Дело № 2-4073/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г.Омска
в составе председательствующего судьи Шафоростовой Л.С.
при секретаре ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске 30 ноября 2011 года
гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа г.Омска в интересах государства и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о признании бездействия незаконным, об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального административного округа г.Омска в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать бездействие Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» по не устранению нарушений противопожарного законодательства незаконным. Просит также обязать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» в срок до 01 июля 2012 года устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать помещения по <адрес> в г.Омске автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать вышеуказанные помещения системой оповещения людей о пожаре;
- каркас подвесного потолка в коридоре 1-го этажа выполнить из негорючего материала;
- по указанному объекту недвижимости разработать декларацию пожарной безопасности. Взыскать с ответчиков государственную пошлину.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Центрального административного округа г.Омска с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора по ЦАО г.Омска проведена проверка соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности помещений, принадлежащих Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», по адресу: <адрес>, в ходе которой, выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Выявленные нарушения, в том числе отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку помещения СибГУФК относятся к объектам с массовым пребыванием людей. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился с вышеназванным иском.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г.Омска Маркова В.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» Соляртовская О.А. исковые требования прокурора признала. Признание иска ответчиком в соответствии со ст. 173 ГПК занесено в протокол и подписано представителем ответчика. Правовые последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, Соляртовской О.А. разъяснены.
В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права иных лиц.
Представитель Главного управления МЧС России по Омской области Барздун А.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещен надлежащим образом, имеется уведомление о получении судебной повестки.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке сторон, против чего участники процесса не возражают.
Заслушав пояснения сторон, третьего лица, показания свидетеля ..., изучив представленные доказательства и материалы дела, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что в соответствии с пунктом 1.4. Устава Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (СибГУФК), полномочия учредителя осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета, доводит лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету, другие бюджетные полномочия.
Положениями Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст. 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 20 Закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 21 Закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании установлено, что в помещении СибГУФК по <адрес> расположены 2 кафедры, используются 3 спортивных зала, тем самым, они являются местом с массовым пребыванием людей, что обуславливает необходимость принятия со стороны СибГУФК также мер по их антитеррористической защищенности.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Федеральным законом от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно статье 1 указанного закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно статьи 2 данного закона к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относится на ряду с прочими и приоритет мер по предупреждению терроризма.
Статьёй 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации, учреждения и предприятия обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС); планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной 13.10.2011 года прокуратурой Центрального административного округа г.Омска с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора по ЦАО г. Омска установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией, в помещениях не смонтирована система оповещения людей о пожаре - п. 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; п. 2 НПБ «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;
- каркас подвесного потолка в коридоре 1-го этажа выполнен из горючего материала -п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- не предусмотрена система дымоудаления в коридоре без естественного освещения, предназначенной для эвакуации более 50 человек-п.5.33 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»;
- на объекте не разработана декларация пожарной безопасности - ст.64 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Управлением ГПН ГУ МЧС России по Омской области в адрес СибГУФК вынесено 25.08.2010 года предписание № 1217/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до 01.08.2011 года.
В ходе проверки с 29.08.2011 года по 16.09.2011 года отделом государственного пожарного надзора по ЦАО г.Омска выявлены прежние нарушения, установлен факт невыполнения предписания № 1217/1/1 от 25.08.2010 года. По результатам проверки выдано предписание 1224/1/1-25.
Из пояснений представителя ответчика СибГУФК, показаний свидетеля ..., являющегося проректором по административно-хозяйственной работе, следует, что в комплексной программе развития университета на 2006-2010 года, в ежегодных планах работы предусмотрены в том числе мероприятия по проведению капитального ремонта здания, оборудования пожарной сигнализацией. До 2014 года Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации не гарантирует финансирование данных статей расхода, в связи с чем не исключена вероятность закрытия учебного заведения в августе 2012 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что СибГУФК не устранены выявленные Управлением ГПН ГУ МЧС России по Омской области нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, исковые требования прокурора Центрального административного округа г.Омска суд находит подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В связи с чем, суд считает возможным определить ответчикам срок для устранения в полном объеме выявленных нарушений пожарной безопасности – до 01 июля 2012 года, считая его разумным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере по <данные изъяты> рублей с каждого, поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от ее уплаты при подаче данного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» по не устранению нарушений противопожарного законодательства незаконным.
Обязать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» в срок до 01 июля 2012 года устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать помещения по <адрес> в г.Омске автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать вышеуказанные помещения системой оповещения людей о пожаре;
- каркас подвесного потолка в коридоре 1-го этажа выполнить из негорючего материала;
- по указанному объекту недвижимости разработать декларацию пожарной безопасности.
Взыскать с Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» государственную пошлину в местный бюджет по <данные изъяты> рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд г.Омска в течение 10 дней.
Судья п/п Шафоростова Л.С.
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2011 г.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: