2-350/12, гражданское дело по заявлению Геворгян В.Г. о признании недйствительным Распоряженя органа государственного контроля (надзор) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещения Геворгяна В.Г.



                                                   Дело № 2-350/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Носенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 января 2012 года дело по заявлению Геворгян В.Г. о признании недействительным Распоряжения органа государственного контроля (надзор) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещения Геворгяна В.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Геворгян В.Г. обратился в Октябрьский районный суд города Омска с заявлением к отделу государственного пожарного надзора Октябрьского административного округа города Омска Управления государственного пожарного надзора по Омской области. В обоснование своей позиции указывает, что ДД.ММ.2011 вынесено распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещений Геворгяна В.Г. . Согласно распоряжения в период с ДД.ММ. 2011 года по ДД.ММ. 2011 года проведена плановая проверка, по окончании которой составлен акт проверки от ДД.ММ. 2011 года, предписание от ДД.ММ. 2011 года. Указывает, что правовое обоснование, указанное в оспариваемом распоряжении не содержит в качестве основания проведения плановой, выездной проверки – исполнение перспективного пятилетнего плана проведения проверок ОНД Октябрьского административного округа города Омска на 2011 год. Оспариваемое распоряжение противоречит Приказу МЧС от 09.08.2010 № 382. Считает, что в ежегодном плане на 2011 год сведения о проведении плановой проверки в отношении физического лица Геворгяна В.Г. отсутствуют, перспективный план не является основанием проведения плановой проверки, то распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещений Геворгяна В.Г. от ДД.ММ..2011 незаконно, противоречит ФЗ «О пожарной безопасности». Просит отменить распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещений Геворгяна В.Г. от ДД.ММ..2011 , как противоречащее статье 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О пожарной безопасности», отменить примененные к Геворгяну В.Г. меры ответственности, установленные предписанием                  от ДД.ММ. 2011 года, постановлением о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от ДД.ММ. 2011 года.

Геворгян В.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Геворгяна В.Г. Жусупова Л.Ж., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, считая их подлежащими удовлетворению.

Представитель отдела государственного пожарного надзора Октябрьского административного округа города Омска Управления государственного пожарного надзора по Омской области Лихачёв Е.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования просил оставить без удовлетворения. Пояснил, что согласно пункта 6 Приказа МЧС России № 517 от 01.10.2001 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности» органы ГПН и государственные инспектора по пожарному надзору проводят проверки на объектах надзора в отношении собственников имущества. Деятельность инспекторов по пожарному надзору осуществляется в соответствии с перспективными пятилетними планами, ежегодными планами, личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учётом должностных обязанностей. Перспективный план утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане. В указанные выше планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется постановкой на учёт новых объектов надзора, созданием, реорганизацией, ликвидацией юридических лиц и в результате иных обстоятельств. На основе перспективного плана разрабатывается ежегодный план проверок, в который не вносятся проверки в отношении граждан-собственников помещений. Геворгян В.Г. был уведомлен о проведении проверки ДД.ММ..2011 . В ходе проверки выявлены нарушения, по результатам которых заявителю вручен акт проверки от ДД.ММ..2011 . Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Принимая во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2, "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. При этом при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон РФ № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Статья 1 Закона РФ № 69-ФЗ определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности» деятельность государственных инспекторов по пожарному надзору по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с перспективными пятилетними планами плановых проверок (далее – перспективный план), разрабатываемых в органах ГПН региональных центров МЧС России, органах ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделах (отделениях, инспекциях) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных воинских подразделений, с учётом административно-территориальных образований, а также зданий, сооружений, строений, технологических установок и иного имущества, расположенных на территории, обслуживаемыми указанными органами ГПН, на основе перспективных планов, ежегодными планами.

Согласно п. 23 приказа МЧС России № 517 перспективный план разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане.

Перспективный план утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане.

Приказ МЧС России № 517 пунктом 27 устанавливает, что учёт объектов надзора осуществляется путём ведения журнала учёта объектов надзора и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора, содержащего разделы с учётом классов функциональной пожарной опасности зданий и наружных установок, а для органов государственной власти и органов местного самоуправления – с учётом их территориальности. Журнал учёта объектов подлежит ежегодной корректировки с учётом полученных по результатам письменных запросов органов ГПН официальных документов из соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно п. 29 Приказа МЧС № 517 в перспективные, ежегодные и личные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется постановкой на учёт новых объектов надзора, созданием, реорганизацией, ликвидацией юридических лиц, результатами анализа обстановки с пожарами, изменением уровня противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий и иных организаций, результатами проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованными в установленном порядке организациями.

Судом установлено, что отделом надзорной деятельности Октябрьского административного округа города Омска Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДД.ММ. 2011 года принято Распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки в отношении Геворгяна В.Г. по адресу: город Омск, <адрес>. Цель проверки установлена, как исполнение перспективного плана проведения проверок ОНД Октябрьского административного округа города Омска на 2011 год (л.д.19). Задача проверки определена, как контроль соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. Предметом проведения настоящей проверки является соблюдение обязательных требований. Установлен срок проведения проверки с ДД.ММ. 2011 года, окончив проверку не позднее ДД.ММ. 2011 года. Правовым обоснованием проведения проверки являются статьи 6, 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре», Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ № 313 от 18.06.2003.

Статьи 6, 34 Федерального закона № 69-ФЗ устанавливают общие положения проведения Федерального государственного надзора, а также права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Положение о государственном пожарном надзоре, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 определяет цель обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, для достижения которой должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации и лицами без гражданства, а также должностными лицами требований пожарной безопасности.

Материалами дела подтверждено, что пятилетний перспективный план проведения проверок территориального отдела ГПН Октябрьского административного округа города Омска на 2011-2015 года содержит наименование физического лица – Геворгян В.Г., деятельность которого подлежит проверке, а также сроки проведения проверки: 2011 год – плановая проверка с ДД.ММ.2011 в течении 20 рабочих дней (истечение 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки); 2014 год- плановая проверка с ДД.ММ..2014 года в течении 20 рабочих дней (истечение 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки).

Пятилетний перспективный план утверждён начальником ОНД Октябрьского административного округа города Омска Е.А. Борисовым 19 августа 2010 года, что соответствует требованиям, предусмотренным п. 23 приказа МЧС России № 517 (л.д. 29-31).

Геворгяг В.Г. является собственником нежилого помещения , общей площадью <данные изъяты> кв.м., Литер <данные изъяты>, расположенном по адресу: город Омск, <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от ДД.ММ.2010 (л.д. 46).

Статья 6.1. Закона РФ № 69-ФЗ к возникшим по настоящему делу правоотношениям применению не подлежит, поскольку введена Федеральным законом     № 242-ФЗ от 18.07.2011 и не могла быть применена при формировании плана на 2011 год.

В силу статьи 37, части 1 статьи 38 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Учитывая наличие правоустанавливающих документов у заявителя на проверяемый объект недвижимости Геворгян В.Г. правомерно был внесен в перспективный пятилетний план плановых проверок по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах Октябрьского административного округа города Омска на 2011 -2015 года с учётом правил, предусмотренных пунктом 29 Приказа МЧС № 517.

ДД.ММ. 2011 года ОНД по Октябрьскому административному округу города Омска Геворгяну В.Г. направлено соответствующее уведомление, что не оспаривается заявителем.

В ходе проверки в отношении Геворгяна В.Г., собственника помещения по <адрес> выявлены нарушения обязательных требований: нарушено огнезащитное покрытие деревянного перекрытия, разделяющего офисные помещения от жилой части здания; на окнах установлены глухие металлические решетки; допускается совмещение офисных помещений и жилой части здания через проем (дверь, ведущая в подъезд) (л.д. 7). По результатам проверки составлен акт проверки, с которым заявитель ознакомлен, о чём свидетельствует его подпись (л.д. 7 с обратной стороны).

По результатам проверки вынесено предписание от ДД.ММ.2011 с указанием выявленных в ходе проверки нарушений и наименованием нормативно правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, требования которых нарушены. Так, выявлены нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций (ППБ 01-03 п. 36); в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов (ППБ 01-03 40); части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой (СНиП 21-01-97* п. 7.4) (л.д. 8). Указанные выявленные нарушения заявителем не оспариваются, напротив, признаются как имеющие место быть. В настоящее время принимаются меры для их устранения.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах ППБ 01-03.

Помимо данных Правил ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт Правил ППБ 01-03).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пунктом 10 Правил ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Постановлением от ДД.ММ..2011 за нарушение требований пожарной безопасности Геворгян В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа (л.д. 50).

Ссылки заявителя на Приказ МЧС РФ от 09.08.2010 № 382 не находят своё подтверждение, поскольку Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённый Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 № 382, регулирует отношения по определению последовательности и сроков действий по осуществлению государственных функций по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя Геворгяна В.Г., в связи с чем делает вывод, что оспариваемое решение в виде Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещений Геворгяна В.Г. от ДД.ММ..2011 принято надлежащим лицом в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» и не нарушает прав либо свобод заявителя, в связи с чем суд не находит оснований для отмены примененных к Геворгяну В.Г. мер ответственности, установленных предписанием от ДД.ММ. 2011 года, постановлением о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от ДД.ММ. 2011 года. Таким образом, оснований для удовлетворения требований Геворгяна В.Г. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требования, заявленные Геворгяном В.Г. об отмене Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещений Геворгяна В.Г. от ДД.ММ..2011 , оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    Е.Л. Бессчетнова