2-450/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2012 года
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Глазковой Т.Г..,
при секретаре судебного заседания Солодкевич О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело
истец: прокурор ОАО г. Омска
ответчик: ИП Матвеева В.С. (представитель – Федоров А.А.)
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (представитель – Азамаева О.Н.)
заявленное требование: признать незаконной деятельность ИП Матвеевой В.С. по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ – помещения мойки, размещенного по адресу: г. Омск, <адрес>, без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области; приостановить эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ИП Матвеевой В.С. – помещения мойки, размещенного по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой соблюдения ИП Матвеевой В.С. требований законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ИП Матвеева В.С. является собственником земельного участка, местоположение которого установлено в 15 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <адрес> Деятельность ИП Матвеевой В.С. заключается в предоставлении автоуслуг в помещении автомойки «<данные изъяты>», расположенной на указанном земельном участке. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ИП Матвеевой В.С. не проводилась, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработан, в связи с чем в настоящее время выброс вредных (загрязняющих) веществ при оказании автоуслуг в помещении автомойки осуществляется без разрешения уполномоченного органа, которым является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Маркова В.В. в судебном заседании подержала заявленные требования.
Ответчик Матвеева В.С. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Матвеевой В.С. – Федоров А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании признал исковые требования, пояснил, что нарушения были допущены из-за незнания требований законодательства. В настоящее время меры к устранению предприняты.
Предствитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Азамаева О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не имела возражений по существу исковых требований. Подтвердила, что ответчиком предприняты все необходимые меры для устранения нарушений в кратчайший срок. В настоящее время разрешение на выбросы не выдано, поскольку идёт оформление предшествующих документов.
Выслушав участков процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него).
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдаёт разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством (пп.10 п.12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утверждённого указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8).
В судебном заседании установлено, что индивидуальный предприниматель Матвеева В.С. с 2010 года по настоящее время является собственником земельного участка, местоположение которого установлено в 15 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <адрес>. Деятельность ИП Матвеевой В.С. заключается в предоставлении автоуслуг в помещении автомойки «На Кирова», расположенной на указанном земельном участке. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ИП Матвеевой В.С. не проводилась. Разрешение на выброс вредных веществ у ИП Матвеевой В.С. отсутствует, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.
Таким образом, для данного источника выбросов в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями Федорова А.А., представляющего на основании доверенности интересы ИП Матвеевой В.С., и фактически осуществляющего управление автомойкой.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Неполучение ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможному превышению источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
На основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если её приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Ответчиком не представлено суду доказательств того, что приостановление ИП Матвеевой В.С. деятельности, влекущей выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, будет противоречить общественным интересам. В связи с этим подлежат удовлетворению исковые требования о приостановлении эксплуатации ответчиком помещения автомойки до устранения нарушений требований в области охраны окружающей среды.
Иск предъявлен в Октябрьский районный суд г.Омска в соответствии со ст.28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по месту нахождения ответчика.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
признать незаконной деятельность ИП Матвеева В.С. по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ – помещения автомойки, размещенного по адресу: г. Омск, <адрес> без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области;
приостановить эксплуатацию ИП Матвеева В.С. стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – помещения автомойки, размещенного по адресу: г. Омск, <адрес>, до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с ИП Матвеева В.С. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05 марта 2012 года.
Судья: Т.Г. Глазкова