Дело № 2-3095/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2011 года
Октябрьский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Глазковой Т.Г.
при секретаре судебного заседания Сызько Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ к ФКУ "ИК-12" УФСИН Росии по Омской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области, по результатам которой установлено что требования указанного законодательства соблюдаются не в полном объеме.
Проверкой установлено, что в ФКУ ИК - 12 УФСИН России по Омской области в эксплуатации находятся: паровые котлы ДКВР - 6,5/13 в количестве 3 шт., паровые котлы Е-1/9М в количестве 3 шт., паровой котел КЕ-4-1,4Р в количестве 1 шт.
Федеральным законом № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены опасные производственные объекты, к которым относятся указанные выше паровые котлы, функционирующие на территории ФКУ ИК - 12.
В соответствии с действующим законодательством опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1371 от 24.11.1998.
В нарушение требований ст. 2 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в ФКУ ИК - 12 отсутствует свидетельство о регистрации в государственном реестре опасного производственного объекта.
Кроме того, в нарушение ст. 9 «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта» Федерального закона № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в исправительном учреждении нет лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.
Таким образом, администрацией ФКУ ИК - 12 УФСИН России по Омской области допускаются нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, что может привести к возникновению угрозы жизни и привести к массовой гибели людей.
В этой связи, не принятие администрацией ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области мер по соблюдению промышленной безопасности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Просит обязать ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области принять меры по устранению нарушений требований промышленной безопасности.
В судебном заседании представитель истца – Маслов К.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Бухтиярова Е.Я. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ФКУ ИК-12, - участок транспортный и котельная - зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». К получению соответствующей лицензии меры предпринимаются, необходимо дополнительное время, как минимум до марта 2012 года.
Представитель УФСИН России по Омской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён судом надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. Об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в своё отсутствие не ходатайствовал. Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФСИН России по Омской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством <данные изъяты> Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к названному Федеральному закону.
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно п.п. 2, 4 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения исполняющие уголовные наказания обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Из устава ФГУ "ИК-12" УФСИН по Омской области следует, что одной из задач учреждения является обеспечение правопорядка и законности в «Учреждении», личной безопасности персонала, должностных лиц, граждан, находящихся на территории «Учреждения» и содержащихся в нем осужденных.
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ. Федеральной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации был изменен тип учреждения: федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 12» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» - на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области».
Проверкой установлено, что в ФКУ ИК - 12 УФСИН России по Омской области в эксплуатации находятся: паровые котлы ДКВР - 6,5/13 в количестве 3 шт., паровые котлы Е-1/9М в количестве 3 шт., паровой котел КЕ-4-1,4Р в количестве 1 шт. Деятельность, связанная с их эксплуатацией, отнесена Федеральным законом № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1371 от 24.11.1998.
Что касается требования о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, данное требование суд находит необоснованным, поскольку суду представлена копия свидетельства о регистрации №, выданного 02.03.2011 Кустовой инспекцией технического надзора ГУФСИН России по Новосибирской области. Согласно данному свидетельству, опасные производственные объекты, эксплуатируемые ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области, - участок транспортный, рег.номер: №, зарегистрирован 19.09.2000, котельная, рег.номер: №, зарегистрирован 22.11.2001, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Прокурор высказал сомнение в наличии у Кустовой инспекции технического надзора ГУФСИН России по Новосибирской области полномочий осуществлять регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности».
Судом получен ответ на запрос, согласно которому на основании Приказа Ростехнадзора № 606 от 04.09.2007г. в исполнении государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов участвуют несколько федеральных органов исполнительной власти, среди которых имеется и федеральная служба исполнения наказаний.
В целях реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» издан приказ ФСИН от 24 октября 2006г. №, в соответствии с которым Кустовая инспекция технического надзора ГУФСИН России по Новосибирской области уполномочена осуществлять регистрацию опасных производственных объектов расположенных в учреждениях УИС по Новосибирской, Омской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай.
Таким образом, в удовлетворении требования о возложении обязанности зарегистрировать эксплуатируемые ФКУ ИК-12 опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов суд решил отказать.
Требование о возложении обязанности получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта является обоснованным, поскольку в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 17 ФЗ от 08.08.2011 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <данные изъяты> деятельность по эксплуатации <данные изъяты><данные изъяты> взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Аналогичное положение содержит и пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, администрацией ФКУ ИК - 12 УФСИН России по Омской области допускаются нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности.
Администрация исправительного учреждения не предпринимает необходимых мер к устранению указанных нарушений.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, надлежит обязать ответчика принять меры по устранению нарушений требований промышленной безопасности, а именно: обеспечить личную безопасность осужденных и сотрудников исправительного учреждения путем получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта
Срок исполнения обязательства суд полагает целесообразным установить до конца первого квартала 2012 года, то есть до 31.03.2012.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ФКУ "ИК-12" УФСИН Росии по Омской области принять меры по устранению нарушений требований промышленной безопасности, а именно: обеспечить личную безопасность осужденных и сотрудников исправительного учреждения путем получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта в срок до 31 марта 2012 года.
В удовлетворении требования о возложении обязанности произвести регистрацию опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 03 октября 2011 года.
Судья ________________________ Т.Г. Глазкова