Дело № 2-3996/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Огарь Н. И.
при секретаре Чернаковой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 27.12.2011 г.
дело по иску Романова В. Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской обл. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Романов В.Н. обратился с вышеназванным иском, просит признать за ним право собственности на жилое помещение – комнату № в доме № по <адрес> в г. Омске в порядке приватизации.
В обоснование иска указал, что на основании договора найма жилого помещения от 01.04.2010 г. ОАО «Омскшина» ему предоставлена для проживания комната № в общежитии по адресу: г. Омск, <адрес>, д. №, находящемся в федеральной собственности.
Комната предоставлена на основании постановления президиума профкома первичной профсоюзной организации ОАО «Омскшина» № № от 08.10.2010 г.
В комнате № он проживает с 21.04.2010 г. по настоящее время, оплачивает за жилое помещение и коммунальные услуги, производит ремонт. По независящим от него обстоятельствам, он не может реализовать свое право на приватизацию комнаты №.
После акционирования ПО «Омскшина» здание не было передано в муниципальную собственность в результате разногласий между собственниками государственного и муниципального имущества, и находится в собственности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской обл.
К правоотношениям по пользованию истцом жилым помещением в силу положений ст.7 ФЗ ««О введении в действие ЖК РФ» применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Он вселён в комнату № дома № по <адрес> в г. Омске на законных основаниях, исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, комната является местом его постоянного проживания.
Невыполнение федеральными и муниципальными органами установленной законом обязанности по передаче общежития в муниципальную собственность, не может препятствовать осуществлению истцом его права на приватизацию жилого помещения.
В судебное заседание Романов В.Н. не явился, о дне судебного разбирательства извещён.
Его представитель Щенов Н.Л. исковые требования поддержал полностью.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.
Представитель третьих лиц Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска А. С. Чеснокова М.А. считает иск необоснованным, поскольку Романов В.Н. имеет в собственности жилое помещение, не является малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в очереди на получение жилого помещения на условиях договора социального найма не состоит.
Представители третьих лиц Департамента имущественных Администрации г. Омска, ОАО «Омскшина», ООО «УК «Авангард» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно.
Выслушав представителя истца –Щенова Н.Л., представителя Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска А. С. Чеснокову М.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что общежитие по адресу <адрес>, д. № в г. Омске находилось в федеральной собственности и на праве хозяйственного ведения ФГУП «Омскшина».
В 1992 г. при акционировании предприятия данное общежитие не вошло в состав приватизируемого имущества ОАО «Омскшина», не было передано в муниципальную собственность, не заключены договоры собственником указанного объекта с предприятием по его содержанию, однако, осталось в пользовании и распоряжении ОАО «Омскшина».
Фактически, ОАО «Омскшина» до 27 апреля 2010 г. осуществляло функции по содержанию общежития и распоряжению им, использовало его для проживания работников ОАО «Омскшина», содержало штат работников (заведующего общежитием и др.) до определённого времени, против чего Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, а также муниципальные органы не возражали.
Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, введенной в действие с 01.01.1994 г., предусмотрено, что соответствующие органы местного самоуправления в срок не позднее шести месяцев со дня утверждения плана приватизации предприятия, обязаны принять на баланс объекты жилищного фонда, не включенные в уставный капитал приватизируемого предприятия, и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием – бывшим балансодержателем, предусматривающим его обязательства по содержанию объектов жилой и социально – бытовой сферы.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ…», согласно п. 2 которого объекты государственной собственности, приведенные в приложении № 3 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Согласно п. 1 приложения № 3, к муниципальной собственности отнесены объекты социально – культурного и коммунально – бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятия.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541 – 1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан, в т. ч. права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 2 «Об использовании объектов социально – культурного и коммунально – бытового назначения приватизируемых предприятий», п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 235 передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально – культурного и коммунально – бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества.
Согласно по. 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально – культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально – культурного и коммунально- бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Таким образом, утвержденный в 1992 г. план приватизации ОАО «Омскшина» являлся решением о передаче общежития по адресу: г. Омск, <адрес>, д. № в муниципальную собственность.
В результате разногласий между федеральным и муниципальным собственником процедура передачи общежития в муниципальную собственность не произведена, общежитие до настоящего времени числится в реестре федерального имущества как объект федеральной собственности РФ и не включено в реестр муниципального имущества г. Омска. По этой же причине не принят акт об исключении общежития из специализированного жилищного фонда.
Поскольку передача общежития по адресу: г. Омск, <адрес>, д. № в муниципальную собственность являлась обязательной, невыполнение федеральными и муниципальными органами установленной законом обязанности по передаче общежития в муниципальную собственность не препятствовала гражданам, вселённым и проживающим в общежитие в установленном законом порядке, осуществлению их законных прав, в т. ч. права на приватизацию жилого помещения.
В период 2009 - 2011 годы в судебном порядке за гражданами, вселёнными в общежитие в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Омскшина», признано право собственности в порядке приватизации на занимаемые ими комнаты с применением положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», на основании решений суда проведена государственная регистрация права собственности на жилые помещения (л.д.113-204).
Согласно ст.7 указанного ФЗ, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 11.04.2011 г. № 4-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой», положения указанной статьи подлежат применению и в тех случаях, когда жилые помещения в общежитиях были предоставлены гражданам после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых находятся эти жилые помещения, переданы в введение органов местного самоуправления также после указанной даты.
Из содержания названного Постановления Конституционного суда РФ следует, что проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - как субъекты жилищных правоотношений подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
И эти жилые помещения должны быть предоставлены гражданам на законных основаниях.
Вместе с тем, доказательств того, что Романов В.Н. на законных основаниях вселился в спорное жилое помещение, последний, а также его представитель Щенов Н.Л. суду не представили.
Из материалов дела следует, что в комната № дома № по <адрес> предоставлена Романову В.Н. для проживания на основании договора найма жилого помещения от 01.04.2010 г., заключённого между ним и ОАО «Омскшина» (л.д.6).
В апреле 2010 г. Романов В.Н. вселился в указанную комнату, проживает в ней, несёт обязанности по оплате за жильё и коммунальные услуги.
Из договора найма жилого помещения от 01.04.2010 г. не следует, что он носит бессрочный характер.
В соответствии со ст.431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Из содержания п.2.1.2 договора от 01.04.2010 г. следует, что жилое помещение предоставляется Романову В.Н. в сроки, установленные настоящим договором найма. Сдача в наем жилого помещения не влечёт передачу права собственности на него (п.1.2 договора). На период действия настоящего договора найма производится регистрация по месту пребывания нанимателя, а также совместно проживающего с ним лица (п.2.1.4). По окончанию срока действия договора найма жилого помещения, он прекращает своё действие. При необходимости нанимателя в дальнейшем найме жилого помещения с ним может быть заключён договора найма на новый срок.
В договоре найма жилого помещения от 01.04.2010 г. срок окончания действия договора не указан.
Судом установлено, что по состоянию на начало апреля 2010 г. в доме № по <адрес> в собственность граждан в порядке приватизации передана значительная часть жилых помещений, за исключением нескольких, в том числе комнат № № №. После передачи жилых помещений в собственность граждан, здание, расположенное по адресу: г. Омск, <адрес>, дом №, фактически общежитием не являлось.
Решением общего собрания собственников указанного многоквартирного дома от 31.03.2010 г., выбран способ управления многоквартирным домом в виде управления управляющей компанией, выбрана управляющая компания «Авангард» (л.д.30-32).
01.05.2010 г. между собственниками помещений многоквартирного дома № по <адрес> и ООО «Управляющая компания «Авангард» заключён договор управления домом сроком на один год (л.д.87-90).
На основании приказа генерального директора ОАО «Омскшина» от 27.04.2010 г. № № и акта о списании объекта основных средств от 27.04.2010 г. здание общежития по <адрес>, дом № списано с бухгалтерского баланса ОАО «Омскшина» объектов основных средств (л.д.33,34).
Постановлением президиума профкома ОАО «Омскшина» от 05.04.2010 г. «О внесении дополнений в постановление президиума № № от 08.10.2009 г.» для организации оперативного и качественного обслуживания проживающих в общежитии работников общества предоставлены резервные комнаты в количестве пяти штук (№ № №) Управляющей компании, заключившей договор на обслуживание данного объекта (л.д.39).
Приказом № № резервная комната № № общежития № № распределена слесарю-сантехнику ООО «УК «Авангард» Романову В.Н.(л.д.12).
Романов В.Н. по акту приёма-передачи от 01.04.2010 г. принял комнату (л.д.13), был зарегистрирован в ней по месту пребывания в период с 21.04.2010 г. по 31.12.2010 г., что подтверждается свидетельством (л.д.10).
Из справки, представленной ОАО «Омскшина», следует, что Романову В.Н. комната № предоставлена в целях проживания с правом регистрации по месту пребывания (л.д.14).
Романов В.Н. не состоял в трудовых отношениях с ОАО «Омскшина».
Из пояснений представителя ООО «УК «Авангард» Русиновой Т.А., Романов В.Н. работал в управляющей компании по совместительству в 2009 г.-2010 г., в настоящее время в трудовых отношениях не состоит (л.д.103 –прот.с/з-обр.стор).
Вместе с тем, документов, подтверждающих работу по совместительству, представителем ООО «УК «Авангард» суду не представлено.
Таким образом, при толковании условий договора найма жилого помещения от 01.04.2010 г., суд учитывает буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений, а также учитывает волю ОАО «Омскшина» о предоставлении комнаты № Управляющей компании для организации оперативного и качественного обслуживания проживающих в общежитии работников общества, обстоятельства, при которых заключён договор, и считает, что договор найма комнаты № заключён на срок действия договора управления многоквартирным домом, заключённым 01.05.2010 г. между собственниками помещений многоквартирного дома № по <адрес> и ООО «УК «Авангард» сроком на один год. Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что договор найма комнаты № носит временный характер.
Согласно частей 1-3 ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.
Комната №, находящаяся в собственности РФ и подлежащая передаче в муниципальную собственность, о чём изложено ранее, могла быть передана Романову В.Н. на условиях договора социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Вместе с тем, Романов В.Н., в силу ст.51 ЖК РФ, не является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку он имеет в собственности <данные изъяты> квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, дом №, квартира №, что подтверждается договором купли-продажи от 30.11.1994 г.(л.д.59).
Согласно копии лицевого счёта, зарегистрирован он по месту жительства в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, вместе с ним зарегистрирована его супруга, иных лиц, зарегистрированных в данной квартире по месту жительства, не имеется (л.д.62).
В соответствии с требованиями ст.50 ЖК РФ, постановления Мэра города Омска от 6 мая 2005 г. N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", которым установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м, исходя из размера общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Романову В.Н., равной <данные изъяты> кв.м, он обеспечен жилой площадью, отсутствуют основания для принятия Романова В.Н. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ответом директора Департамента жилищной политики Администрации г.Омска подтверждается, что Романов В.Н. на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит (л.д.74).
Таким образом, оснований, предусмотренных ЖК РФ, для предоставления Романову В.Н. комнаты № в доме 22 по <адрес> по договору социального найма, не имеется.
Из изложенного следует, что Романов В.Н. в общежитие в установленном законом порядке не вселялся, право пользования комнатой № на условиях договора социального найма не приобрёл, право на приватизацию данного жилого помещения не имеет.
В связи с чем, исковые требования Романова В.Н. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Романову В. Н. в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней или в апелляционном порядке в течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись Н. И. Огарь