решение по делу по иску Роспотребнадзора к ИП Мироновой о признании действий противоправными



                            Дело № 2-3153/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Магденко И.Ю.

при секретаре Гончаровой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21 сентября 2011 года дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Мироновой М.Н. о признании действий противоправными,

УСТАНОВИЛ:

          Истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области от 28 июня 2011 года проведена плановая выездная проверка парикмахерской, расположенной по адресу: г.Омск, пр. Космический, 27, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Мироновой М.Н..

           В ходе проверки установлено, что:

         - на одно рабочее место имеется два набора инструментов, вместо трех нормируемых, что является нарушением п. 9.21 СанПин 2.1.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которому для парикмахерских залов и кабинетов для маникюра, педикюра, пирсинга, пилинга, татуажа, косметических услуг должен быть определен минимальный набор типовых инструментов для обслуживания одного клиента. На одно рабочее место следует иметь не менее трех таких наборов;

         - отсутствует закрывающийся совок для остриженных волос, что является нарушением п. 9.6 СанПин 2.1.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которому остриженные волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно у кресла и складывают в герметические емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или мешки из крафт-бумаги), а затем мешок или пакет закрывают, перевязывают, хранят в подсобном помещении и удаляют (утилизируют) в установленном порядке;

         - не осуществляется профилактическая дезинфекция, включающая обеззараживание поверхностей помещений воздуха (отсутствует бактерицидный облучатель), что является нарушением п. 9.1 СанПин 2.1.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которого все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. В организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, необходимо осуществлять профилактическую дезинфекцию, включающую обеззараживание поверхностей помещения, мебели, оборудования, воздуха, инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе, а также дезинсекцию и дератизацию;

         - отсутствует график проведения генеральных уборок, утвержденный администрацией, что является нарушением п. 9.5 СанПин 2.1.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которому не реже одного раза в неделю во всех помещениях должна быть проведена генеральная уборка в соответствии с графиком, утвержденным администрацией. Во время генеральной уборки моют и обрабатывают дезинфицирующими растворами стены, пол, плинтусы, двери, окна, мебель и оборудование;

        - отсутствует отдельное помещение для солярия (кабина солярия располагается в парикмахерском зале) что является нарушением п. 3.3 СанПин 2.1.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которому кабинеты - косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа – должны размещаться в отдельных помещениях;

          - на емкости, в которой проводилась дезинфекция инструментария, отсутствовала надпись о назначении данной емкости, что является нарушением п. 9.28 СанПин 2.1.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которому емкости с рабочими растворами средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочего раствора;

         - не соблюдались условия проведения профилактической дезинфекции инструментов для стрижки волос с применением химического метода. Инструменты погружались в раствор дезинфицирующего средства «Аламинол» не полностью, толщина раствора над поверхностью изделий не менее 1 см, что является нарушением требований инструкции по применению дезинфицирующего средства «Аламинол» и требований п. 3.4 СП 3.5.1375-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфикционной деятельности»;

         - у персонала отсутствуют обязательные профилактические прививки в частности, С. не привита против вирусного гепатита В, Г. не привита против гепатита В и кори, что является нарушением требований пункта 18.3 СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». В соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательными являются прививки против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи и гепатита В. Вакцинация по эпидемическим показаниям проводится в отношении гриппа, чумы, холеры, сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, лихорадки Ку, лептоспироза, клещевого энцефалита, гепатита А, желтой лихорадки, менингококковой инфекции. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных болезней определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению;

         - на имеющейся вывеске отсутствует место нахождения (юридический адрес) исполнителя, в нарушение п. 2 вышеуказанных Правил и ст. 9 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место е нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

         Просит признать противоправными действия ответчика при организации предоставления услуг населению в парикмахерской ИП Миронова в части нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил к размещению, устройству, содержанию помещений и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги противоправными в отношении неопределенного круга лиц. Обязать ответчика устранить допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил.

          В судебном заседании представитель истца Жакупова Г.Я., действующая по доверенности, исковые требования уточнила. В связи с тем, что ответчиком устранены все нарушения, просила признать противоправными действия ответчика, поскольку все-таки были нарушены права неопределенного круга потребителей и обязать довести до сведения населения через СМИ решение суда.

         Ответчик в судебном заседании исковые требования не признала, но не отрицала, что были допущены указанные нарушения, за что была привлечена к административной ответственности в виде штрафа. В настоящее время нарушения устранены. Парикмахерская оказывает услуги с января 2010 года.

         Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

         Миронова М.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 20 марта 2003 года (л.д. 26).

        16 мая 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Омской области было издано распоряжение о проведении проверки в отношении индивидуального предпринимателя Мироновой М.Н. (л.д. 10).

         В результате проведенной проверки 28 июня 2011 года было составлено предписание № 856 об устранении ИП Мироновой М.Н. в срок до 12 сентября 2011 года выявленных нарушений санитарного законодательства и устранения условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а именно: на одно рабочее место приобрести три набора инструментов; приобрести закрывающийся совок для остриженных волос; провести профилактическую дезинфекцию, включающую обеззараживание поверхностей помещения, воздуха; на имеющейся вывеске указать место нахождения (юридический адрес) исполнителя; организовать график проведения генеральных уборок, утвержденный администрацией; обеспечить на емкостях с дезинфицирующими растворами четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочего раствора; обеспечить соблюдение условий проведения профилактической дезинфекции инструментов для стрижки волос с применением химического метода, полное погружение инструментов в раствор, толщина раствора над поверхностью изделий не менее 1 см.; привить работников С., Г. против вирусного гепатита В., провести прививки против кори работнику Г.. Информацию о проведенных прививках зарегистрировать в личных медицинских книжках, сертификатах о профилактических прививках; организовать помещение для солярия (л.д. 16-17).

             Копию указанного предписания ответчик получила, о чем имеется отметка.

             В связи с выявленными нарушениями 28 июня 2011 года составлен протокол о привлечении ИП Мироновой М.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключающейся в нарушении указанных выше санитарно-эпидемиологических правил (л.д. 18-19).

             По данному факту от лица, привлекаемого к административной ответственности, были взяты объяснения, в которых она указывает, что с замечаниями согласна, обязуется устранить указанные нарушения в срок предписания (л.д.21).

             Постановлением № 1960/11 от 05 июля 2011 года ИП Миронова М.Н. признана виновной в совершении указанного правонарушения и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей (л.д. 22-23).

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 ФЗ от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 частью 2 данной статьи Закона предусматривает, что государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 1 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Согласно пункту 9.21 СанПин 2.1.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» для парикмахерских залов и кабинетов для маникюра, педикюра, пирсинга, пилинга, татуажа, косметических услуг должен быть определен минимальный набор типовых инструментов для обслуживания одного клиента. На одно рабочее место следует иметь не менее трех таких наборов.

           Пунктом 9.6 СанПин 2.1.1.2631-10 установлено, что остриженные волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно у кресла и складывают в герметические емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или мешки из крафт-бумаги), а затем мешок или пакет закрывают, перевязывают, хранят в подсобном помещении и удаляют (утилизируют) в установленном порядке.

            Пункт 9.1 СанПин 2.1.1.2631-10 устанавливает, что все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. В организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, необходимо осуществлять профилактическую дезинфекцию, включающую обеззараживание поверхностей помещения, мебели, оборудования, воздуха, инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе, а также дезинсекцию и дератизацию.

           Пункт 9.5 СанПин 2.1.1.2631-10 - не реже одного раза в неделю во всех помещениях должна быть проведена генеральная уборка в соответствии с графиком, утвержденным администрацией. Во время генеральной уборки моют и обрабатывают дезинфицирующими растворами стены, пол, плинтусы, двери, окна, мебель и оборудование.

           Пункт 3.3 СанПин 2.1.1.2631-10 - кабинеты - косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа – должны размещаться в отдельных помещениях.

           Пункт 9.28 СанПин 2.1.1.2631-10 - емкости с рабочими растворами средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочего раствора.

           Пунктом 3.4 СП 3.5.1375-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфикционной деятельности» установлено, что необходимо соблюдать условия проведения профилактической дезинфекции инструментов для стрижки волос с применением химического метода.

           Пунктом 18.3 СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» предусмотрено обязательное наличие у персонала профилактических прививок.

             Согласно статье 9 ФЗ «О защите прав потребителей» испонитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации и место ее нахождения.

Из исследованных выше доказательств следует, что ответчиком не выполнялись указанные пункты санитарно-эпидемиологических норм и правил и статья 9 ФЗ «О защите прав потребителей».

В настоящее время указанные нарушения ответчиком устранены в полном объеме, что подтверждается актом проверки от 15 сентября 2011 года № 3215 в/п (л.д. 35-37).

            В судебном заседании ответчик не отрицала, что данные нарушения имели место до их устранения.

В соответствии со статьей 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Оценивая все изложенное в совокупности, суд считает возможным признать противоправными действия ответчика при организации предоставления услуг населению в парикмахерской, расположенной по адресу: г.Омск, пр. Космический, 27 в период с 28 июня 2011 года (составление предписания) по 15 сентября 2011 года (момент устранения нарушений) в части нарушения требований санитарно-эпидемиологиче6ских правил к размещению, устройству, содержанию помещений и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские услуги. Также обязать ответчика довести до сведений потребителей через средства массовой информации решение суда в течение 15 дней со дня вступления его в законную силу.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Мироновой М.Н. при организации предоставления услуг населению в парикмахерской, расположенной по адресу: г. Омск, Космический проспект, 27, в период с 28 июня по 15 сентября 2011 года в части нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил к размещению, устройству, содержанию помещений и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

Обязать индивидуального предпринимателя Миронову М.Н. довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда в течение 15 дней со дня вступления его в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Мироновой М.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.

Решение в окончательной форме принято судом 26 сентября 2011 года.

Судья                                            И.Ю.Магденко

Решение не вступило в законную силу