Дело № 2- 3901/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Магденко И.Ю.
при секретаре Гончаровой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 16 ноября 2011 года дело по иску Протасевич И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском, в котором указала, что 31 мая 2011 года обратилась к ответчику с кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда, которым за ней было признано право на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца. При обращении 31 мая 2011 года ей было предложено подписать заявление, в котором кроме просьбы о назначении пенсии, она указала на установление ей федеральной социальной доплаты к пенсии, поскольку ее размер составляет 1913 рублей 93 копейки, а согласно Закону «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума, размер которого в Омской области в 2011 году составляет 4710 рублей. Ни в июле, ни в августе федеральная социальная доплата ей выплачена не была, в связи с чем она обратилась с письменным заявлением о разъяснении причин отказа. 30 сентября 2011 года получила ответ, в котором было указано, что она не имеет право на указанную выплату. С позицией ответчика не согласна, так как она находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, фактически не работает, заработную плату не получает.
Просит обязать ответчика назначить ей федеральную социальную доплату к пенсии с июня 2011 года до 05 декабря 2012 года – до выхода на работу по окончанию отпуска по уходу за ребенком.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 34).
Представитель истца – Савиных Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что истец имеет право на установление федеральной социальной доплаты к пенсии, так как размер ее доходов состоит из пенсии 1913 рублей, пособия по уходу за ребенком 57 рублей 50 копеек и составляет менее прожиточного минимума.
Представитель ответчика – Дубровина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, пояснив, что истец не имеет право на назначение федеральной социальной доплаты, так как состоит в трудовых правоотношениях с работодателем, в период которых подлежит обязательному пенсионному страхованию. В этой связи не согласна с кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда, в соответствии с которым истцу была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, на которое подана надзорная жалоба в Верховный Суд РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионного дела истца, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 28 марта 2011 года Протасевич И.В. было отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью ее супруга П. 20 декабря 2010 года (л.д. 19-22).
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 04 мая 2011 года вышеуказанное решение суда было отменено, принято новое решение, которым Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска было обязано назначить Протасевич И.В. трудовую пенсию по случаю потери кормильца с 20 декабря 2010 года до дня ее выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком (л.д. 23-25).
Кассационным определением установлено, что фактически истец считается не работающей, поэтому должна быть социально обеспечена со стороны государства, в связи с чем имеет право на соответствующую пенсию.
31 мая 2011 года истец, имея копию кассационного определения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в котором одновременно просила установить ей федеральную социальную доплату к пенсии, если общая сумма ее материального обеспечения не достигает величины прожиточному минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (л.д. 8-9).
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска от 07 июня 2011 года № 272 истцу была назначена указанная пенсия с 20 декабря 2010 года, произведена единовременная выплата за истекший период, с 01 февраля 2011 года до настоящего времени размер пенсии, выплачиваемой истцу, составляет 1913 рублей 93 копейки (л.д. 27-28).
Суд не может согласиться с позицией ответчику, что истец не имеет право на установление ей федеральной социальной доплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Согласно приведенным нормам истец является пенсионером и в настоящее время не осуществляет трудовую деятельность, находится в отпуске по уходу за ребенком.
Указанные обстоятельства были установлены при рассмотрении спора между сторонами о праве истца на пенсию, именно они послужили основанием для назначения истцу пенсии в судебном порядке.
В связи с этим ссылка представителя ответчика на то, что истец, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не подлежит пенсионному обеспечению, принята судом во внимание быть не может.
Следовательно, нахождение истца в отпуске по уходу за ребенком с учетом установленных обстоятельств само по себе не может являться основанием для отказа в назначении ей федеральной социальной доплаты.
Пунктом 12 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2009 г. N 805н, предусмотрено, что пенсионеры обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через законного представителя, а также по почте путем подачи заявления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с приложением документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил.
Согласно пункту 15 Правил не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений о мерах социальной поддержки (помощи), установленной пенсионеру, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выносится решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии либо об отказе в ее установлении. В случае отказа в удовлетворении заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения уведомляет об этом пенсионера с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения.
В нарушение вышеприведенных положений действующих Правил, несмотря на наличие соответствующего заявления от истца, ответчиком не было принято ни решение об установлении ей федеральной социальной доплаты, ни об отказе в установлении таковой.
Соответственно материальное обеспечение истца ответчиком не проверялось, но указанное обстоятельства было исследовано судом в судебном заседании.
Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера осуществляется за календарный месяц, в котором поступило обращение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа гражданина от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Согласно пункту 17 федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением и со всеми необходимыми документами.
Заявление истцом об установлении федеральной социальной доплаты было подано 31 мая 2011 года, соответственно, подсчет общей суммы материального обеспечения истца должен осуществляется за май 2011 года.
Из представленных документов следует, что с 29 апреля 2010 года по 05 июня 2011 года истцу по месту работы в ОАО «ОТП Банк» был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В этот период истцу выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 40 % от среднемесячного заработка или 7222 рубля 17 копеек (л.д. 26).
С 06 июня 2011 года истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет сроком до 05 декабря 2012 года с выплатой ежемесячного пособия в размере 57 рублей 50 копеек (л.д. 5, 10).
Согласно Закону Омской области от 27 октября 2010 года № 1298-ОЗ величина прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2011 год установлена в размере 4710 рублей.
Следовательно, общая сумма материального обеспечения истца за май 2011 года составляла более величины прожиточного минимума с учетом пенсии в размере 1913 рублей 93 копейки и пособия на ребенка 7222 рубля 17 копеек.
В то же время уже в июне 2011 года общая сумма материального обеспечения истца значительно снизилась, так как с 06 июня 2011 года размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 57 рублей 50 копеек.
В июне 2011 года истцу было выплачено пособие в общей сумме 1251 рубль 61 копейку, в июле 2011 года – 57 рублей 50 копеек, что с учетом получаемой пенсии составляет меньше величины прожиточного минимума для пенсионеров в Омской области.
Как следует из положений пункта 19 Правил, размеры федеральных социальных доплат к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, при изменении (индексации) размеров денежных выплат, перечисленных в пункте 5 настоящих Правил, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в пункте 6 настоящих Правил.
Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении величины прожиточного минимума (размеров соответствующих выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки), влекущем увеличение размера федеральной социальной доплаты к пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором установлено (определено) указанное изменение.
Таким образом, при отсутствии у истца права на установление федеральной социальной доплаты с учетом ее материального обеспечения по состоянию на май 2011 года, такое право у нее возникло с учетом изменения материального обеспечения в июне 2011 года.
Следовательно, федеральная социальная доплата к пенсии истцу должна быть установлена с 01 июля 2011 года на срок, на который ей установлена пенсия в соответствии с действующим законодательством, как следует из пункта 18 Правил
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу надлежит возместить за счет ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска назначить Протасевич И.В. федеральную социальную доплату к пенсии с 01 июля 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу Протасевич И.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме принято судом 21 ноября 2011 года.
Судья И.Ю.Магденко Решение не вступило в законную силу.