2-3193/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 ноября 2010 года Октябрьский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре Сызько Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Прокурора ОАО г. Омска к МОУ "ШВСМ" Администрации города Омска, Департаменту физической культуры и спорта Администрации г. Омска, о признании незаконными действий МОУ "ШВСМ" по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии, возложении обязанности получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, УСТАНОВИЛ; Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Октябрьского АО г. Омска в ходе проведения проверки МОУ "ШВСМ" выявлены нарушения требований федерального законодательства в сфере образования. Учреждение не имеет лицензии на образовательную деятельность с момента образования учреждения. Одной из причин этого является отсутствие разрешения органа санитарно-эпидемиологического надзора ввиду существующих нарушений требований санитарных норм объекта, используемого для образовательной деятельности. Нарушение санитарно-эпидемиологических норм выражается в том, что на окнах спортивного зала не оформлены заградительные устройства; в санитарном узле при спортивном зале не восстановлены дефекты кафельного покрытия стен; в бывшей мастерской не завершен косметический ремонт, что противоречит требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года. В отсутствие лицензии образовательные учреждения не имеют право заниматься образовательной деятельностью, что является нарушением конституционного права на образование неопределенного круга лиц. Учреждение, не имея лицензии на образовательную деятельность, занимается обучением несовершеннолетних детей, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения мер по устранению препятствий для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, нарушений требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Поскольку воспитанники МОУ "ШВСМ" в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просил признать действия МОУ "ШВСМ" по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать МОУ "ШВСМ" получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Обязать Администрацию г. Омска, департамент физической культуры и спорта Администрации г. Омска принять меры по устранению нарушений законодательства о санитарном благополучии, препятствующих получению лицензии на образовательную деятельность МОУ "ШВСМ" Взыскать с ответчика сумму государственной пошлины. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Маркова В.В. исковые требования в части требований о признании действий по осуществлению образовательной деятельности незаконными, возложении обязанности получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, установить срок для получения лицензии до 01.04.2011. От поддержания требований о возложении обязанности на Администрацию г. Омска, департамент физической культуры и спорта Администрации г. Омска принять меры по устранению нарушений законодательства о санитарном благополучии, препятствующих получению лицензии на образовательную деятельность МОУ "ШВСМ" отказалась, поскольку в настоящее время МОУ «ШВСМ» получило санитарно-эпидемиологическое заключение. Представитель ответчика МОУ "ШВСМ" Серых С.А. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что МОУ «ШВСМ г. Омска» не имеет лицензии на образовательную деятельность с даты образования с 14.04.1995г. и никаких действий к ее получению не предпринималось. Согласно предписанию Номер обезличен. управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области МОУ «ШВСМ г. Омска» устранены все выявленные нарушения санитарного законодательства РФ. Получено санитарно-эпидемиологическое заключение Номер обезличен выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека Управления Роспотребнадзора по Омской области. Таким образом, МОУ «ШВСМ г. Омска» соблюдены требования ст. ст. 8,11,28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Устранены нарушения зафиксированные в предписании Госпожнадзора Номер обезличен выполнен монтаж системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. В результате чего получен акт проверки Управления государственного пожарного надзора Номер обезличен об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности. МОУ «ШВСМ г. Омска» в Госпожнадзор по Омской области подано заявление на получение заключения о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности. Получение лицензии на образовательную деятельность в короткое время затрудняется по той причине, что МОУ «ШВСМ г. Омска» не имеет собственной спортивной базы. Спортсмены-инструкторы, состоящие в трудовых отношениях с МОУ «ШВСМ г. Омска», тренируются на базах иных спортивных школ, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта Администрации г. Омска. С ними заключены договоры о сотрудничестве, согласованные с Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска. Данные спортивные школы имеют лицензии на право образовательной деятельности. При сборе документов для лицензирования образовательной деятельности и подачи заявки на получение заключения Госпожнадзора по Омской области, поступила информация от специалистов данной службы о предоставлении дополнительных документов и об обязанности службы выхода на объекты, указанные в заявке (иные спортивные школы) с внеочередной проверкой. Для оперативного содействия и сотрудничества со стороны спортивных школ МОУ «ШВСМ г. Омска» в адрес Департамента физической культуры и спорта Администрации г. Омска направлена служебная записка. Считает, что бездействие со стороны МОУ «ШВСМ г. Омска» отсутствует в исковых требованиях прокурора Октябрьского АО г. Омска просит отказать. Представитель ответчика Департамента физической культуры и спорта Администрации г. Омска Ланец Ю.С. с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что МОУ «ШВСМ г. Омска» является подведомственным департаменту образовательным учреждением. На сегодняшний день МОУ «ШВСМ г. Омска» не имеет лицензии на образовательную деятельность. Для получения лицензии необходимо устранить некоторые недостатки в учреждениях, подведомственных департаменту так как спортсмены МОУ «ШВСМ г. Омска» занимаются на всех спортивных базах учреждений. В настоящее время требуется время для реализации лицензирования. Считает, что бездействие со стороны Департамента физической культуры и спорта в отношении получения лицензии МОУ «ШВСМ г. Омска» отсутствует. Для устранения недостатков просят представить дополнительное время. Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебное заседание не явился о дате рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил. В силу статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В ходе проведенной проверки Прокуратурой Октябрьского АО г. Омска - МОУ "ШВСМ" выявлены нарушения требований федерального законодательства в сфере образования. Учреждение не имеет лицензии на образовательную деятельность с момента образования учреждения. Отсутствует разрешения органа санитарно-эпидемиологического надзора ввиду существующих нарушений требований санитарных норм объекта, используемого для образовательной деятельности. Нарушение санитарно-эпидемиологических норм выразилось в том, что на окнах спортивного зала не оформлены заградительные устройства; в санитарном узле при спортивном зале не восстановлены дефекты кафельного покрытия стен; в бывшей мастерской не завершен косметический ремонт, что противоречит требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Предметом и содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Подпунктом «е» пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 (далее - Положение), к документам, предоставляемым для получения лицензии в обязательном порядке, отнесены заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ). Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ -52) определено право граждан на благоприятную среду обитания. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека проводимых работ и оказываемых услуг (ст. 11 ФЗ-52). В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 ФЗ-52). В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств. Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса, операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании», ст. 26-6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона. В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. 15.10.2010г. МОУ "ШВСМ" получено санитарно-эпидемиологическое заключение № Номер обезличен о том, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество для ведения образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ физкультурно-спортивной направленности - соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологическое требование к учреждению дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», СП 1567-76 «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту». Основанием для признания условий производства соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам является - экспертное заключение о возможности ведения образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» от 11.10.2010г. № 5549 ГД-Д. Однако лицензия на право осуществления образовательной деятельности муниципальным образовательным учреждением «Школой высшего спортивного мастерства г. Омска» до настоящего времени не получена, что признается ответчиками. В отсутствие лицензии образовательные учреждения не имеют право заниматься образовательной деятельностью, что является нарушением конституционного права на образование неопределенного круга лиц. Учреждение, не имея лицензии на образовательную деятельность, занимается обучением несовершеннолетних детей, нарушает тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения мер по устранению препятствий для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, нарушений требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика МОУ «ШВСМ» в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 22, 28, 45, 103, 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: признать незаконными действия МОУ "ШВСМ" по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии. Возложить на МОУ "ШВСМ" обязанность получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в срок до 01 апреля 2011 года. Взыскать с МОУ "ШВСМ" государственную пошлину в размере ... рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судом 29 ноября 2010 года. Судья _____________________ Т.Г. Глазкова