2-580/2011 Решение от 30.05.2011г. по иску Управления Росприроднадзора по Омской области к ФГУП `НП




2-580/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года

Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Глазковой Т.Г..,

при секретаре судебного заседания Сызько Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росприроднадзора по Омской области к ФГУП "НПГЦ "Салют"» по обезвреживанию отходов 2-4 класса опасности в отсутствие лицензии, дающей право на обезвреживание отходов, а также в отсутствие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приостановлении указанной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований указал, что в ходе плановой проверки по государственному контролю (надзору) в сфере природопользования, проведенной Управлением Росприроднадзора по Омской области в октябре 2010 года в отношении ФГУП «ОМО им. П.И.Баранова», зарегистрированного по адресу: ... ..., установлен факт осуществления деятельности по обращению с отходами производства в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов и утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

В соответствии с Уставом ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» основными видами деятельности предприятия являются: производство авиационных двигателей и запчастей к ним гражданского и оборонного назначения, их ремонт, услуги по организации ремонта, реализации и продажи и другие.

Основные производственные подразделения: литейный цех, термический цех, лакокрасочное производство, гальванические участки, испытательный цех, паросиловое хозяйство, котельная, механический цех, складские помещения, электроцех, цех резинотехнических изделий, транспортный цех, очистные сооружения.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Статьей 39 названного закона определено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Частью 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения из негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии ст. 18 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов отходов и лимитов на их размещение. Частью 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения из негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен Постановлением Правительства РФ «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16.06.2000 № 461.

В ходе проверки установлено, что предприятие осуществляет производственную деятельность, в ходе которой образуются отходы производства и потребления 1-5 классов опасности, а именно: ртутные лампы отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами; масла моторные отработанные; аккумуляторы свинцовые отработанные; покрышки с металлическим кордом отработанные; лом цветных и чёрных металлов несортированный; стружка древесная, загрязненная минеральными маслами и другие. Указанные обстоятельства подтверждаются статистической отчетностью предприятия 2-ТП (отходы) за 2009, за 2008 год. При том, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение предприятие не имеет. Ранее действовавшие документы утратили силу, в связи с истечением срока действия (до 03.12.2008г.).

Согласно п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов 1-4 класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Проверкой установлено, что ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» осуществляет обезвреживание отходов 2-4 класса опасности. По данным статистической отчетности предприятия по форме 2-ТП отходы, в 2008 году обезврежено 2,800 тонн отходов 2 класса опасности; 2.900 тонн отходов 3 класса опасности; 252, 115 тонн отходов 4 класса опасности. В 2009 г. обезврежено 3.228 тонн отходов 2 класса опасности, 20.730 тонн отходов 4 класса опасности

При этом лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности предприятие не имеет, что также подтверждается протоколом об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличенаг. составленным в отношении должностного лица ФГУП "НПГЦ "Салют" ВЛГ, постановлением о привлечении ВЛГ к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно п. 4.1.6. Положения об Управлении Росприроднадзора по Омской области» от Дата обезличенаг. Номер обезличен Управление Росприроднадзора по Омской области осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами.

В соответствии ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет, в том числе гражданско-правовую ответственность.

В силу ч. 4 ст. 14 Закона деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы 1-4 класса опасности, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека с такими отходами. Согласно ч.2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности нарушает конституционно значимые ценности, в том числе право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Просит суд признать деятельность ФГУП "НПГЦ "Салют"» в отсутствие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также деятельность по обезвреживанию отходов 2-4 класса опасности в отсутствие лицензии дающей право на обезвреживание отходов незаконной; приостановить деятельность ФГУП ФГУП "НПГЦ "Салют" по обезвреживанию отходов 2-4 класса опасности до получения лицензии на право обращения с отходами, а также утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указом Президента Российской Федерации № 1039 от 11.08.2007 ФГУП «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова» было присоединено к ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» в ходе реорганизации последнего.

ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» было переименовано в ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют».

Согласно уставу Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» является филиалом ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».

Определением суда ответчик ФГУП «ОМО им. П.И.Баранова» был заменен правопреемником ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют».

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области СОВ в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» ВЛГ в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что предприятием предпринимаются все необходимые меры для получения лицензии, подтверждением указанного является заключенный договор на разработку проекта нормативов образования и размещения отходов производства и потребления от Дата обезличенаг. Номер обезличен с ООО "П" Выполненные работы оплачены в сумме ... рублей Дата обезличенаг.

Представитель ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» КОФ в судебном заседании доводы изложенные ВЛГ поддержала, добавила, что приостановление деятельности повлечет лишение работы определенного количества жителей города Омска. Пояснила, что для обезвреживания части отходов на предприятии имеется специальный цех. Другие отходы в отсутствие лицензии на полигон не принимаются, складируются на территории предприятия.

Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Статьей 39 названного закона определено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Частью 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения из негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии ст. 18 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы разрабатывают проекты нормативов отходов и лимитов на их размещение. Частью 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения из негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен Постановлением Правительства РФ «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16.06.2000 № 461.

Судом установлено, что предприятие осуществляет производственную деятельность, в ходе которой образуются отходы производства и потребления 1-5 классов опасности, а именно: ртутные лампы отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами; масла моторные отработанные; аккумуляторы свинцовые отработанные; покрышки с металлическим кордом отработанные; лом цветных и чёрных металлов несортированный; стружка древесная, загрязненная минеральными маслами и другие.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.

По данным статистической отчетности предприятия по форме 2-ТП в 2008 году обезврежено 2,800 тонн отходов 2 класса опасности; 2.900 тонн отходов 3 класса опасности; 252, 115 тонн отходов 4 класса опасности. В 2009 г. обезврежено 3.228 тонн отходов 2 класса опасности, 20.730 тонн отходов 4 класса опасности.

При этом лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности предприятие не имеет, что также подтверждается протоколом об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличенаг. составленным в отношении должностного лица ФГУП "НПГЦ "Салют" ВЛГ, постановлением о привлечении ВЛГ к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно п. 4.1.6. Положения об Управлении Росприроднадзора по Омской области» от 25.11.2008г. № 484 Управление Росприроднадзора по Омской области осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами.

В соответствии ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет, в том числе гражданско-правовую ответственность.

В силу ч. 4 ст. 14 Закона деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы 1-4 класса опасности, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека с такими отходами.

Согласно ч.2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности нарушает конституционно значимые ценности, в том числе право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Суд полагает, что иными мерами, кроме приостановления деятельности ответчика по обезвреживанию отходов 2-4 класса опасности до получения лицензии на право обращения с отходами, а также утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нельзя предотвратить незаконную деятельность ответчика и побудить хозяйствующий субъект понести затраты на получение соответствующего разрешения, предусмотренного законом.

Довод ответчика о том, что приостановление деятельности повлечет лишение работы определенного количества жителей города Омска, не может быть воспринят судом, как основание к отказу в иске, поскольку жителям города Омска гарантировано их право на благоприятную окружающую среду, что соответствует общественным интересам.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с п.п.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина по делу при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для юридических лиц составляет ... рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконной деятельность ФГУП "НПГЦ "Салют" по обезвреживанию отходов 2-4 класса опасности в отсутствие лицензии дающей право на обезвреживание отходов, а также в отсутствие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Приостановить деятельность ФГУП "НПГЦ "Салют" по обезвреживанию отходов 2-4 класса опасности до получения лицензии, дающей право на обезвреживание отходов, а также утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Взыскать с ФГУП "НПГЦ "Салют" государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы через Октябрьский районный суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06 июня 2011 года.

Судья: _____________________ Т.Г. Глазкова