя, представителя Администрации г.Омска и Департамента жилищной политики администрации г. Омска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Золотухин В.В. работает в ОАО «Ш. » (ранее ПО «Ш. ») с ...1980 г., в настоящее время работает подсобным рабочим в отделе капитального строительства. Семья Золотухина В.В. состоит из 4 человек, в том числе, супруги и двух детей, проживают в комнате ..., общей площадью ... кв.м, в кв. ... дома ... по ... в г. Омске, иного жилья не имеют. Золотухин В.В. поставлен на учёт в 1981 г. в связи с отсутствием санитарных норм, что следует из протокола № Номер обезличен от ...2010 г. заседания жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета ОАО «Ш. », до настоящего времени состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий л.д.8). В общем списке и в первоочередном списке рабочих и служащих ... в ОАО «Ш. » по улучшению жилищных условий Золотухин В.В. значится первым. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от ...1992 .... № Номер обезличен, в 1993 г. произошло преобразование ПО «Ш. » в ОАО «Ш. ». До акционирования ПО «Ш. » на предприятии коллективным договором было предусмотрено распределение жилья в пределах полномочий, предоставленных предприятию жилищным законодательством, в том числе, на условиях договора социального найма. В соответствии с решением Омского городского Совета от ...2000 г. все ранее построенные в ПО «Ш. » жилищные объекты переданы в муниципальную собственность, с 2000 г. ОАО «Ш. » не ведёт нового жилищного строительства. В коллективных договорах ОАО «Ш. » предусмотрен порядок предоставления жилья не на условиях договора социального найма, а в ином порядке, урегулированном нормами гражданского законодательства. Часть третья статьи 40 Конституции РФ предусматривает предоставление жилых помещений малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату их государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В период действия ЖК РСФСР организации имели право обеспечивать своих работников жилыми помещениями из собственного жилищного фонда на условиях договора социального найма, в связи с чем, по месту работы граждан вёлся самостоятельный учёт нуждающихся в жилых помещениях (ст.44 ЖК РСФСР). С введением в действие ЖК РФ учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, ведётся исключительно органами местного самоуправления (ст.49 ЖК РФ). ...2011 г. Золотухин В.В. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации г.Омска от ....2011 г. № Номер обезличен «Об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Золотухину В.В. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что им не представлены предусмотренные частью 4 ст.52 ЖК РФ документы (уведомление Департамента социальной политики Администрации г. Омска о признании его малоимущим) л.д.9,10. Статьёй 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу положений ст.51, ч.4 ст. 50 ЖК РФ, постановления Мэра г. Омска от ...2005 г. № Номер обезличен «об установлении нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», с учётом того, что учётная норма площади жилого помещения в г. Омске установлена в размере 15 кв.м, Золотухин В.В. является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку на каждого члена семьи приходится менее 15 кв.м площади жилого помещения, в котором они проживают. В соответствии с ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы. Часть 2 статьи 49 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимся в жилых помещениях. В силу ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. По смыслу указанной нормы на граждан, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., т.е. по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового ЖК РФ о принятии на такой учёт лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими. Таким образом, положения статей 49, 51 ЖК РФ, ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к спорным правоотношениям подлежат применению в совокупности. Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 8 статьи 17 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в том числе принятые на учет по месту работы, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с федеральным законом. Ведение учета в отношении данных граждан осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Поскольку Золотухин В.В. является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принят на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма до 01.03.2005 г., поэтому имеет право стоять на данном учёте в Администрации г. Омска в настоящее время до получения жилого помещения по договору социального найма. При подаче Золотухиным В.В. заявления в Администрацию г.Омска о постановке на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма не требуется признание его малоимущим. В силу п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 Поскольку постановление Администрации г. Омска от ...2011 г. № Номер обезличен «Об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Золотухина В. В., не соответствует положениям статей 49, 51 ЖК РФ, ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», части 8 статьи 17 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере", поэтому подлежит удовлетворению заявление Золотухина В.В. о признании его недействительным. Подлежит также удовлетворению заявление Золотухина В.В. в части о возложении обязанности на Администрацию г.Омска принять его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма со ...2011 года с целью восстановления нарушенных прав заявителя. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать недействительным постановление Администрации г. Омска от ...2011 г. № Номер обезличен «Об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Золотухина В. В. . Обязать Администрацию г.Омска принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Золотухина В. В. со ...2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья: подпись Огарь Н.И. Мотивированное решение изготовлено 23.05.2011 гРешение суда не вступило в законную силу
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.