2-3187/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 ноября 2010 года Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре Сызько Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске материалы гражданского дела по иску прокурора ЦАО г. Омска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО "Астор" о признании бездействия незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ЦАО г. Омска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванными требованиями, мотивируя тем, что ЗАО «Астор» не соблюдена обязанность по созданию (оборудованию) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства «О социальной защите инвалидов» (ФЗ № 181 от 24.11.1995г.), «О квотировании рабочих мест в Омской области» (ФЗ № 1174-ОЗ от 21.07.2009), постановления Правительства Омской области № 16 от 27.01.2010 «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Так относительно количеству рабочих места 626 человек, квота для трудоустройства инвалидов в ЗАО «Астор» составляет 18 человек, в настоящее время трудоустроено 18 инвалидов, отсутствует специализированное аттестованное рабочее место. Просит суд признать бездействие ЗАО «Астор», выразившееся в несоздании (оборудовании) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, противоречащим статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области №16 от 27.01.2010 «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» и обязать ЗАО «Астор» выполнить требования закона, создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты. Представитель прокуратуры ЦАО г. Омска по доверенности старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Маркова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ЗАО «Астор» Евдокимов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил что ЗАО «Астор» приказом Номер обезличен г. в штатном расписании предусмотрены места для инвалидов, в том числе специальное. Направленные службой занятости в пределах квоты инвалиды принимаются на работу, им создаются необходимые условия труда с учетом индивидуальных возможностей и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, т.е. предписание службы занятости, выданное в мае 2010 г., исполнено. Предприятие размещало информацию о вакансиях для приема инвалидов на работу в СМИ. Таким образом, ЗАО «Астор» исполнило требования Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 "О квотировании рабочих мест в Омской области", ПостановлениеяПравительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области". Прокурором не указаны конкретные действия, перечень оборудования, иные требования, которые должен выполнить работодатель, чтобы прокурор считал исполненной обязанность по созданию специального рабочего места. Не указаны также нормы права, предусматривающие обязанности работодателя осуществлять какие-либо мероприятия, закупки оборудования и другие действия в отсутствие инвалида, направленного службой занятости или обратившегося к предприятию самостоятельно с заявлением о трудоустройстве, а также предусматривающие обязанности самостоятельного поиска работодателем инвалидов для трудоустройства на предприятии. Считает, что отсутствует незаконное бездействие ЗАО «Астор», поскольку Законом Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 "О квотировании рабочих мест в Омской области" предусмотрена следующая процедура трудоустройства инвалидов на специальные рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, а именно: центр занятости осуществляет направление инвалида (либо инвалид непосредственно обращается в организацию), а организация трудоустраивает инвалида на указанное рабочее место. Срок исполнения обязанности работодателя составляет 2 месяца с момента обращения инвалида с направлением службы занятости либо при самостоятельном обращении инвалида с заявлением о приеме на работу в организацию. Следовательно прокурором неверно истолковано действующее законодательство. Также прокурором не обоснован довод о том, что ЗАО «Астор» не создано специальное рабочее место, отсутствуют документы, подтверждающие проведение прокурором проверки и доказывающие отсутствие такого рабочего места в ЗАО «Астор» на момент обращения с иском в суд. Прокурором не доказано, что рабочее место для инвалида Т.Т.Ж. организованное ЗАО «Астор», не является специальным. Законодательство не ограничивает работодателя в создании специального рабочего места для инвалида, даже в отсутствие в его индивидуальной программе реабилитации указания на необходимость создания такого рабочего места. Рабочее место Т.Т.Ж. в магазине по ул. ... дополнительно оснащено техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей указанного инвалида, что является одним из требований к специальному рабочему месту. Приняты необходимые дополнительные меры по организации труда. По факторам производственной среды и трудового процесса указанное рабочее место соответствует действующим нормам, не имеет условий труда, характеризующихся наличием вредных производственных факторов, а наоборот - имеет оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим, химическим и биологическим факторам; незначительную физическую, динамическую и статическую нагрузку в соответствие с Санитарными правилами «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30. Проведена аттестация указанного рабочего места. На основании изложенного считает что исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Омска о создании специального места является необоснованным и не основан на действующем законодательстве. Представитель ГУ Государственной службы занятости Омской области Макейкин Н.А. в судебном заседании пояснил что среднесписочная численность ЗАО «Астор» составляет 627 человек. Установленная квота для приема на работу инвалидов - 18 человек. Фактически работает в ЗАО «Астор» 15 инвалидов. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты не создано, просит требования истца удовлетворить в полном объеме. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со статьёй 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации инвалидам ... предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов ...... В соответствии со статьёй 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии со статьёй 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам ..., занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида ...... Обязанность работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации предусмотрена и статьёй 224 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязывает организации создавать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Кроме того, статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает обязанность организации обеспечить соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, установлена: 1) квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; 2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В судебном заседании установлено, что специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в мае 2010 года в деятельности ЗАО «Астор» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. По результатам проведенной проверки установлено, что ЗАО «Астор» не соблюдена обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями вышеуказанного законодательства. Прокуратурой округа в августе 2010 года проведена дополнительная проверка исполнения ЗАО «Астор» требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что среднесписочная численность работников в ЗАО «Астор» составляет 626 человек, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 18 человек, в настоящее время трудоустроено 18 инвалидов, таким образом, квота для приема на работу инвалидов исполнена в полном объеме. В то же время, в ходе дополнительной проверки установлено, что специальное рабочее место в ЗАО «Астор» не создано и в установленном порядке не аттестовано. Представитель ответчика представил суду договор № Номер обезличен возмездного оказания услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, заключённый 26.08.2010 ЗАО «Астор» с ОРОМ». Представлена карта аттестации рабочего места подсобного рабочего по условиям труда Номер обезличен Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в судебном заседании пояснил, что необходимость создания специального рабочего места должна быть прямо указана в индивидуальной программе реабилитации. В индивидуальной программе реабилитации работника ЗАО «Астор» Т.Т.Ж. такого указания нет. В соответствии с пунктом 4.3 раздела «Специальные требования к организации производства для труда инвалидов» Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30 условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы. Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» утверждены специальные требования к условиям труда инвалидов в зависимости от заболеваний определённых систем организма, в связи с чем суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что создание аттестованного специального рабочего места инвалида возможно лишь под конкретного человека с определенной индивидуальной программой реабилитации. Довод ответчика о том, что бездействие фактически отсутствует, так как им предприняты все меры для исполнения указанного закона, судом отвергается как несостоятельный, поскольку исполнение закона об обеспечении квоты для инвалидов в части, а не в полном объеме, не освобождает лицо от ответственности за его нарушение. В данном случае правовое значение имеет лишь исполнение обязанности в полном объеме. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора ЦАО г. Омска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать бездействие ЗАО "Астор" выразившееся в несоблюдении установленной законодательством обязанности по созданию (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов незаконным. Обязать ЗАО "Астор" создать специализированное аттестованное рабочее место для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Взыскать с ЗАО "Астор" государственную пошлину в размере ... рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 29 ноября 2010 года. Судья _____________________ Т.Г. Глазкова