2-173/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2012 года
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Глазковой Т.Г.,
при секретаре Солодкевич О.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Прокурор ОАО г. Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обучающихся к БОУ г. Омска СОШ № 45" департаменту образования Администрации г. Омска - о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства об образовании и о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска проведена проверка исполнения законодательства об образовании, а также о противодействии терроризму в деятельности БОУ г. Омска СОШ № 45" (далее БОУ «СОШ № 45»). В ходе проверки было установлено, что ограждение БОУ «СОШ № 45», осуществляющего образовательную деятельность по адресу: г. Омск ул. <адрес> имеет множество повреждений, а именно: в 34 пролетах имеются повреждения различного рода, в том числе отсутствуют 8 пролетов. Со стороны ул. <адрес> отсутствуют ворота, а также по периметру ограждения отсутствуют четыре калитки для прохода граждан.
Просит обязать БОУ г. Омска СОШ № 45" департамент образования Администрации г. Омска выполнить полное ограждение территории учреждения в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Маркова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика БОУ «СОШ № 45» в судебном заседании признала, что целостность ограждения вокруг школы нарушена, нуждается в восстановлении. Ограждение было установлено ещё при постройке школы, более 40 лет назад. Плана ограждения нет, однако размер разрывов между некоторыми пролетами очевидно подразумевает, что в ограждении должны быть 4 калитки и 2 ворот. Одни ворота были изготовлены и установлены за счёт средств родителей учеников. Указала, что если будут выделены средства, то ограждение будет установлено. В плане проведения ремонтных работ на 2012 год по муниципальным образовательным учреждениям, подведомственным департаменту образования, дата финансирования БОУ «СОШ № 45» указана апрель 2012 года.
Представитель ответчика Департамента образования администрации г.Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 23.01.2012 представитель Департамента образования Лаврентьева О.В., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв (л.д.61), согласно которому Администрация г. Омска относится к числу главных распорядителей средств бюджета, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов. Обязанность по осуществлению финансирования восстановления ограждения вокруг школы должна быть возложена на Департамент.
В судебном заседании 06.02.2012 года представитель Департамента образования Ефременко Д.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что требования к параметрам ограждения не установлены ни одним нормативным актом. Также пояснил, что Управлением Роспотребнадзора по Омской области была проведена проверка соблюдения школой требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, нарушений в отношении ограждения не выявлено.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика БОУ «СОШ № 45», главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Омской области СИА., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
В ч. 2 ст. 5 Закона «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В силу п.п. 1,3,4 п. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Пунктом 3.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
Из акта Управления Роспотребнадзора по Омской области № № от 08.12.2011 о проверке Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45» следует, что «территория школы имеет частичное ограждение», в связи с чем доводы представителя Департамента образования Администрации г. Омска о невыявлении в организации ограждения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Омской области, являются необоснованными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма. Постановлением Администрации г. Омска от 23.10.2009 № 821-п одобрена программа действий <данные изъяты>
<данные изъяты><данные изъяты>
по социально-экономическому развитию г. Омска на среднесрочную перспективу (2009-2012г). Целью политики Администрации города Омска в сфере общественной безопасности и правопорядка в данной программе указано создание условий и поддержка в обеспечении общественной безопасности и правопорядка на территории города Омска.
Основными задачами, направленными на достижение указанной цели, являются (в том числе) проведение ремонта, восстановление ограждений территорий муниципальных учреждений социальной сферы.
На основании имеющихся в материалах дела результатов обследования установлено, что территория Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45» ограждена забором. Однако указанное ограждение имеет множество повреждений, а именно в 32 пролетах имеются повреждения различного рода, в том числе отсутствуют 8 пролетов. Кроме того установлено, что со стороны ул. <адрес> отсутствуют ворота, а также по периметру ограждения отсутствуют 4 калитки для прохода граждан.
Очевидно, что отсутствие целостности ограждения свидетельствует об отсутствии ограждения как такового применительно к требованиям Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, поскольку не обеспечивается безопасность учащихся во время пребывания в указанном учреждении, существует возможность проникновения на территорию учреждения посторонних лиц, в том числе свободного проезда транспорта по территории двора.
БОУ «СОШ № 45» в соответствии с пунктами 1.5, 1.6 своего Устава является юридическим лицом и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 1.3 Устава учредителем БОУ «СОШ № 45» является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя БОУ «СОШ № 45» осуществляет уполномоченный органом местного самоуправления департамент образования Администрации города Омска.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме и обязать учреждение принять меры по устранению нарушений законодательства об образовании и о противодействии терроризму. Отсутствие соответствующего ограждения территории образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса и не создает условия должного препятствования для доступа посторонних лиц к учреждению.
Поскольку учредителем учреждения является Департамент образования администрации г.Омска, которое непосредственно участвует в финансировании учреждения, то суд считает необходимым возложить и на учредителя как главного распорядителя бюджетных средств обязанность осуществить финансирование для выполнения полного ограждения территории учреждения в соответствии с действующим законодательством.
Срок для устранения допущенных нарушений законодательства суд устанавливает по соглашению сторон до 01 сентября 2012 года.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Прокурор ОАО г. Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних обучающихся к БОУ г. Омска СОШ № 45", департаменту образования Администрации г. Омска.
Обязать БОУ г. Омска СОШ № 45" в срок до 01 сентября 2012 года принять меры по выполнению полного ограждения территории БОУ г. Омска СОШ № 45" расположенного по адресу: г<адрес>
Обязать Департамент образования администрации г. Омска как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование для выполнения в срок до 01 сентября 2012 года полного ограждения территории БОУ г. Омска СОШ № 45" расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 февраля 2012 года.
Судья ______________________ Т.Г. Глазкова