решение № 2-996/12 от 21.03.12 по иску прокурора ОАО г.Омска в интересах неопределнного круга лиц к ОАО `Омский НИИ институт технологии и организации произврдства деталей` о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о занятости населени



    Дело № 2-996/2012 г.

РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

            Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Косицыной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

21 марта 2012 года

дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о занятости населения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Омска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванными требованиями, мотивируя тем, что ответчиком не соблюдена обязанность по созданию (оборудованию) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства «О социальной защите инвалидов», «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановления Правительства Омской области № 16 от 27.01.2010 «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Так, относительно количеству рабочих мест 116 человек, квота для трудоустройства инвалидов установлена постановлением Правительства Омской области в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, что составляет 3 человека. По состоянию на 27 января 2012 на предприятии занято 5 рабочих мест в счет установленной квоты, специальное рабочее место для инвалида не создано, аттестация рабочего места с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена. Просит суд обязать ответчика создать минимальное количество специальных мест для трудоустройства инвалидов в размерах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в срок до 01.05.2012.

Представитель прокуратуры ОАО г. Омска по доверенности старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Маркова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Омский НИИД» - генеральный директор Гринберг П.Б. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил суду, что специальное рабочее место для инвалида должно создаваться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Трудоустройство инвалидов на специальные рабочие места осуществляется по направлению Центров занятости. Ответчиком созданы и оборудованы рабочие места для инвалидов в соответствии с имевшимися вакансиями и возможностями принятых на работу инвалидов, без участия Центра занятости и до принятия закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Кроме того, одно рабочее место, главного конструктора С., прошло аттестацию по условиям труда, то есть одно специальное и аттестованное рабочее место инвалида ответчиком создано. Просил в иске отказать.

Представитель ГУ Государственной службы занятости Омской области Тарабанов А.И. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, просил их удовлетворить.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В силу пунктов «б», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статьи 20 названного Федерального закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и специальных рабочих мест для инвалидов.

Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (статья 21 названного Федерального закона).

В силу статьи 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со статьёй 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» РФ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Обязанность работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации предусмотрена также статьей 224 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязывает организации создавать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Кроме того, названная статья устанавливает обязанность организации обеспечить соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, установлена: 1) квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; 2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В судебном заседании установлено, что среднесписочная численность работников ОАО «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» составляет 116 человек, в связи с чем установленная квота для приеме на работу инвалидов ответчиком составляет 3 человека.

По состоянию на 27 января 2012 года в ОАО «Омский НИИД» занято 5 рабочих мест в счет установленной квоты.

Вместе с тем в нарушение пункта 1 постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п, ответчиком специальное рабочее место не создано. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что рабочее место главного конструктора С., являющегося инвалидом, прошло аттестацию по условиям труда, не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное рабочее место не было аттестовано в качестве специального рабочего места.

В силу пункта 7 статьи 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» от 21 июля 2009 года обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест, в том числе и специальных, и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема инвалидов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Октябрьского АО г. Омска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом суд считает возможным установить срок для исполнения требуемой обязанности – до 01 июня 2012 года.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Омска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о занятости населения удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» создать минимальное количество специальных мест для трудоустройства инвалидов в размерах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в срок до 01 июня 2012.

Взыскать с открытого акционерного общество «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 26 марта 2012 года.

Судья                           подпись                                                                  М.А.Пирогова