Дело № 2-436/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре Горчаковой В.В., при участии прокурора Марковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 02 февраля 2012 года дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ефимкиной Н.В. об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приостановлении эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ до получения разрешения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа города Омска (далее - прокурор ОАО г. Омска) обратился в Октябрьский районный суд города Омска с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ефимкиной Н.В., указывая, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, проведенной прокуратурой округа установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Ефимкина Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет в настоящее время деятельность, связанную с предоставлением автоуслуг, в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, представляющим собой автомойку. При осуществлении деятельности у ответчика отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которое устанавливает предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, что необходимо в силу Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). При отсутствии указанного выше разрешения для данного производства не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация стационарных источников выбросов без разрешения на выброс создаёт угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Просит признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Ефимкиной Н.В. по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ - помещения автомойки, размещенного по адресу: <адрес> без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области. Приостановить эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух индивидуального предпринимателя Ефимкиной Н.В. – помещения автомойки, размещенного по адресу: город Омск, <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского административного округа города Омска В.В. Маркова, действующая на основании удостоверения, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что из объяснений, данных Ефимкиной Н.В. следует, что услуги на автомойке оказываются с сентября 2008 года до настоящего времени. При оказании услуг автотранспортом в закрытом помещении автомойки осуществляется выброс вредных (загрязняющих) вещества при заезде и выезде автотранспорта. Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не получалось, по причине незнания того, что при осуществлении деятельности необходимо получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ефимкина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель ответчика Ефимкина Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Дополнительно пояснила, что выбросы вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации автомойки не происходит. Указала, что 25 января 2012 года между ООО «ПП» и индивидуальным предпринимателем Ефимкиной Н.В. заключен договор на проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Таким образом, Ефимкиной Н.А. предпринимаются меры для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено по причине отсутствия у доверителя информации о необходимости получения указанного разрешения.
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.200 года № 183 регламентирован порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.
Пунктами 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000 года № 183 установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 8).
Выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 9).
В судебном заседании установлено, что индивидуальный предприниматель Ефимкина Н.В. с сентября 2008 года по настоящее время пользуется нежилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> принадлежащее на праве собственности Е.И.И. в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права, выданными ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Указанное помещение по <адрес> используется под автомойку.
С сентября 2008 года на данной автомойке оказываются услуги, что подтверждает Ефимкина Н.В., исходя из объяснений данных заместителю прокурора Октябрьского административного округа города Омска (л.д. 7) и не оспаривается представителем ответчика. При оказании услуг автотранспортом в закрытом помещении автомойки осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ при заезде и выезде автотранспорта.
Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух индивидуальный предприниматель не получил.
Таким образом, ответчиком в нарушение части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» с сентября 2008 года по настоящее время осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от организованного стационарного источника выбросов – автомойки, без соответствующего разрешения, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены. Обратного суду ответчиком представлено не было.
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Омской области согласно Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 № 8 выполняет функцию по выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством.
Таким образом, для данного источника выбросов в установленном законом порядке не определено, какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Судом не принимаются доводы ответчика, который указывает, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации помещения автомойки не происходят, поскольку согласно проекта обоснования расчётного размера санитарно-защитной зоны автомойки по <адрес> в Октябрьском административном округе города Омска вклад рассматриваемого объекта по всем веществам не превышает 0,1 ПДК, поэтому в соответствии с положением СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» рассматриваемый объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека.
Согласно Приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению от 08.12.2009 для подтверждения СЗЗ предприятием будут проведены лабораторные исследования химических веществ и шума (в зимнее и летнее время) с целью подтверждения в соответствии с программой лабораторного контроля. Сроки проведения замеров предлагается установить в течении 1 года с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения. При изменении предельных параметров здания, перечня технологического оборудовании предусмотренного проектом, проект «Проект расчётной (предварительной) санитарно-защитной зоны автомойки Е.И.И. по <адрес> города Омска требует корректировки, а данное заключение является недействительным (л.д. 34).
Мероприятий по подтверждению СЗЗ ответчиком представлено не было. Кроме того, в судебном заседании ответчиком заявлено об изменении предельных параметров здания, связанных с проведением реконструкции здания автомойки.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Неполучение ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.
На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В силу положений статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно статье 80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации названного объекта с грубым нарушением требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», в связи с чем, создается опасность причинения вреда в будущем, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей ответчика о том, что отсутствие у индивидуального предпринимателя Ефимкиной Н.В. разрешения, определяющего лимиты на выбросы, не свидетельствует о создании какой-либо угрозы окружающей среде, жизни и здоровью граждан; а также то обстоятельство, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о производстве ответчиком выбросов в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых норм, судом не принимаются во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух требует обязательного разрешения независимо от количественных показателей вредных веществ.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, поскольку истец в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от ее уплаты при подаче данного иска.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Ефимкиной Н.В. по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ - помещения автомойки, размещенного по адресу: город Омск, <адрес>, без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области.
Приостановить эксплуатацию стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух индивидуального предпринимателя Ефимкиной Н.В. – помещения автомойки, размещенного по адресу: <адрес>, до получения разрешения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ефимкиной Н.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2012 года