2-3206/2011 Решение суда от 14.10.11 по иску Иванова А. С. к ТУ ФАУГИ о признании права собственности на квартиру



                                                                                                                     Дело № 2-3206/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Огарь Н. И.

при секретаре Московенко Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске                                        14.10.2011 г.

дело по иску Иванова А. С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской обл. о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований указал, что ОАО «Омскшина» ему предоставлена для проживания комната в общежитии по адресу: г. Омск, <адрес>, д. находящемся в федеральной собственности и переданном в распоряжение ОАО «Омскшина».

    В результате разногласий между собственниками федерального и муниципального имущества процедура передачи общежития в муниципальную собственность не произведена, общежитие до настоящего времени числится в реестре федерального имущества как объект федеральной собственности РФ, не включено в реестр муниципального имущества г. Омска.

    В комнате он проживает с апреля 2010 г. по настоящее время постоянно, оплачивает за жилое помещение и коммунальные услуги, производит ремонт. По независящим от него обстоятельствам, он не может реализовать свое право на приватизацию комнаты .

    Просит признать за ним право пользования комнатой в д. по <адрес> в г. Омске на условиях договора социального найма; признать за ним право собственности на комнату в порядке приватизации.

    В судебное заседание Иванов А. С. не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя (л.д. 74).

    Представитель истца Щенов Н. Л. в судебном заседании требования поддержал за исключением требования о признании за Ивановым А. С. права пользования комнатой на условиях договора социального найма как излишне заявленного, ссылается на него как на основание исковых требований.

    Представители ответчика ТУ ФАУГИ в Омской области Серкина Ю. С. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, дело просит рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 26-28).

    Представитель привлеченного судом в качестве соответчика ОАО «Омскшина» Чикишева О. А. о дате и времени судебного разбирательства извещена своевременно, просит дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 86).

    Представители третьего лица Администрации г. Омска и привлеченных судом в качестве третьих лиц Департамента жилищной политики администрации г. Омска, Департамента имущественных отношений администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены своевременно.

    Выслушав представителя истца Щенова Н. Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с 05.07.05 по 25.08.08 Иванов А. С. работал на ОАО «Омскшина», уволен по собственному желанию, что подтверждается справкой и копией трудовой книжки (л.д. 65, 75-77).

Общежитие по адресу <адрес>, д. в г. Омске находилось в федеральной собственности и на праве хозяйственного ведения ФГУП «Омскшина».

В 1992 г. при акционировании предприятия данное общежитие не вошло в состав приватизируемого имущества ОАО «Омскшина», не было передано в муниципальную собственность, осталось в пользовании и распоряжении ОАО «Омскшина».

31.03.2010 г. собственниками дома по <адрес> в г. Омске принято решение об избрании в качестве формы управления многоквартирным домом ООО «УК «Авангард» (л.д. 90-92), в связи с чем, здание общежития по <адрес>, д. на основании приказа генерального директора ОАО «Омскшина» № от 27.04.2010 г. списано с бухгалтерского баланса ОАО «Омскшина», что подтверждается актом (л.д. 93, 94).

В соответствии с постановлением Президиума профкома первичной профсоюзной организации ОАО «Омскшина» от 05.04.2010 г. № для организации оперативного и качественного обслуживания проживающих в общежитии работников ООО «УК «В. » резервные комнаты, в том числе, комната предоставлена УК, заключившей договор на обслуживание общежития по <адрес>, в г. Омске, и на основании приказа директора ООО «УК «В. » № от 01.04.2010 г. распределена <данные изъяты> ООО – Иванову А. С. (л.д. 99, 100).

01.04.2010 г. на основании договора найма жилого помещения, заключенного с ОАО «Омскшина» без указания срока, комната в общежитии предоставлена истцу для проживания (л.д. 95).

В общежитии Иванов А. С. зарегистрирован по месту пребывания на основании договора найма жилого помещения с 20.04.2010 г., что подтверждается свидетельством, копией лицевого счета, адресной справкой (л.д. 9, 11, 52).

Истец был зарегистрирован постоянно по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, д. с 22.06.2005 г. по 29.04.2011 г., принадлежащем в порядке наследования Щ. Н. Е. (л.д. 10, 101), что не препятствует ему осуществлению жилищных прав на спорное жилое помещение.

Комната свободна от прав третьих лиц, истец проживает в ней постоянно, оплачивает за жилье и коммунальные услуги (л. д. 29-35).

Иванов А. С. вселился в комнату не самовольно, на основании договора найма жилого помещения.

Поскольку общежитие относится к государственному жилищному фонду социального назначения, с момента вселения у истца возникли правоотношения пользования жилым помещением в общежитии на условиях договора социального найма, предметом которого является комната площадью <данные изъяты> кв. м. по следующим основаниям.

П. 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, введенной в действие с 01.01.1994 г., предусмотрено, что соответствующие органы местного самоуправления в срок не позднее шести месяцев со дня утверждения плана приватизации предприятия, обязаны принять на баланс объекты жилищного фонда, не включенные в уставный капитал приватизируемого предприятия, и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием – бывшим балансодержателем, предусматривающим его обязательства по содержанию объектов жилой и социально – бытовой сферы.

Вопрос передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № «О разграничении государственной собственности в РФ…», согласно п. 2 которого объекты государственной собственности, приведенные в приложении № к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Согласно п. 1 приложения № к муниципальной собственности отнесены объекты социально – культурного и коммунально – бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятия.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан, в т. ч. права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № «Об использовании объектов социально – культурного и коммунально – бытового назначения приватизируемых предприятий», п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально – культурного и коммунально – бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества.

Согласно по. 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № «О порядке передачи объектов социально – культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально – культурного и коммунально- бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Таким образом, в 1992 г. при приватизации предприятия ФГУП «Омскшина» общежитие по адресу: г. Омск, <адрес>, д. подлежало передаче в муниципальную собственность.

В результате разногласий между собственниками федерального и муниципального имущества процедура передачи общежития в муниципальную собственность не произведена, общежитие до настоящего времени числится в реестре федерального имущества как объект федеральной собственности РФ (л. д. 55, 88, 89), не включено в реестр муниципального имущества г. Омска (л. д.50). По этой же причине не принят акт об исключении общежития из специализированного жилищного фонда.

Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Постановленим Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 г.N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой" разъяснено, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» норму ст. 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.

Государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае – проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие ЖК РФ) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 01.03.2005 г.

Поскольку передача общежития по адресу: г. Омск, <адрес>, д. в муниципальную собственность является обязательной, невыполнение федеральными и муниципальными органами установленной законом обязанности по передаче общежития в муниципальную собственность не может препятствовать осуществлению истцом его законных прав, в т. ч. права на приватизацию жилого помещения.

К правоотношениям пользования истцом комнатой в д. по <адрес> в г. Омске применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении дома по <адрес> в г. Омске из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению истцом прав нанимателя спорного жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Иванов А. С., ранее не использовавший право бесплатной приватизации жилых помещений (л.д. 60, 61), не имеющий на праве собственности жилья (л. д. 68), вправе приобрести занимаемое им жилое помещение комнату в доме по <адрес> в г. Омске в собственность в порядке приватизации.

Согласно с ч.3 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В соответствии с Обзором судебной практики ВС РФ за второй квартал 2005 г., утвержденным Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005 г., в том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким – либо причинам они не переданы, и граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то такое право может быть признано за гражданином в судебном порядке.

Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей в соответствии со ст. 8 ГК РФ является судебное решение.

Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав может быть осуществлена путем признания права.

Поскольку комната не включена в реестр муниципального имущества, не принят акт об исключении общежития из специализированного жилищного фонда, истец, по независящим от него обстоятельствам не может во внесудебном порядке реализовать свое право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.

С учетом изложенного, за Ивановым А. С. следует признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <адрес>, дом , комната , общей площадью <данные изъяты> кв.м. в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за Ивановым А. С. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <адрес>, дом , комната № , общей площадью <данные изъяты> кв.м, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья         подпись                                                                                                      Н. И. Огарь

.

Мотивированное решение суда изготовлено 19.10.2011.