решение по иску Пуйда к ГУ-УПФ РФ в ОАО г.Омска о назначении пенсии



Дело № 2-1618/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Магденко И.Ю.

при секретаре Гончаровой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 01 июня 2011 года дело по иску Пуйда М.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении пенсии.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что в ноябре 2010 года обратилась в ГУ-УПФ РФ в ОАО г.Омска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения. Просит включить в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев период работы с 11 декабря 1981 года по 15 апреля 1985 года в качестве медицинской сестры травматологического отделения МСЧ № 9, поскольку в указанный период действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которому исчисление сроков выслуги производится в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров, к которым относится травматологическое отделение. Также подлежит включению период работы с 16 апреля 1985 года по 30 ноября 1986 года и с 06 апреля 1987 года по настоящее время в должности инструктора ЛФК в травматолого-ортопедическом отделении стационара МУЗ «МСЧ № 9». Считает, что в данном случае подлежит применению Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым в выслугу лет работникам здравоохранения включалась работа на инструкторских должностях, независимо от их наименования в учреждениях, органах и организациях здравоохранения и которое действовало до 01 октября 1993 года. Должность инструктор ЛФК может занимать лицо со средним медицинским образованием и квалификацией «медицинская сестра», поэтому этот период ее работы следует рассматривать как деятельность медицинской сестры в отделении хирургического профиля стационара, что дает ей право на исчисление данного стажа как 1 год и 6 месяцев. Также просила включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 мая 1993 года по 12 июня 1993 года и с 23 марта 1998 года по 20 апреля 1998 года, 07 февраля 2003 года по 07 марта 2003 года, с 02 апреля 2008 года по 29 мая 2008 года, так как в это время за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, а периодическое повышения квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности. Просила назначить пенсию с 08 ноября 2010 года.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Дубровина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопроса о назначении пенсии истцу от 22 декабря 2010 года № 1471.

Представитель третьего лица муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 9» Касаткина В.И., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что с 1985 года истец работала инструктором ЛФК, ее должностные обязанности совпадали с обязанностями медицинской сестры, поэтому она имеет право на включение данного периода в специальный стаж, кроме того, так как истец работала в травматолого-ортопедическом отделении, которое одно время называлось вертобрологическим отделением, то этот период работы должен быть включен в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела истца, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи с нижеследующим.

Согласно записям в трудовой книжке, Пуйда М.Н. 11 декабря 1981 года была принята на работу в МСЧ № 9 медицинской сестрой в травматологическое отделение, 16 апреля 1985 года была переведен на должность инструктора ЛФК в физиоотделение, 01 декабря 1986 года переведена на должность массажиста физиоотделения, 06 апреля 1987 года переведена инструктором ЛФК физиоотделения, с 01 января 1992 года переведена инструктором ЛФК вертобрологического отделения, где и работает по настоящее время л.д. 11).

08 ноября 2010 года истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в ОАО г. Омска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения, так как полагала, что на указанный момент имеет соответствующий стаж работы 30 лет л.д. 57).

Протоколом № 1471 от 22 декабря 2010 года заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не были включены в специальный стаж истца следующие периоды ее работы:

1) в льготном исчислении период работы с 11 декабря 1981 года по 15 апреля 1985 года в качестве медицинской сестры травматологического отделения МСЧ № 9, так как не подтверждена работа в должности операционной медицинской сестры, которые имеют право на льготное исчисление специального стажа;

2) период работы с 16 апреля 1985 года по 30 ноября 1986 года и с 06 апреля 1987 года по 31 октября 2010 года в должности инструктора ЛФК в Медсанчасти № 9 (ныне МУЗ «МСЧ № 9»), так как данная должность не поименована в Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781;

3) время нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в данный период истец не выполняла работу постоянно в течение полного рабочего дня л.д. 6-10).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Правом на досрочное назначение пенсии пользуются работники, чьи должности и учреждения поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

При этом необходимо принимать во внимание положения пункта 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ, предполагающие правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В пункте 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», были указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно пункту 2 указанного Постановления исчисление сроков выслуги лет среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производилось в следующем порядке - один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев.

В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» периоды работы до 1 ноября 1999 года в выслугу лет засчитываются в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 15 октября 1999 года № 377, (пункт 3.3.5.1.) травматологическое отделение относится к отделениям хирургического профиля стационара.

Таким образом, с учетом положений ранее действующего законодательства период работы Пуйда М.Н. с 11 декабря 1981 года по 15 апреля 1985 года в качестве медицинской сестры травматологического отделения МСЧ № 9 подлежит включению в специальный стаж в исчислении как 1 год и 6 месяцев.

Что касается периода работа истца в МСЧ № 9 в должности инструктора ЛФК, то в судебном заседании было установлено следующее.

Из вышеприведенных правовых норм (ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В перечень должностей, содержащихся в утвержденном Списке, должность инструктора по лечебной физкультуре не включена, что не противоречит законодательству Российской Федерации о трудовых пенсиях.

Как следует из Положения об организации работы инструктора по лечебной физкультуре к Приложению N 16, утвержденного приказом Минздрава России от 20 августа 2001 года, на должность инструктора по лечебной физкультуре принимается специалист со средним медицинским или физкультурным образованием, освоивший программу подготовки по лечебной физкультуре в соответствии с квалификационными требованиями и получивший сертификат специалиста, и в его должностные обязанности преимущественно входит проведение групповых и индивидуальных занятий по лечебной гимнастике по назначению врача.

Аналогичные должностные обязанности указаны и в должностной инструкции инструктора по лечебной физкультуре ортопедо-травматологического отделения МУЗ «МСЧ № 9» и почасовом графике работы л.д. 91-95).

Довод заявительницы о том, что функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым медицинскими работниками, в частности медицинскими сестрами, должности которых включены в оспариваемый Список, ни на чем не основан.

Такой довод построен на ошибочном мнении истца о равнозначности должности инструктора по лечебной физкультуре должности медицинской сестры, лечебная деятельность которой по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

Из штатного расписания МУЗ «МСЧ № 9» следует, что в штате отделения, где работает истец, имеются должности медицинских сестер по массажу, которые поименованы в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, и должностные обязанности которых значительно шире, нежели у инструктора по лечебной физкультуре л.д. 74-76, 86-87).

Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям работников, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма федерального закона (пункт 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").

Такой подход соответствует и смыслу других положений названного федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (статьи 27, 28 Закона).

Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 81-О.

По ранее действовавшим нормативным правовым актам, регулировавшим досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включалась работа в должности среднего медперсонала независимо от наименования должности и учреждений всех форм собственности только за период до 1 ноября 1999 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список, в который должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.

Таким образом, с 1 ноября 1999 года работа в должности инструктора по лечебной физкультуре не дает право на пенсию за выслугу лет.

Исходя из приведенных положений, суд считает возможным включить в специальный стаж истца время работы в должности инструктора ЛФК только с 16 апреля 1985 года по 30 ноября 1986 года и с 06 апреля 1987 года по 31 октября 1999 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В то же время из данного периода работы подлежит исключению время нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 15 июня 1995 года по 19 марта 1998 года, поскольку в соответствии с положениями пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж для назначения пенсии, если он имел место до 06 октября 1992 года.

Кроме того, указанный период работы истца с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года (за исключением приходящихся на это время курсов повышения квалификации) должен быть включен в исчислении как 1 год и 6 месяцев, поскольку истец в этот период работала в должности среднего медицинского персонала хирургического отделения стационара, что подтверждается следующими документами.

Приказом Омского городского отдела здравоохранения № 313 от 03 декабря 1991 года на базе городского ортопедо-травматологического центра в МСЧ-9 был открыт Омский городской вертобрологический центр с отделением на 60 коек (45 вертобрологических и 15 ортопедических) л.д. 28).

Приказом Управления здравоохранения Администрации г. Омска № 194 от 26 мая 2000 года вышеуказанный приказ был отменен с целью приведения структуры МУЗ «МСЧ № 9» в соответствие с приказами Минздрава РФ № 28 от 29 января 1993 года «О перечне структурных подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений»» и № 337 от 27 июля 1993 года «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ», было указано, что «вертобрологические койки надлежит считать травматологическими для лечения больных с патологией позвоночника с 03 декабря 1991 года» л.д. 29).

В письме Главного управления здравоохранения Администрации Омской области от 05 июля 2002 года было указано, что вертобрологический центр был создан на базе травматолого-ортопедического отделения МСЧ № 9 для оказания специализированной медицинской помощи на более высоком уровне, но штатное расписание учреждения должно соответствовать номенклатуре, утвержденной Минздравом РФ л.д. 30).

Приказом главного врача МУЗ «МСЧ № 9» № 163 от 14 октября 2004 года в штатные расписания с 1992 года были внесены изменения: вертобрологическое отделение (вертобрологический центр) стало именоваться травматолого-ортопедическим л.д. 31-32, 68-75).

В штатном расписании 1998 года в состав стационара уже входило травматолого-ортопедическое отделение, при этом штатные единицы отделения остались прежними л.д. 76).

Травматолого-ортопедическое отделение согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, относится к отделению хирургического профиля стационара.

Период работы до 01 января 1992 года не подлежит льготному исчислению, так как согласно трудовой книжки истец в это время работала в физиоотделении.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в указанный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средний заработок по основному месту работы.

Для медицинских работников одним из условий осуществления медицинской деятельности является периодическое (раз в пять лет) повышение уровня квалификации, что следует из статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Приказа Минздрава РФ «О порядке получения квалификационных категорий» от 08 августа 2001 года № 314.

Поэтому время нахождения истца на курсах повышения квалификации с 03 мая 1993 года по 12 июня 1993 года и с 23 марта 1998 года по 20 апреля 1998 года должны быть включены в специальный стаж, иные периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж зачтены быть не могут, так как приходятся на периоды работы, не дающие право на пенсионное обеспечение.

Согласно части 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С учетом включения в специальный стаж истца в календарном исчислении периодов работы с 16 апреля 1985 года по 30 ноября 1986 года и с 06 апреля 1987 года по 31 декабря 1991 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 03 мая 1993 года по 12 июня 1993 года и с 23 марта 1998 года по 20 апреля 1998 года, в исчислении как 1 год и 6 месяцев периоды работы с 11 декабря 1981 года по 15 апреля 1985 года, с 01 января 1992 года по 02 мая 1993 года, с 13 июня 1993 года по 14 июня 1995 года, с 20 марта 1998 года по 22 марта 1998 года, с 21 апреля 1998 года по 31 октября 1999 года специальный стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составит 21 год 8 месяцев 17 дней, что является недостаточным для приобретения права на пенсию л.д. 103-104).

В связи с чем истцу надлежит отказать в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу следует возместить за счет ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска включить Пуйда М.Н. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения, следующие периоды:

- период работы с 16 апреля 1985 года по 30 ноября 1986 года и с 06 апреля 1987 года по 31 декабря 1991 года;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 мая 1993 года по 12 июня 1993 года и с 23 марта 1998 года по 20 апреля 1998 года;

- в исчислении как 1 год и 6 месяцев периоды работы с 11 декабря 1981 года по 15 апреля 1985 года, с 01 января 1992 года по 02 мая 1993 года, с 13 июня 1993 года по 14 июня 1995 года, с 20 марта 1998 года по 22 марта 1998 года, с 21 апреля 1998 года по 31 октября 1999 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Пуйда М.Н. отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу Пуйда М.Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.

Решение в окончательной форме принято 06 июня 2011 года.

Судья И.Ю.Магденко

Решение не вступило в законную силу.