Решение от 06.10.2010г. по иску Роспотребнадзора к ИП Колесникову В.П.



2-2609/2010

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2010 года город Омск

Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре Сызько Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управление Роспотребнадзора по Омской области, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Колесников В.П. о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны,

установил:

Истец обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. В обоснование требований указал, что ИП Колесников В.П. эксплуатирует производство, которое относится к предприятиям 3 класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300 метров.

Ответчик нарушает режим территории санитарно-защитной зоны, действующее предприятие эксплуатируется без санитарно-защитной зоны, отсутствует проект санитарно-защитной зоны, что является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Просил обязать ИП Колесников В.П. разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, проект согласовать в порядке, установленном законодательством РФ в срок до 02.07.2012.

В судебном заседании представитель истца Соколова Н.М. действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещен в установленном законом порядке. Об уважительности причин неявки ответчик суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства. Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 233 ГПК РФ, суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьями 7, 42 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статья 52 указанного закона определяет, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ИП Колесникова В.П. является производство сахара прессованного быстрорастворимого.

В соответствии с пунктом 7.1.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. постановлением ... Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74) производство сахарорафинадное относится к предприятиям 3 класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300 метров.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой 7 и приложениями 1-6 ... ... ... к настоящим санитарным правилам. Для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Режим территории санитарно-защитной зоны определен пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Согласно пункту 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания, загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха, населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3).

В соответствии с п. 3.1 санитарных правил размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Как было указано ранее, предприятие ИП Колесников В.П. относится к предприятиям 3 класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300 метров.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

проводить работы по обоснованию критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно статье 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со статьей 46 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

В судебном заседании установлено, что 01 июля 2010 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области проведено внеплановое мероприятие по надзору в отношении ИП Колесников В.П. по адресу: ...

В ходе проверки было установлено, что ответчик не имеет проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

По результатам проверки ИП Колесников В.П. был привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Номер обезличен, вступило в законную силу), было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства: разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, проект согласовать в установленном законом порядке в срок до 02.07.2012.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушается Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, при этом нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь статьями 22, 28, 103, 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на ИП Колесников В.П. обязанность обеспечить режим территории санитарно-защитной зоны: разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, проект согласовать в порядке, установленном законодательством РФ в срок до 02 июля 2012 года.

Взыскать с ИП Колесников В.П. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 октября 2010 года.

Судья: Глазкова Т.Г.