Дело № 2-922/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28.02.2012 года. Октябрьский районный суд города Омска в составе
председательствующего Долгих К.С.
прокурора Марковой В.В.
при секретаре Шевченко Г.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске
гражданское дело по заявлению Ширшова В.И. о защите избирательных прав, суд
У с т а н о в и л:
Ширшов В.И. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав.
В обоснование заявленных требований указал, что 15.02.2012 года кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеевым С.И. был распространен агитационный печатный материал с названием «Я не врач, но рекомендую лечиться рационально» (листовка формата А4). Агитационный материал был изготовлен ООО «Омскбланкиздат» (юридический адрес: <адрес>) по заказу кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеева С.И., тираж 18000 экземпляров. О факте изготовления и начале распространения агитационного печатного материала была уведомлена Октябрьская окружная избирательная комиссия.
Агитационный материал содержит таблицу, в которой Терлеев С.И. сравнивает 44 лекарственных препарата различных фармацевтических организаций по следующим основаниям: цена препарата; качество препаратов, а также дает свою оценку преимуществам и недостатков препаратов, что выражено в таблице и в предисловии к таблице: «Преимущество дорогих лекарств – в степени очистки, в добавках, влияющих на продолжительность действия основного вещества».
Данные выводы приведены Терлеевым С.И. в своем агитационном печатном материале без ссылки на источник сведений об исследовании лекарственных препаратов, о субъекте и заказчике проведения таких исследований, что позволяет сделать вывод о том, что Терлеев С.И. использовал результаты фармакологических, экономических и иных исследований с нарушением требований законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности, несоблюдение которых является основанием для аннулирования регистрации кандидата. Исключительные права на торговый знак лекарственного препарата «Виагра» принадлежат корпорации Pfizer Inc.(USA). В сопроводительном письме в Октябрьскую окружную избирательную комиссию о начале распространения агитационного материала договор использования торгового знака отсутствует.
Помимо нарушения прав интеллектуальной собственности Терлеев С.И. также использует в своем агитационном печатном материале наименования зарегистрированных торговых марок ведущих фармацевтических компаний мира, что согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» является рекламой таких торговых марок.
В частности, использование известности лекарственного препарата «Виагра» ведет к увеличению узнаваемости и избираемости (рейтингу) кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеева С.И.
По мнению заявителя, распространение указанного агитационного материала, изготовленного с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности, а также содержащего коммерческую рекламу, тиражом в 18000 экземпляров, может повлиять на результаты голосования в пользу Терлеева С.И. и увеличивает шансы последнего стать депутатом Омского городского Совета пятого созыва.
Таким образом, действия кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеева С.И нарушают равенство всех кандидатов, следовательно, нормы статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закрепляющую для всех кандидатов в депутаты равные права на участие в выборах.
В соответствии со статьей 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Статья 56 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает агитацию, нарушающую законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также прямо запрещает коммерческую рекламу в агитационных материалах.
В агитационном материале сравниваются различные лекарственные препараты по ценовым категориям (дорогой и дешевый вариант с указанием конкретных цен), что фактически является коммерческой рекламой, так как у людей, прочитавших агитационный материал, формируется мнение в пользу покупки того или иного лекарственного препарата.
Поскольку тираж агитационной листовки составляет 18000 экземпляров, целевой охват жителей города Омска значительно большой, минимум 18000 жителей города. В результате распространения такого большого тиража агитационного материала организациям, обладающим исключительными правами на товарный знак более дорогих марок, наносится материальный ущерб, так как реклама, содержащаяся в агитационном материале Терлеева С.И., содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Последнее признается недобросовестной рекламой.
По мнению заявителя, кандидат в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеев С.И. многократно нарушил Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
1. Популярность названных лекарственных препаратов, используемых кандидатом в агитационном материале, по известности превосходит популярность кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеева С.И., который использовал наименования торговых марок известных лекарственных препаратов для повышения своего рейтинга (узнаваемости и избираемости) среди избирателей своего избирательного округа.
2. Кандидат не получил согласие на публикацию товарных знаков в своем агитационном материале с организациями, владеющими исключительными правами на использование вышеуказанных товарных знаков.
3. Кандидат разместил коммерческую рекламу в своем агитационном материале, а именно:
- таблицу коммерческих торговых марок лекарственных средств с указанием их стоимости и преимущества этих средств по сравнению с другими;
- предложил избирателям задуматься над выбором лекарственных средств и учитывать зависимость формирования цены от их производителя. Таблица в агитационном материале содержит некорректные сравнения рекламируемых товаров без учета мнения владельцев товарных знаков и побуждает избирателя покупать определенные товары.
На основании изложенного просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеева Сергея Ивановича.
В судебном заседании заявитель Ширшов В.И. участия не принимал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Его представитель Власов Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 Гончаров В.Н. в судебном заседании требования не признал, указав, что данный агитационный материал был изготовлен и распространен кандидатом Терлеевым С.И. без каких-либо нарушений действующего законодательства об интеллектуальной собственности, коммерческой рекламы не содержит, оснований для отмены регистрации не усматривается.
Терлеев С.И. в судебном заседании участия не принимал.
Его представитель Витюгов А.С. в судебном заседании требования не признал, дав аналогичные пояснения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Марковой В.В., полагавшей заявленные требования оставить без удовлетворения, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Из этого конституционного принципа вытекает, что высшим непосредственным выражением власти народа могут считаться только те выборы, которые проведены в условиях, обеспечивающих, свободное волеизъявление граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункты 1 и 2 статьи 32 названного Закона).
Закон Омской области от 7 июля 2003 года N 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» устанавливает порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления Омской области.
Решением Омской городской избирательной комиссии от 8 декабря 2011 года № 13-55 утвержден Порядок выдвижения и регистрации кандидатов по одномандатным округам на выборах депутатов Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года.
Решением Омской городской избирательной комиссии от 23 декабря 2011 года № 15-69 сформирована Октябрьская окружная комиссия № 7 для подготовки и проведения выборов депутатов Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года.
В судебном заседании установлено, что решением Октябрьской окружной избирательной комиссии № 7 от 26 января 2012 года № 23 Терлеев Сергей Иванович зарегистрирован кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16.
Заявитель Ширшов Владимир Ильич также является зарегистрированным кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16.
Согласно пункту 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы (пункты 2 и 3 статьи 54 названного Закона).
Из материалов дела следует, что кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеевым С.И. был распространен агитационный печатный материал с названием «Я не врач, но рекомендую лечиться рационально» (листовка формата А4).
Агитационный материал был изготовлен ООО «Омскбланкиздат» (юридический адрес: <адрес>) по его заказу, тираж составил 18000 экземпляров.
О факте изготовления и начале распространения агитационного печатного материала Октябрьская окружная избирательная комиссия № 7 была уведомлена надлежащим образом.
Указанный агитационный материал представляет собой таблицу, в которой приведены 44 наименования лекарственных препаратов с указанием их средней цены по городу Омску.
Заявитель Ширшов В.И. ссылается на допущенные Терлеевым С.И. нарушения законодательства РФ об интеллектуальной собственности, а также на то обстоятельство, что данный агитационный материал содержит коммерческую рекламу.
Суд не может согласиться с доводами заявителя по следующим основаниям.
В силу положений подпункта «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона, запрещающим агитацию, которая нарушает законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Кроме того, агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (пункт 5.1 статьи 56 названного Закона).
Оценив представленный агитационный материал, суд приходит к выводу о том, что со стороны кандидата Терлеева С.И. не усматривается каких-либо нарушений действующего законодательства РФ об интеллектуальной собственности.
В силу положений статьи 1482 Гражданского кодекса РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Согласно статьи 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Из агитационного материала усматривается, что кандидат Терлеев С.И. лишь указывает о наличии определенных лекарственных препаратов, а также на их реальные цены в городе Омске.
При этом он приводит только их названия, не сравнивая качество указанных лекарств, и ссылаясь на информацию из Интернета.
Кроме того, Терлеев С.И. не агитирует граждан использовать тот либо иной лекарственный препарат, а призывает сделать выбор, посоветовавшись с врачом.
По мнению суда, упоминание зарегистрированным кандидатом названий различных лекарств в представленной листовке не может быть расценено как незаконное использование зарегистрированного товарного знака.
Таким образом, суд не усматривает со стороны Терлеева С.И. нарушений в сфере интеллектуальной собственности, регулируемой частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя.
Доводы Ширшова В.И. о том, что в агитационном материале Терлеева С.И. содержится коммерческая реклама также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Агитационная деятельность носит целевой характер, что предполагает ограниченность ее содержания, которое должно непосредственно характеризовать кандидата и его позицию. В этой связи закон запрещает включение в состав агитационных материалов коммерческой рекламы.
Коммерческая реклама непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, то есть с деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что кандидатом Терлеевым С.И. получена какая-нибудь прибыль от опубликованных агитационных материалов, заявителем Ширшовым В.И. в судебном заседании не представлено.
Кроме того, сравнительный анализ цен на лекарственные препараты, приведенный Терлеевым С.И., взят из общедоступных источников, не содержит никаких выводов о том, что какое-либо из лекарств обладает определенными преимуществами перед аналогами.
Вышеприведенные обстоятельства не могут свидетельствовать о допущенных кандидатом в депутаты Терлеевым С.И. нарушениях избирательного законодательства, влекущих правовые последствия в виде отмены его регистрации, а также о нарушениях избирательных прав заявителя Ширшова В.И.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.
Поскольку в ходе рассмотрения спора правовых оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Терлеева С.И. не установлено, суд в удовлетворении требований заявителя отказывает.
Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ширшова В.И. о защите избирательных прав – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течение 5 дней.
Судья: