2-742/2012 Решение от 01.03.2012г. по иску Прокурора ОАО г. Омска к БУК г. Омска `ДК им. В.Е. Часницкого` и др.



2-742/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2012 года

Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Глазковой Т.Г.,

при секретаре Солодкевич О.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчикам: бюджетному учреждению культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого», Администрации г. Омска, департаменту культуры Администрации г. Омска, третьему лицу Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Октябрьского административного округа предъявил в Октябрьском районном суде города Омска вышеуказанное исковое заявление в защиту неопределённого круга лиц, в котором просил возложить на бюджетное учреждение культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого», Администрацию г. Омска, департамент культуры Администрации г. Омска обязанность устранить нарушения противопожарного законодательства в срок до 01 июня 2012 года.

В обоснование иска указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска установлено, что бюджетное учреждение культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого» эксплуатирует здание, расположенное по адресу: г. Омск <адрес>, в условиях многочисленных нарушений правил и норм пожарной безопасности. Выявленные нарушения в случае возникновения пожара могут повлечь гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, поскольку здание, расположенное по адресу: г. Омск <адрес> относится к объектам, имеющим повышенную пожарную опасность.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Маркова В.В. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика бюджетного учреждения культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого» Заливина Т.В. в судебном заседании признала, что имеются нарушения требований пожарной безопасности. В настоящее время меры к устранению нарушений предпринимаются, однако финансирование недостаточное.

Представитель ответчика Администрации г. Омска Яковлев К.А. в судебном заседании пояснил, что Администрация г. Омска исковые требования не признаёт. Полагает, что прокурор пытается привлечь Администрацию г. Омска к субсидиарной ответственности, что не предусмотрено положениями действующего законодательства.

Представитель ответчика Департамента культуры Администрации г. Омска Сипатин А.В. в судебном заседании пояснил, что в здании, эксплуатируемом бюджетным учреждением культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого», имеются нарушения требований пожарной безопасности. Устраняться нарушения будут по мере поступления финансирования во 2-м, 3-м квартале 2012 года.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области Васарман Д.Л. в судебном заседании пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности имеются, неоднократно выдавались предписания об их устранении.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из правоотношений, в том числе, в области промышленной и пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35 ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритете мер предупреждения терроризма. При этом выполнение требований пожарной безопасности является одним из важнейших элементов защиты от террористического акта и минимизации его последствий.

Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

ППБ 01-03 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ППБ 01-03 также установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Положениями ФЗ № 69 (статья 37) и ППБ 01-03 (пункт 10) на собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководителей организаций возложена обязанность обеспечения своевременного выполнения требований пожарной безопасности.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска в ходе проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности установлено, что бюджетное учреждение культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого» эксплуатирует здание, расположенное по адресу: г. Омск <адрес> условиях многочисленных нарушений правил и норм пожарной безопасности

Согласно акту проверки отдела надзорной деятельности при эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: г. Омск <адрес>, установлены нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно:

- не выполнена автоматическая система пожаротушения в зрительном зале (НПБ 110-03 т.3 п.30.2);

- клапаны удаления продуктов горения над сценой находятся в неисправном состоянии (ППБ 01-03 п. 98);

- помещения разного функционального назначения в сценической части не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости (СНиП 21-01-97* п. 7.4);

- отсутствует установка для удаления продуктов горения из подвального помещения над сценой без естественного освещения (СНиП 41-01-2003 п. 8 п.п. «б»).

19.01.2010 прокурором Октябрьского административного округа г. Омска было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Часть требований представления была выполнена, вместе с тем некоторые работы требующие капитальных финансовых затрат не исполнены, устранение нарушений предполагается по мере поступления финансирования во 2-м, 3-м квартале 2012 года.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что противопожарная защищенность в БУК г. Омска «Дворец культуры им. В.Е. Часницкого» не соответствует требованиям пожарной безопасности, что может привести к возникновению угрозы жизни и привести к массовой гибели людей.

В этой связи, не принятие учреждением мер по соблюдению пожарной безопасности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования прокурора ОАО города Омска о возложении на бюджетное учреждение культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого» обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании Дворца Культуры, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес> суд находит подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

В соответствии с пунктом 1.8 устава БУК «ДК им. В.Е. Часницкого» функции и полномочия учредителя учреждения в качестве отраслевого структурного подразделения Администрации города Омска осуществляет департамент культуры Администрации города Омска.

В связи с этим суд находит необходимым обязать департамент культуры Администрации г. Омска как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование для выполнения в срок до 01 июня 2012 года устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании Дворца Культуры, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес>, закрепленного за бюджетным учреждением культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого» на праве оперативного управления.

В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В связи с чем, суд считает возможным согласиться с позицией прокурора ОАО города Омска и определить срок для устранения в полном объеме выявленных нарушений пожарной безопасности – до 1 июня 2012 года, считая его разумным.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчикам: бюджетному учреждению культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого», департаменту культуры Администрации г. Омска.

Обязать бюджетное учреждение культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого» в срок до 01 июня 2012 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании Дворца Культуры, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес>

Обязать департамент культуры Администрации г. Омска как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование для выполнения в срок до 01 июня 2012 года устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании Дворца Культуры, расположенного по адресу: г. Омск, <адрес> закрепленного за бюджетным учреждением культуры г. Омска «Дворец культуры имени В.Е. Часницкого» на праве оперативного управления.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06 марта 2012 года

Судья                        ______________________                         Т.Г. Глазкова