2-109/2012 Решение от 14.03.2012 по иску Цицер М.Г. к МЧС России



Дело № 2-109/2012

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

14 марта 2012 года                                                                                                          г. Омск

Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Поповой Т.В.,

при секретаре Пономаревой И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цицер М.Г. к Департаменту пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, Государственному учреждению Специальному управлению ФПС № 51 МЧС России по Омской области об изменении формулировки увольнения, взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Истец с учетом уточнения обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с названным требованием, указав, что ... уволен с должности заместителя начальника Специального управления ФПС № 51 МЧС России по Омской области по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. ... истцом была пройдена военно-врачебная комиссия МСЧ УВД по Омской области, по выводам которой истец ограниченно годен к службе, может продолжать службу в должностях, отнесенных к третьей и четвертной группам предназначения. Просил отнести занимаемую им должность до увольнения к первой либо второй группам предназначения, изменить формулировку увольнения на увольнение в связи с ограничением здоровья, взыскать единовременное пособие при увольнении по указанному основанию в размере ... рублей.

В судебном заседании истец полностью поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что занимаемая им должность относится к первой или второй группам предназначения, поскольку ему выдавался комплект боевой одежды, он в течение периода службы входил в создаваемые оперативные группы, на основании приказа руководителя исполнял обязанности начальника управления на время отсутствия последнего. То обстоятельство, что он не был своим руководителем своевременно направлен для прохождения специального обучения для сдачи квалификационного экзамена для получения допуска к тушению пожаров, не может являться основанием для понижения группы предназначения.

Представитель истца Макуха О.Г. поддержала доводы, изложенные истцом, в полном объеме.

Представитель Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России начальник Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России» Дощенников А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством должность заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России» относится либо к третьей, либо к четвертой группам предназначения, поскольку заместитель, даже и являясь членом оперативной группы, не относится к личному составу дежурных караулов, непосредственно участвующих в тушении пожаров, а также к личному составу, обеспечивающему тушение пожаров и сменно несущему службу.

Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России» Григорович И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истец занимал должность, связанную с ведением кадровой политики управления, а также пожарного надзора, не был связан с тушением пожаров либо обеспечением их тушения. Истец был уволен в соответствии с требованиями закона, основания для изменения формулировки увольнения отсутствуют. Представила письменный отзыв по существу спора.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, личное дело № 72 Цицер М.Г., материалы гражданского дела № 2-3150/2011, суд приходит к следующему.

На основании приказа № ... от ... Цицер М.Г. уволен со службы с должности заместителя начальника Специального управления федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д. 25).

В должностной инструкции заместителя начальника Специального управления федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России указано, что заместитель начальника организует и осуществляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров, руководит наставничеством, занимается индивидуальной воспитательной работой, проводит аттестационные мероприятия вновь принятых и работающих сотрудников, осуществляет организацию надлежащего оформления приема на работа, переводов, увольнения, организует документооборот, связанный с трудовыми функциями работников, а также исполняет другие обязанности, связанные с кадровой работой управления (л.д. 20-23).

В соответствии с Положением о Государственном учреждении Специальном управлении федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России учреждение организует и осуществляет профилактику, тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества в особо важных и режимных организациях, а также осуществляет иные функции. Руководство учреждения осуществляется его начальником, который распределяет руководство различными направлениями между заместителями. Начальник учреждения не участвует в тушении пожаров, не обеспечивает их тушение (л.д. 37-42).

В соответствии с приказом № 42 от 29 мая 2009 года «Об организации повседневной деятельности ГУ «Специальное управление ФПС № 51 МЧС России» для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, сбора, обобщения и передачи информации установлено круглосуточное дежурство оперативных групп, утвержден список должностных лиц, допущенных к дежурству. Руководство оперативной группой поручено осуществлять одному из заместителей начальника управления в соответствии с графиком. Оперативная группа должна выезжать на все пожары, произошедшие на территории охраняемых организаций. Согласно регламенту рабочего времени сотрудников управления начало рабочего дня определено в 08 часов 30 минут, окончание в 17 часов 30 минут. Круглосуточное дежурство сотрудников управления осуществляется в выходные и праздничные дни по графику (л.д. 147-157).

Штатное расписание ФГКУ «Специальное управление ФПС № 51 МЧС России» содержит сведения, составляющие государственную тайну, выемка, пересылка указанного документа не допускается. Из пояснительной записки начальника управления следует, что в учреждении действуют две специальные пожарные части, состоящие из четырех караулов каждая, в караулах имеются: начальник караула, командир отделения, старший пожарный, пожарный, старший инструктор по вождению пожарной машины – водитель. Должности начальника, заместителей начальника управления входит в состав «Аппарат ФГКУ «Специальное управление ФПС № 51 МЧС России», подраздел «Руководство», в состав специальных пожарных частей должность заместителя начальника не входит (л.д. 82-83).

По сообщению начальника управления Цицер М.Г. выдавалась боевая одежда пожарного в ... году, допуск на право самостоятельного исполнения обязанностей руководителя тушения пожара и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ Цицер М.Г. не получал. Дыхательный аппарат на сжатом воздухе, предназначенный для организации и ведения боевых действий в непригодной для дыхания среде, за Цицер М.Г. не закреплялся, Цицер М.Г. в отсутствии допуска к тушению пожаров мог являться лишь наблюдателем за процессом ликвидации пожара (л.д. 50).

В соответствии с Наставлением по газодымозащитной службе ГПС МВД России от 30 апреля 1996 года газодымозащитник – сотрудник службы, подготовленный и аттестованный на ведение боевых действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде. Сотрудники ГПС, привлекаемые к тушению пожаров и признанные годными по состоянию здоровья к работе в СИЗОД, в установленном порядке должны быть обеспечены противогазами, дыхательными аппаратами (л.д. 88-145).

По данным, представленным Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, должность заместителя начальника Специального управления ФПС № 51 МЧС России, которую занимал Цицер М.Г., по видам деятельности не относится ни к первой, ни ко второй группам предназначения в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел РФ и внутренних войсках МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 14 июля 2010 года № 523 (л.д. 189).

Заместитель начальника военно-врачебной комиссии МСЧ УВД России по Омской области Емельянов Ю.В. пояснил в судебном заседании, что по результатам проведенного обследования категория годности выставляется независимо от занимаемой должности. Цицер М.Г. не имеет допуска к тушению пожаров. К третьей и четвертой группам предназначения относятся сотрудники, не участвующие в тушении пожаров и не обеспечивающие их тушение. Кадровые службы в полном составе относятся к третьей группе предназначения.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14 июля 2010 года № 523 «Об утверждении инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» к первой группе предназначения относятся следующие виды деятельности: тушение пожаров (сотрудники Федеральной противопожарной службы МЧС России – личный состав дежурных караулов (смен) пожарных частей 9кроме водителей), принимающий непосредственное участие в тушении пожаров); ко второй группе предназначения относятся следующие виды деятельности: тушение пожаров (сотрудники Федеральной противопожарной службы МЧС России – водители, личный состав, обеспечивающий тушение пожаров и сменно несущий службу (кроме диспетчерского состава).

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом. Запись в трудовую книжку об основании причине прекращения трудового договора должна производится в строгом соответствии с формулировками соответствующего федерального закона и со ссылкой на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи федерального закона.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания формулировки основания увольнения и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками соответствующего федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Цицер М.Г. уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ»).

Истец просил изменить формулировку увольнения, поскольку имеет ограничения по состоянию здоровья для занятия должности, с которой был уволен. Считает, что его должность относится к первой либо второй группе предназначения.

Проанализировав представленные и исследованные выше доказательства, нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения должности, занимаемой Цицер М.Г. до увольнения, к первой либо второй группам предназначения по следующим основаниям.

В соответствии с действующей Инструкцией к первой и второй группам предназначения относятся виды деятельности, непосредственно связанные с тушением пожаров (первая группа) и с обеспечением тушения пожаров (вторая группа). К указанным группам относится личный состав дежурных караулов (смен) пожарных частей.

Цицер М.Г. занимал должность заместителя начальника управления, отнесенную, согласно представленным сведениям, к аппарату управления, а не к специальным пожарным частям, действующим в управлении. Цицер М.Г. по роду своей деятельности занимался кадровыми вопросами, а также руководил оперативной группой, деятельность которой также не связана с тушением пожара, оперативная группа была создана в управлении на основании соответствующего приказа с целью оперативного реагирования в случае возникновения внештатной ситуации, сбора информации. Таким образом, действующие пожарные части в случае возникновения пожара либо иной чрезвычайной ситуации должны осуществлять тушение пожаров, ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, а сотрудники, входящие в состав оперативной группы, должны собирать сведения о произошедшем, осуществлять иные организационные функции по поручению руководителя. Личный состав пожарных частей действует в случае возникновения чрезвычайной ситуации либо пожара в соответствии с инструкциями с целью скорейшей ликвидации произошедшего, независимо от действий оперативной группы, состав которой не вмешивается в действия пожарных расчетов при тушении пожаров.

К первой и второй группам предназначения относится личный состав пожарных частей, непосредственно участвующий в тушении пожаров либо обеспечивающий тушение.

Тот факт, что истец входил в состав оперативных групп, утвержденный начальником управления, не может являться основанием для отнесения занимаемой им должности к первой либо второй группам предназначения, поскольку участники оперативной группы не принимали участие в тушение пожара либо в обеспечении его тушения.

Наличие у истца боевой одежды также не свидетельствует о том, что он мог участвовать в тушении пожара, поскольку у истца не было соответствующего допуска для работы с газодымозащитными средствами, за ним не закреплялся дыхательный аппарат на сжатом воздухе, предназначенный для организации и ведения боевых действий в непригодной для дыхания среде, не было допуска к тушению пожаров. При этом отсутствие допуска и закрепления за истцом необходимого оборудования не свидетельствует о допущенных в отношении него нарушений со стороны работодателя, истец не был обеспечен индивидуальными средствами защиты, а также не был допущен к тушению пожаров именно потому, что занимал руководящую должность в аппарате управления, не предполагающую участие в тушении пожаров.

Из Положения о Государственном учреждении Специальном управлении федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России следует, что начальник управления не участвует в тушении пожаров, не обеспечивает их тушение. Соответственно, то обстоятельство, что истец на основании приказов начальника управления исполнял обязанности начальника управления на время отсутствия последнего, не свидетельствует о том, что должность заместителя начальника управления должна быть отнесена к первой либо второй группам предназначения.

Проанализировав изложенное в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности увольнения истца по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, отсутствии оснований для изменения формулировки увольнения, взыскании выходного пособия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования, заявленные Цицер М.Г. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 51 МЧС России» об изменении формулировки увольнения, взыскании выходного пособия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                        Попова Т.В.