2-1824/2012 Решение от 16.05.2012 по иску ГУ Государственной службы занятости населения Омской области к ОАО `Омскшина`



Дело № 2-1824/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2012 года                                                                                                             г. Омск

Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Поповой Т.В.,

при секретаре Пономаревой И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области к Открытому акционерному обществу «Омскшина» о возложении обязанности по исполнению требований закона об обеспечении соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратились в Октябрьский районный суд г. Омска с иском к Открытому акционерному обществу «Омскшина», указав, что в ходе проведения проверки организации установлена среднесписочная численность работников организации - ... единиц, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов – ... единицы. В организации работает ... инвалидов, специальное рабочее место не создано, инвалид на данное рабочее место не трудоустроен. По результатам проверки организации уполномоченным должностным лицом выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от ..., которое в установленный срок до ... не исполнено. По информации казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Октябрьского АО г. Омска» среднесписочная численность работников организации по состоянию на ... составляет ... человек, размер установленной квоты для приема инвалидов – ... единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты – ... единиц. Специальное рабочее место не создано, инвалид на данное рабочее место не трудоустроен. Просили обязать Открытое акционерное общество «Омскшина» выполнить требования законодательства, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест для инвалидов; обеспечить создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в переделах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту, и принять на него инвалида.

          В судебном заседании представитель истца Тарабанов А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Иванова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ими не оспаривается наличие обязанности по соблюдению действующего законодательства о социальной защите инвалидов. Вместе с тем, указание истца на бездействие ответчика, в частности не принятие мер, направленных на выполнение предписания истца и соблюдение законодательства, является необоснованным, поскольку обществом предпринимаются все возможные меры в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о социальной защите инвалидов. Трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные в счет квоты для приема инвалидов, осуществляется организацией по направлению центров занятости, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию. Службой занятости населения инвалиды в общество для трудоустройства не направляются, обществом ежемесячно подаются сведения о потребности в работниках, наличии свободных мест. Кроме того, следует учитывать специфику шинного производства, а именно то, что это рабочие места, связанные с выполнением работ во вредных условиях труда. Из вышеуказанного очевидно, что установленная квота явно не соразмерна возможностям общества для приема инвалидов. Обществом совершаются действия, направленные на создание специального рабочего места, приобретается специальная мебель, оборудование, необходимые для создания специального рабочего места для работника – инвалида.    Ответчиком регулярно направляются сведения в учебные заведения, в общественные организации инвалидов о наличии рабочих мест для инвалидов.

          Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 22 данного закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Положениями п.п. 1, 2 ст. 3 закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» определена квота для приема на работу инвалидов для организации со среднесписочной численностью работников более ста человек, которая составляет не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, установлены: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

           Судебным разбирательством установлено, что по состоянию на ... среднесписочная численность работников у ответчика составляла ... человек, при этом размер квоты, предусмотренной изложенными выше нормативно-правовыми актами для инвалидов, составляет ... единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты в настоящее время ... единиц.

           Специальное рабочее место не создано, инвалид на данное рабочее место не трудоустроен.

           Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

           Также в судебном заседании установлено, что ОАО «Омскшина» в должной мере не предпринимает действий, направленных на выполнение предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области. Действия ответчика, направленные на выполнения предписания носят формальный характер и ограничиваются рассылкой информационных писем в профильные учебные заведения и общественные организации о потребности в работниках с наличием ограничений по здоровью. Кроме того, суд считает несостоятельной ссылку ответчика, связанную со спецификой шинного производства и ограниченными возможностями общества для приема инвалидов, поскольку порядок определения количества рабочих мест ля инвалидов на конкретном предприятии установлен законодательно, изъятий не содержит.

           Бездействием ответчика может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов.

           В силу п. 7 ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» от 21 июля 2009 года, обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест, в том числе и специальных, и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.

           Учитывая установленные по делу обстоятельства, которые подтверждают невыполнение обязанности, возложенной на работодателя приведенной выше правовой нормой, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

            В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец в размере ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования, заявленные Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области к Открытому акционерному обществу «Омскшина» о возложении обязанности по исполнению требований закона об обеспечении соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Омскшина» выполнить требования законодательства, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест и приема на них инвалидов.

Обязать Открытое акционерное общество «Омскшина» обеспечить создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в переделах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту, и принять на него инвалида.

           Взыскать с Открытого акционерного общества «Омскшина» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                        Попова Т.В.